Сегодня директор Федеральной миграционной службы Константан Ромодановский ознакомил общественность с итогами работы государственной программы оказания содействия по добровольному переселению соотечественникам из-за рубежа. По состоянию на 5 декабря в Россию переехали порядка 8,5 тысяч участников этой программы вместе с членами их семей. При этом Ромодановский отметил положительную динамику программы – с июля ежемесячно приезжало около тысячи человек. Дальнейшие направления работы программы обсуждались на специальном заседании Совета Безопасности РФ.
Программа содействия переселению была принята указом президента РФ в 2006 году; срок ее действия – до 2012 года. В первую очередь предполагалось привлекать людей из республик Центральной Азии и Закавказья. По разным данным, в странах Центральной Азии сейчас проживает от 5 до 10 миллионов наших соотечественников. При переселении полагался ряд льгот (например, ввоз своего имущества и одного автомобиля без уплаты таможенной пошлины; участник программы и члены его семьи получают государственные гарантии и соцпакет (оплачивается переезд на постоянное место жительства в России, компенсируются расходы на уплату государственной пошлины, выплачиваются единовременные «подъемные»); первые полгода при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе.
В итоге темпы резко замедлились. Сказали свое слово и волокита и несогласованность местного и общефедерального уровней. В Новосибирске, например, выплаты начнутся лишь с 2009 года, так что уже пришедшие заявки администрация была вынуждена отсылать обратно. «Забуксовала» программа и в Красноярском крае.
В настоящий момент о своей готовности принимать соотечественников заявили Тюменская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморье, Иркутская область, Корякский автономный округ. В 2009 году в каждый из этих регионов могут переселиться по нескольку сотен человек. Однако неблагоприятная экономическая ситуация сейчас может испортить все дело, хотя власти заявляют о сохранении всех взятых на себя социальных обязательств вне зависимости от экономической конъюнктуры. Еще один фактор риска – это проблема коммуникаций. Приехать в Сибирь и на Дальний Восток можно, а вот уехать куда труднее – слишком дорого стоит обратный проезд. До недавнего времени власти обещали разрешить эту проблему – однако найдутся ли деньги на организацию более дешевых пассажироперевозок в нынешних условиях, когда бюджет впервые за долгие годы будет дефицитным (недостаток предполагается покрывать из Резервного фонда)? И третья проблема – сокращения рабочих мест, уже начавшиеся в регионах; пик этого процесса, как предполагают, придется на весну. В этой ситуации многие приезжающие из других стран соотечественники рискуют попросту не найти работу – и тем самым составить компанию уже потерявшим ее жителям в регионах.
Решать все эти проблемы может только государство – в тесном взаимодействии с местной властью. На фоне кризиса в США, например, были организованы общественные работы, оперативно приняты другие меры, чтобы смягчить его проявления для простых людей. Если власть сумеет так же оперативно (а главное - грамотно) отреагировать и здесь – программа по переселению соотечественников может дать свои плоды уже в краткосрочной перспективе. Ведь каждый вновь приехавший специалист сам заинтересован в том, чтобы как можно скорее начать работать. Иначе же и эта перспектива привлечения специалистов в районы Сибири и Дальнего Востока окажется безнадежно потерянной. А время не ждет.
Комментарии /1
Ведь возвращаются как известно обратно целыми семьями и никакой помощи им не оказывают.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: