Российский автопад
Кризис ликвидности и сокращение объемов потребительского кредитования сразу с двух сторон нанесли оглушительный удар по отечественному автопрому.

Российские автомобили, и без того стремительно сдававшие рынок иномаркам, станут менее востребованы покупателями. Автопроизводители просят государство выделить десятки миллиардов рублей, чтобы остаться на плаву в условиях стремительно развивающегося кризиса.

В последние годы российский автопром, покорив сердца и кошельки наименее платежеспособной и не слишком требовательной к качеству части населения, вкладывал огромные средства в строительство дилерских сетей. Еще больше компании планировали потратить на создание новых платформ: известно, что вывести к потребителям принципиально новый автомобиль — недешевое удовольствие, которое обходится в $1-2 млрд.

Теперь об этих планах придется забыть. Менеджеры ломают головы, где взять деньги на обслуживание и возврат уже привлеченных кредитов, которые вкладывались в инфраструктуру продаж. Многие приходят к единственному выводу – помощь можно получить только от государства, которое с готовностью распечатывает ранее неприкосновенные нефтяные фонды.

С автокредитованием случилось то же самое, что и с банковской системой. В эпоху дефицита денег финансисты резко ужесточили условия к заемщикам и повысили процентные ставки. В итоге, если раньше в кредит продавалась примерно каждая вторая машина, то теперь — каждая четвертая-пятая. Взять деньги в банке могут лишь люди с высокими доходами, причем уверенные в том, что их не уволят. А таких сейчас очень немного, и они не пойдут покупать ни «Жигули», ни УАЗик. Раньше они покупали дорогие иномарки, теперь выбирают более бюджетные. А потенциальные клиенты «АвтоВАЗа» и других российских гигантов оказались за бортом.

Неудивительно, что продажи автозавода, который и ранее укреплял свои позиции на отечественном рынке намного медленнее иностранных компаний, упали в 13 раз – по итогам первого полугодия 2008 года рост объемов продаж составил 13%, а в сентябре – всего 1%.

В целом продажи автомобилей в России в сентябре упали в два раза. Темпы роста сократились до 22% (после 40% в первом полугодии). В условиях кризиса зарубежные производители и их дилеры оперативно снижают цены. Российские заводы, похоже, к этому не готовы. Зато они прекрасно знают, что можно попросить помощи у государства, и оно не подведет, особенно когда менеджмент – сплошь выходцы из чиновничьих коридоров.

Впрочем, руководители «АвтоВАЗа» теперь убеждают всех в том, что 60% рост российского рынка, который наблюдался несколько месяцев – это аномалия, и расти следует на несколько процентов. Дилеры не сомневаются: ситуация на рынке настолько угрожающая, что по итогам года темпы роста продаж не превысит 10%. А в следующем году, если экономика не избежит роста инфляции, безработицы и, как следствие, сокращения доходов населения, автомобили вообще никто не будет покупать.

В первую очередь это ударит по российским заводам, которым придется существенно сократить производство. Если такие монстры, как Nissan, Hyundai, Toyota и Honda останавливают конвейер или уменьшают выпуск машин, то что же можно говорить о производителях отечественный марок.

«АвтоВАЗ» уже сообщил чиновникам, что ему нужно от правительства около $ 1 млрд — на подержание продаж. Интересно, что еще недавно концерн неторопливо раздумывал, от какой бы иностранной компании получить деньги в обмен на миноритарный пакет акций — зарубежные партнеры просто стояли в очередь. Кроме того, «АвтоВАЗ» еще несколько месяцев назад собирался проводить IPO, о чем теперь не стоит даже и вспоминать. Впрочем, так же, как и про желание в разы увеличить производство.

«КАМАЗ» также недавно строил планы IPO и продажи доли стратегическому инвестору. Но когда акции всех российских компаний обесценились в разы, все эти инвестиционные идеи становятся бессмысленными. А финансировать инвестпрограмму на что-то нужно, в связи с чем «КАМАЗу» тоже срочно нужны деньги — и не только на развитие, но и пополнение оборотных средств. Потребность завода в деньгах оценивается примерно в 20 млрд руб., причем «КАМАЗ» – это редкая компания, которой удалось получить банковский кредит в нынешних условиях. Правда, очень небольшой — около $ 150 млн, но сейчас дорога каждая копейка.

Примерно в $1 млрд эксперты оценивают «прореху» в бюджете другого гиганта — «ГАЗа». Он просит контрагентов о рассрочке платежей так, как акционер завода, холдинг Олега Дерипаски «Базэл», а также банки-кредиторы сами нуждаются в деньгах.

Финансовые проблемы могут привести к тому, что российские производители, вопреки здравому смыслу, не опустят, а наоборот поднимут цены. По большому же счету, судьба автопрома находится в руках спекулянтов, торгующих на бирже фьючерсами на нефть: если этот товар продолжит падать в цене, то у российской экономики будут большие проблемы, и людям будет не до автомобилей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Андрей Михайлов
rosbalt.ru

всего: 1708 / сегодня: 1

Комментарии /1

23:4728-10-2008
 
Александр
В задницу этот русский автопром. Кстати, народ, во Владике цены дико скокнули недели 3 назад. К примеру, марк 2, который стоил 5500, за одну подорожал до 8000. Новые машины не продают, ждут момента, а конструктора дико дорожают. И это ещё не предел. Спасибо огромное нашему любимому правительству за повышение пошлин.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире