Приведи друга в ПТУ – получи премию!

Приведи друга в ПТУ – получи премию!

В стране и миреВ мире
Что будет с системой среднего и начального профобразования в условиях кризиса

В вузах страны прошли конференции на темы разразившегося мирового экономического кризиса. А в стане среднего профессионального образования случился почти праздник – День профессии, который проходил одновременно в восьми российских регионах. Представители сектора уверены, кризис заставит выпускников и их родителей по-новому взглянуть на перспективы среднего и начального профобразования в стране.

В крупных городах РФ, в рамках акции День профессии школьники отправились в техникумы и ПТУ на знакомство со специальностями рабочего. Сразу оговоримся – высококвалифицированного рабочего. Акция прошла в Ярославле, Казани, Воронеже, Нижнем Новгороде, Самаре, Сызрани и других городах РФ.

Сначала несколько цифр официальной статистики. За последние пять лет трудоспособное население России выросло с 66 млн. до 70,6 млн. От 40 до 70% населения, занятого в различных отраслях экономики, особенно в непроизводственной сфере, занимают специалисты со средним и начальным профессиональным образованием. Ежегодно около 1 млн. таких молодых людей выходят на рынок труда. Средние затраты государства на одного студента колледжа или лицея составляют около 29 тыс. руб. - это меньше, чем в вузе. После девятого класса в техникумы и колледжи поступают около 35% выпускников.

По мнениям Виктора Демина, президента Союза директоров средних специальных учебных заведений, и директора Красногорского оптико-электронного колледжа, сегодня общество уже получило сигнал, что в учреждениях профобразования тоже можно сделать успешную карьеру. Главное, чтобы учебное заведение было инновационным, ориентированным на конкретные запросы рынка труда. А таких, как оказалось, теперь немало. «Второй год государство поддерживает в рамках нацпроекта «Образование» инновационные учреждения начального и среднего профобразования. Около 4 миллиардов рублей выделено на поддержку инновационных проектов почти 150 учебных заведений, – рассказал на пресс-конференции по итогам акции Виктор Демин. – Инновационное развитие получила учебно-материальная база, заработала система переподготовки и повышения квалификации преподавателей, которые ранее были замкнуты только в педагогических технологиях, теперь они уже говорят на одном языке с работодателем. Создано около 40 ресурсных центров, которые задают весь тон в развитии системы».

Кстати, в самом Красногорском оптико-электронном колледже школьников на День профессии завлекали уникальными лабораториями, приближенными к условиям реальной производственной деятельности. Продемонстрировали прибор для иридодиагностики, применяемый в современной медицине. Рассказали, что ставить диагноз по радужной оболочке глаза умели еще во времена Тутанхамона. Намекнули о нанотехнологиях, которыми тоже занимаются в техникуме. В ближайшие 5 лет ожидается бум появления новых товаров с использованием наноматериалов. На данный момент рынок наноматериалов пока представлен углеродными нанотрубками, нанопроволоками, нанопористыми материалами, наночастицами, наноструктурированными металлами, дендримерами, квановыми точками, фуллеренами. Впереди всех – Япония и США. Но опускать руки не надо, сказали взрослые детишкам… По словам Виктора Демина, средний возраст специалистов на профильном предприятии сегодня составляет 54–56 лет. До 2003 года новых кадровых вливаний практически не поступало. Ситуация изменилась только в последние 4 года, когда молодежь стала занимать рабочие места на заводах. Но дефицит кадров есть и сегодня. И даже в условиях кризиса он не сокращается.

По словам представителей Минобрнауки, во всех городах – участниках акции департаменты образования регионов в свое время провели обследование своих предприятий и узнали потребность работодателей в квалифицированных рабочих кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. По заявкам работодателей сформировали план приема в профессиональные образовательные учреждения.

По мнению министра образования Самарской области Дмитрия Овчинникова, ежегодно предприниматели России тратят около 500 млн. руб. на подготовку и переподготовку специалистов, минуя государственную систему профессионального образования. Задача дня – согласовать интересы работодателей и деятельность учреждения начального и среднего профессионального образования. В Самаре, например, уже несколько лет проводится независимая сертификация выпускников НПО и СПО с участием работодателей, но проходят ее не более 10% выпускников. При этом зачастую работодатели сами затрудняются сформулировать перед учебными заведениями свои требования к профессиональным компетенциям молодого рабочего и предпочитают доводить выпускников непосредственно на производстве.

По мнению самарцев, приблизить учебное учреждение к производству могло бы государственно-частное учредительство в системе профессионального образования. Однако в этой сфере существуют законодательные ограничения. Самарцы предлагают еще одну меру, которая могла бы повлиять на ситуацию с подготовкой кадров. Затраты по этой статье должны включаться в себестоимость продукции. Сегодня же предприятие оплачивает этот вид деятельности из чистой прибыли.

Заместитель директора Казанского авиационно-технического колледжа им. Дементьева Людмила Самолдина рассказала, что опыт их колледжа говорит об обратном. Их выпускник хорошо знаком с авиационным производством и с первого же дня готов приступить к своим обязанностям на производстве. В последнее время на КАПО им. Горбунова были введены новые подходы к проектированию самолетов. И в колледже решили закупить профессиональное оборудование, позволяющее учащимся заниматься проектированием летательных аппаратов в стенах учебных аудиторий. Выпускники трудоустраиваются.

В Нижегородском индустриальном техникуме гордятся подготовкой будущих техников сварочного производства (они изучают специальные предметы: «Спецчерчение», «Инженерная графика», «Проектирование сварочного производства» и др.) А демонстрируя свою сварочную мастерскую, любят рассказывать историю о том, как некое предприятие не могло найти квалифицированного газоэлектросварщика, пока не объявило по радио о его зарплате… в 80 тыс. руб.

Прошедшая акция удивила изобретательностью техникумов в работе по профориентации школьников. Например, в Ярославском профессиональном лицее № 2 введено поощрение за привод потенциального студента: «Приведи учиться в лицей своего друга – получи премию!» К такому способу набора пришли после того, как выяснили, что наиболее эффективными носителями рекламы об образовательном учреждении являются сами учащиеся лицея.

В общем, кому кризис – враг, а кому, похоже, – родная мать.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Елена Герасимова
ng.ru

всего: 1593 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире