Амфибия Di-Cycle продолжила 140-летнюю историю

Амфибия Di-Cycle продолжила 140-летнюю историю

В стране и миреНаука и техника
Аттракцион или транспорт? Пара стоящих рядом колёс с сиденьями между ними, без всяких дополнительных опор, как кажется, не должна нормально ездить. Только кувыркаться. Качели на шоссе, да и только. И всё же многим изобретателям такая схема "самобеглой коляски" кажется привлекательной. Хотя бы внешне.

Один из симпатичных примеров столь нестандартного подхода к транспортному средству — это "Ди-Цикл" (Di-Cycle) от голландской компании GBO Design.

Этот педальный аппарат был разработан в 2005 году специально к местному дизайнерскому конкурсу Brabantse Spelen.

В отличие от моноциклов эта штуковина кажется более устойчивой. Но только чуть-чуть.

И всё же нельзя не отметить смелость замысла. Низко расположенное сиденье в сочетании с огромными колёсами придаёт водителю некоторую уверенность.

Ну а то, что такой "велосипед" будет везде привлекать к себе внимание, – никто и не сомневается.

Как пишут авторы проекта, совмещая спорт и современный дизайн, эта машина позволяет своему владельцу двигаться как по суше, так и по воде.

Последнее умение Di-Cycle должны обеспечивать, очевидно, поплавки в нижней части крепления колёс. Последние, в свою очередь, вращаются на подшипниках большого диаметра.

Дизайнеры рассуждали так. Хелмонд (Helmond), родной город компании GBO, обладает сетью как разветвлённой дорог, так и каналов. Плавающий велосипед со столь крупными колёсами, что позволят ему неплохо выбираться из воды на берег, пригодился бы для замечательных экскурсий по городу.

Увы, относительно работоспособности построенного образца никаких точных данных нет. Сама компания помещает его в категорию "концепты".

Но выполнимость идеи как таковой подтверждает история.

Дициклы (Dicycle) — достаточно распространённая вещь — как хобби "безумных" изобретателей. Правда, до сих пор никто, кажется, не пробовал сделать дицикл амфибийным. Тут голландским пионерам надо отдать должное.

Среди самодёлок-дициклов встречаются как педальные машины, так и образцы, обладающие каким-либо двигателем. Последние в англоязычной литературе также именуют Diwheel, противопоставляя эти "двухколёсники" машинам с последовательным расположением колёс (то есть обычным велосипедам и мотоциклам).

К дициклам следует отнести, к примеру, известный нам китайский Лотус. Но то был лишь яркий дизайнерский набросок. А вообще-то аппараты типа Dicycle/Diwheel колесят по планете давно. И они появились гораздо раньше Segway. А это ведь тоже дицикл, только электрический.

Так, ещё в 1870-х и 1880-х британская компания BSA (Birmingham Small Arms) строила велосипеды-дициклы.

Правда, формально это всё же были трициклы: помимо пары основных колёс у них имелось крошечное заднее колесо, для предотвращения опрокидывания. Такие машины нашли некоторое распространение, но уступили обычным велосипедам.

На гражданке на дициклы всегда смотрели, как на диковинку. А вот военные одно время видели в них потенциальное и очень грозное оружие.

Таковым должен был оказаться Большой Панджандрум (Great Panjandrum), созданный британцами во время Второй мировой войны.

Транспортом его можно назвать с натяжкой. Это чудище состояло из пары трёхметровых деревянных колёс с большой бочкой между ними.

Предполагалось, что Панджандрум должен доставляться к месту действия на борту десантного корабля. У самого берега аппарель открывали и поджигали набор из твёрдотопливных ракет, размещённых по кругу вдоль ободьев больших колёс. Да, у Панджандрума была ракетная тяга.


Грохочущая повозка должна была врываться на пляж, развивая до 100 километров в час и разрывая проволочные ограждения. Ну а наткнувшись на большое препятствие (предположительно — орудие или дот противника), этот аппарат должен был взорваться. 1,8 тонны взрывчатки содержалось в центральном барабане машины.

Так британцы намеревались расчищать путь для морского десанта.

Панджандрум построили и испытали в 1943 и 1944 годах, обнаружив полную несостоятельность идеи. Ракеты в ободьях колёс горели неравномерно, что приводило к полной непредсказуемости траектории устройства. Оно было опасно не столько для противника, сколько для запускавших его хозяев. К тому же аппарат часто опрокидывался набок.

Дицикл как более-менее удобный транспорт появился чуть позже.

В 1947 году некий инженер Эдуард Верейкен (Edouard Vereycken) из Брюсселя запатентовал двухколёсный самоходный аппарат с параллельными колёсами и двухместной открытой кабиной между ними.

По заверениям создателя, машина (а построена она была в том же 1947-м) могла развивать 185 километров в час. Но так ли это было на самом деле — теперь уж установить сложно. Заметим, быстрое торможение в таком случае приводило бы к многократному переворачиванию рамы с седоками вверх тормашками.

Интересно – были ли там предусмотрены удерживающие ремни? Едва ли.

Один же из самых примечательных современных двухколёсников появился в Швеции в 1999 году. Построил этот аппарат студент Йонас Бьёркхольтц (Jonas Bj?rkholtz) из Гетеборга.

Двухместную машину диаметром 1,96 метра и шириной 1,3 метра приводит в движение двухцилиндровый двухтактный ДВС объёмом 400 "кубиков" от снегохода.

Отличительная особенность — у колёс нет привычных осей и ступиц — вместо этого они вертятся вокруг роликов, закреплённых на неподвижных внутренних колёсах, составляющих часть рамы.

Шведский двухколёсник участвует в местных парадах и просто развлекает публику. Особенно людей забавляет трюк с переворотом. Благо, в отличие от моноциклов, здесь такой кульбит практически безопасен (если водитель и пассажир, разумеется, пристёгнуты).

Это лишь верхушка айсберга. Необычная схема расположения колёс не раз привлекала внимание новаторов. И пусть почти за 140 лет истории дициклы так не смогли стать массовым транспортом, своё место в ряду странных средств передвижения и в сердцах любителей экзотики они найдут всегда.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1393 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире