Немецкое качество диплома

Немецкое качество диплома

В стране и миреВ мире
Германия хотела бы увеличить количество вузов, работающих по совместным с РФ программам

Вопрос о качестве подготовки специалистов среднего звена в центре внимания образовательной политики. Опубликован новый список востребованных профессий. Большинство вакансий требуют профессиональной подготовки высокого качества. В Европе кузницей кадров инженеров считается Германия. «НГ» расспросила парламентского статс-секретаря, заместителя министра образования и научных исследований Германии Андреаса Шторма о том, как это происходит у них.

– Господин Шторм, в России идут реформы в образовании. А есть ли нечто подобное нашим преобразованиям у вас?

– Для более успешных действий внутри страны мы так же, как и вы, провели ряд реорганизационных мер. Например, есть в Германии такая особенность, что каждая земля имеет свои полномочия и компетентности в области школьного образования. За профессиональное образование большей частью ответственность несет федеральная власть. За высшее образование – и земли, и федеральный уровень. Поэтому долгое время мы не обращали внимания на общую картину образования. После ряда исследований о результатах нашего образования началось переосмысление того, что происходит с ним. Мы решили, что качество подготовки станет лучше, когда вся система образования будет рассматриваться как одно целое. И уже второй год земли составляют доклады о состоянии образования. А если требуется наше вмешательство в ситуацию, мы немедленно действуем... У нас большая проблема – качество образования мигрантов. Наша задача – сократить количество молодых людей, покидающих школу без образования. Второй момент – мы хотим сократить отсев молодых людей из вузов.

– Кстати, сколько молодых людей не завершают учебу в вузах?

– Примерно 10–15% молодых людей. Причем 85% из них уходят на первых двух курсах.

– Какой вы видите перспективу отношений между нашими странами в области образования? И где, на ваш взгляд, наши главные точки соприкосновения?

– Первое (после восстановления единой Германии) соглашение о научно-техническом сотрудничестве между нашими странами появилось еще в 1986 году. За последние 20 лет оно непрерывно расширялось. Сегодня сфера нашей общей деятельности развивается в трех направлениях: научные исследования и инновации, повышение квалификации и профподготовки руководящих кадров в экономике и управлении, повышение руководящих кадров государственного управления. Исследования наших экономистов показали, что мы должны уделять больше внимания научной сфере. Именно она обеспечит рост нашей экономики. К 2010 году мы надеемся на две трети увеличить количество научных разработок. За время с 2005 года на научные проекты правительством Германии выделено 7 миллиардов евро. И основными элементами сети партнерства станут совместные группы экспертов и долгосрочные соглашения о партнерских связях между вузами, научными институтами, исследователями и учеными. Их контакты будут осуществляться с привлечением головных и отраслевых научных сообществ, союзов и академических структур. Нам нужно большое количество кадров. Поэтому мы готовы к расширению сотрудничества с Россией по обмену специалистами.

– Итак, новый этап сотрудничества с РФ в области образования включает в себя еще и…

– ...подготовку специалистов с двумя дипломами. Такое сотрудничество уже есть между Берлинским техническим университетом и МГТУ имени Баумана и другими нашими вузами. Мы хотим, чтобы таких вузов было больше. У нас в этом году побит своеобразный рекорд – в вузы поступило 40% выпускников школ. Мы намерены поддержать стипендиями наших мастеров (в РФ – магистрантов. – «НГ»).

– Но в РФ значительно большее количество молодых людей поступают в вузы... Кстати, цель получить высшее образование – вообще благая цель?

– У нас столетняя традиция – качественная профессиональная подготовка. Важная часть экономической политики государства, на наш взгляд, – это направленность на техническое профобразование. Оно ничуть не уступает в качестве высшему. Нашими экспертами и международными независимыми организациями сейчас ведется работа по разработке критериев, по которым мы сможем сравнивать уровень профессиональной подготовки специалистов в разных странах. Пока ситуация везде очень разная. Например, медсестра в Германии получила профессиональное образование, а медсестра в Лондоне – окончила высшее учебное заведение. Необходимо понять, где те сферы, в которых можно обойтись профподготовкой, а где – классическим высшим образованием.

– В РФ сейчас встал вопрос оценки качества преподавательской деятельности. Задумались о том, как ведется исследовательская работа в вузах. Появилось желание дать вузам возможность создавать свои фирмы. А кто оценивает достижения ученых у вас?

– В Германии есть ученый совет, куда входят светила нашей науки. Они недавно провели свою экспертизу. Результатом этой проверки стал пересмотр всей системы высшего образования. Объединение филиалов, изменения условий их деятельности. Мы пришли к выводу, что нужно дать больше свобод вузовской науке, в том числе и финансовых. Комитет по бюджету согласен на это, но при условии, что вузы докажут свою конкурентоспособность. Поэтому мы намерены привлечь к оценке их деятельности еще и экспертов со стороны.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1221 / сегодня: 1

Комментарии /1

10:3719-12-2008
 
Читатель
всегда завидовал немцам, молодцы, сначала исследуют проблему, потом уже начинают ее решать. У нас - один идиот в руководстве ченить ляпнет (например егэ), идею сразу в массы в разработку, никого не спрося, ни с кем не посоветовавшись получили идиотский егэ. Уже не говорю про программу создания Федеральных Университетов и то как она форсируется ... клиника.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: