Безденежье ударит по здоровью

Безденежье ударит по здоровью

В стране и миреЭкономика и финансы
Страховщики не собираются снижать цены на полисы ДМС.

Массовые сокращения персонала и желание работодателей сэкономить на соцобеспечении сотрудников приведут к стагнации рынка добровольного медицинского страхования. Тем не менее, страховщики не собираются снижать цены на полисы ДМС.

По прогнозам участников рынка, страховой бизнес в полной мере ощутит влияние финансового кризиса только в следующем году. Ожидается, что рост премий страховых компаний сократится в несколько раз, а некоторые сегменты услуг вообще могут остаться невостребованными. В частности, массовые сокращения персонала и желание работодателей сэкономить на соцобеспечении сотрудников приведут к стагнации рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). Страховые компании будут стремиться сделать полисы более доступными для потребителей, однако, как признаются сами страховщики, существенно снизить стоимость полисов во время кризиса они не смогут.

Участники рынка будут «выкручиваться» за счет новых страховых продуктов и изменения условий оплаты. Отечественные страховщики развивают ДМС в основном за счет корпоративных клиентов, продавая полисы компаниям по «оптовым» ценам. За последние несколько лет полисы ДМС стали пользоваться популярностью у работодателей: они являются проявлением хорошего тона и щедрости компании, а также мотивируют сотрудников. При этом физические лица по-прежнему занимают в портфелях по ДМС весьма незначительную долю — до 5% в зависимости от региона.

По прогнозам экспертов, финансовый кризис приведет к массовому оттоку как корпоративных, так и частных клиентов. Как отмечают участники рынка, этот процесс уже начался. «Небольшие банки, финансовые структуры, которые занимались, например, ипотечным кредитованием, а также автосалоны сейчас не перезаключают договоры ДМС», — сообщила «Росбалту» директор по личным видам страхования СГ «АСК» Александра Богданова.

По ее словам, некоторые клиенты берут паузу до Нового года и заявляют, что рассмотрят возможность продления договоров в зависимости от того, как будет развиваться бизнес. «Если раньше у нас страховались коллективы по 3 тысячи человек, то сейчас страхуют в основном руководство компаний и наиболее ценных сотрудников — это может быть 300-400 человек из нескольких тысяч», — отмечает Богданова.

При этом эксперт ожидает, что в будущем году большинство клиентов так и не решится продлить договоры со страховыми компаниями. Это, в лучшем случае, приведет к падению роста премии страховщиков до 10-15% (по сравнению с 50-60% в 2007 году), в худшем — сегмент ДМС ждет стагнация и, возможно, сокращение.

Впрочем, пока есть надежда, что рынок ДМС продолжит развиваться. Крупнейшие участники страхового рынка не исключают, что в ближайшее время появятся новые страховые продукты, которые смогли бы заинтересовать клиентов даже во время кризиса. «У нас уже есть заказы на более экономичные продукты, — отмечает руководитель СК «Allianz Евразия Медицина» Ольга Степеннова. — Это, например, полисы в рассрочку, а также различные варианты софинансирования — когда часть стоимости страховки оплачивает работодатель, а часть — сотрудник». Сейчас «облегченные» страховки востребованы в первую очередь в Москве, однако в ближайшем будущем эта волна дойдет и до регионов.

В АСК также не исключают, что в связи с кризисом придется скорректировать продуктовый ряд. «Возможно, будут разрабатывать новые продукты: например, стоимость страховок будет меняться за счет снижения уровня сервиса», — рассуждает Богданова. Однако, по ее мнению, существенно снизить цены на полисы не получится, поскольку стоимость медицинских услуг для населения постоянно растет. «Мы недавно получили прейскуранты на медуслуги от нескольких муниципальных медучреждений Санкт-Петербурга, в которых тарифы повысились на 20-40%. Это связано с ростом тарифов на ОМС (с 1 ноября тарифы выросли на 40%, а с 1 января планируется повышение еще на 10%)», — отмечает эксперт. По ее словам, стоимость медицинских услуг складывается из двух основных факторов: зарплаты врачей и тарифов на коммунальные услуги. Только за январь-октябрь услуги ЖКХ подорожали на 15%, а в будущем году ожидается рост на 20%.

Кроме того, участники рынка ожидают увеличения стоимости услуг скорой помощи. По прогнозам аналитиков, в 2009 году цены на коммерческую «неотложку» вырастут почти в 2 раза. Исключить услугу «платной скорой помощи» из набора ДМС невозможно — она пользуется у населения стабильно высоким спросом: службы скорой помощи в Москве и Петербурге зачастую просто не справляются с потоком вызовов, и «бесплатную скорую» приходится ждать часами.

Нежелание снижать цены на полисы ДМС страховые компании объясняют заботой о клиентах: в случае невыполнения ряда обязательств пострадает в первую очередь клиент, во вторую — репутация страховщика. Поэтому компании стараются себя обезопасить за счет увеличения стоимости страховок. «Страховые компании, которые сейчас пытаются снижать цены на полисы, в дальнейшем будут испытывать проблемы с выплатами. Рынок медицинских услуг не идет на понижение — медуслуги дорожают. Мы вынуждены повысить тарифы с 1 января в среднем на 10-20% на разные виды услуг, иначе мы не сможем выполнять обязательства», — отмечает Богданова.

Очевидно, что негативные тенденции в сегменте ДМС способствуют появлению на рынке многочисленных мошенников, главным козырем которых станут цены на полисы ДМС, а потенциальными жертвами — граждане, которые из-за дороговизны страховки не могут позволить себе приобрести полис. Сегодня средняя стоимость ДМС для частных клиентов среднего возраста в страховых компаниях России составляет от 25 до 50 тыс. руб. в год (в зависимости от суммы страхового покрытия и пакета услуг). С учетом того, что «подлечиться» за умеренную плату в России готовы многие, более дешевые полисы ДМС вызовут у россиян живой интерес. Но демпингующим компаниям попросту будет нечем платить компенсации.

Впрочем, в запасе у мошенников есть и другая псевдо-страховая схема: продажа полисов, обеспечивающих оплату отдельной услуги в рамках уплаченного взноса. По сути, это не является «страхованием», поскольку отсутствует «рисковая» составляющая, а стоимость такого полиса равна страховому покрытию по нему. Участники страхового рынка уже сейчас успешно продают такие продукты, а с наступлением финансового кризиса подобных предложений станет еще больше.

«Настоящие» полисы ДМС по-прежнему будут слишком дороги для россиян, а спрос на них со стороны корпоративных заказчиков продолжит падать. Между тем, страховщики привыкли к росту бизнеса на 60% в год и терять доходы не собираются. Так что россиянам придется мириться с тем, что полис обязательного медицинского страхования (ОМС) не покрывает львиной доли расходов на лечение, а ДМС останется малодоступным.

 

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Мария Коваценко
rosbalt.ru

всего: 1342 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире