Продолжающийся финансовый кризис отодвинул на второй план многие проблемы. Однако среди этих проблем есть системные противоречия, способные оказать самое негативное влияние на стратегическое развитие не только нашей экономики, но и всего российского общества. Речь идет о системе высшего образования.
В чем ее современные проблемы?
Первое – интеллектуальная изношенность производственных фондов. Здесь я, конечно, имею в виду не здания и сооружения, а профессорско-преподавательский состав, который кто в силу возраста, а кто и в силу неспособности не отвечает требованиям инновационной экономики. Вузы категорически не улучшают кадровый потенциал, молодые талантливые выпускники по объективным причинам не торопятся идти преподавать. Силой никого не загонишь, а ни у вузов, ни у государства нет необходимых средств для организации кадровых инъекций. Про научную работу вузов вообще не говорю – она давно превратилась в профанацию.
Высшая школа требует инвестиций, а за это можно расплачиваться только акциями и долями в собственности вузов. Частник не станет покупать кота в мешке, ему нужны реальные активы и возможность управления этой новой для него собственностью и деятельностью. Крупный бизнес как никто другой ощущает нехватку кадров по целому ряду специальностей, он уже давно стоит у ворот вузов, но войти в них он сможет только после приватизации высшей школы.
Вернемся к нашим противоречиям. Вторая проблема вытекает из первой. Вуз не несет никакой ответственности за качество выпускаемых специалистов, бакалавров, магистров. В условиях растущей экономики на фоне нереальных цен на нефть нам, обществу, это еще сходило с рук. А как быть в условиях обострения международной конкуренции при наличии низких цен на нефть? Где наши конкурентные преимущества? Мы уже привыкли говорить, что главное наше богатство – люди. Но если они после окончания вузов ничего не знают и ничего не умеют, это богатство или балласт?
Как добиться ответственности вузов? Только одним способом – введением реальной (в денежном выражении!) платы за обучение. Сейчас государство «как бы платит» государственным вузам за подготовку специалистов, часто не покрывая и половины затрат университетов. В ответ вузы «как бы готовят» этих специалистов. Выход, видимо, в том, чтобы государство полностью покрывало расходы на обучение, но при этом неминуемо брало на себя ответственность за трудоустройство выпускников. Все просто: кто платит, тот и заказывает музыку.
В случае введения реальной платы за обучение и соответственно обязательного распределения мы смогли бы выйти на нормальное планирование подготовки нужных стране специалистов и обеспечить конкуренцию вузов за получение реальных денег от государства. И не только от государства. Платить за подготовку могут и корпорации (если им нужны те или иные специалисты), и сами абитуриенты (если они хотят самостоятельно определять свою судьбу). Даже сами вузы, если у них есть свободные средства и возможности, смогли бы торговать специалистами. Здесь мы получим создание системы инвестиционного распределения выпускников, основанного на реальных кадровых потребностях экономики.
Сократится ли в этом случае прием в вузы? Да, сократится, но, с одной стороны, повысится качество подготовки, а с другой – мы и так стоим на пороге сокращения поступлений в высшие учебные заведения, что связано с демографическим спадом начала 90-х.
Комментарии /3
...главное обещали не поднимать....в новостях разтрендели....а в реале - все по прежнему
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: