Медведев и Путин связаны страхом перед будущим?

Медведев и Путин связаны страхом перед будущим?

В стране и миреПолитика
Я понимаю, что ожидание освобождения Светланы Бахминой в известном смысле трансформировалось в ожидание того, способен ли здравый смысл победить бессмысленную жестокость.

То есть способна ли российская власть хотя бы в этом очевидном случае, когда закон позволял освободить осужденного, дать закону сработать, несмотря на то, что человек осужден по делу ЮКОСа. Просто поразительно, как старательно месяцами все делалось для того, чтобы общество услышало недвусмысленный сигнал: «Ничего не изменилось».

Власть может расслабиться. Все все услышали. Ничего не изменилось. Новый президент, старый президент. Тандем есть тандем. Даже если Светлану освободят в Москве под 100 телекамер, а я все же надеюсь, что ее освободят, это ничего не меняет в концепции взаимоотношений власти и общества, принятой Владимиром Путиным в тот момент, когда он санкционировал начало дело ЮКОСа. В этой концепции власть владеет правом и использует его против общества – как оружие защиты собственных интересов. То есть держит общество в состоянии страха перед безграничностью возможностей власти. При этом власть, вооружившись законом, как дубинкой исключительно в собственных руках, совершенно откровенно обозначила, чего и кого боится она сама. Появился ли запрос в обществе на изменение этой концепции? Конечно. Да, он и не исчезал. Была ли надежда в связи с этим на нового президента? У части общества была. Именно поэтому к нему апеллировали по поводу беременной, потом рожавшей в заключении Бахминой. В этих апелляциях был не только призыв не бояться «отпустить» закон и дать ему работать, не только призыв к милосердию, способному противостоять агрессии, захлестнувшей Россию, но и призыв к диалогу с обществом вместо установившегося диктата. Не работает. Нет отдельного Медведева. Тандем есть тандем.

Именно поэтому второй процесс над Ходорковским и Лебедевым отличается от первого ровно в той степени, в которой железная клетка в зале суда отличается от клетки из пуленепробиваемого стекла. У нас и между первым и вторым человеком в тандеме примерно такая же разница. Внешняя. И даже если бы мониторами увешали все стены Хамовнического суда, в тот момент, когда в зале появились хорошо знакомые юкосовцам обвинители, а судья стал вести себя как под кальку в манере всех остальных судей по делам ЮКОСа, с этим процессом все стало понятно.

Очень хочется успокоить коллег, политологов и чиновников, в виртуозном синхроне выступивших накануне второго процесса над Ходорковским с призывом спасти наше все, Кутузова наших дней, нашу опору и надежду, практически последнее, что у нас осталось в бушующем океане разрушающегося на глазах тучного благополучия, – наш великолепный единый и неделимый тандем президента и премьера. Ну так совпало, что все эти замечательные люди решили без всякой видимой причины грудью встать за самое оригинальное из наших отечественных изобретений – двуглавую власть – именно в тот момент, когда Хамовнический суд доделывал пуленепробиваемую клетку для Ходорковского и Лебедева. Никакого повода для волнений у уважаемых защитников власти вроде бы нет. Страна рухнет, а тандем останется. Убеждение, что хороший Ходорковский – это Ходорковский в тюрьме и надолго, может, и противоречит одному из двоих, но зато успокоительно для обоих. Без второго процесса в лучшем для Ходорковского и худшем для тандема варианте они рисковали увидеть Ходорковского на свободе через три года. Под выборы. Смеетесь!

Вообще, отношение власти к Ходорковскому напоминает мне отношение власти к телевизору. Сами заказали такой телевизор, какой он теперь есть. Долго работали, чтобы картинка и текст соответствовали желаемому. Отстраивали, отсматривали и просеивали. И в итоге поверили, что эта картинка и этот текст – и есть реальная жизнь. То же с Ходорковским. Долго надували образ врага-олигарха, который обокрал страну, старательно утекали в прессу, как он не случайно интересовался парламентской республикой и какие исследования он по этой теме заказывал. Придумывали сюжеты, интерпретировали действия, ваяли монстра. Теперь сами же его боятся так, что буквально ничего не стыдно, лишь бы не выходил за пределы зоны. Вот только клетка вот эта железная с интеллигентным очкариком внутри, которая пойдет по телеканалам на весь мир, совсем уж как-то поперек старательно вылепленного имиджа Медведева, не комильфо.

Случайно ли трем разным, но посвященным людям пришло в голову защищать наш прекрасный тандем непосредственно перед началом нового суда над Ходорковским и Лебедевым? Неужели и впрямь испугались, что очередное дело ЮКОСа рискует развести пару? Может, кому-то еще, кроме меня, хотелось думать, что Медведеву не стоит мараться чужой грязной историей?

Радетели за целостность тандема могут расслабиться. Пока тандем довольно удачно разводит всех.

Они несут не два креста, эти мужчины, не каждый свой, а вдвоем один. Да, кому-то хотелось, чтобы было не так. Кто-то надеялся и продолжает говорить, что все еще надеется. Мой любимый Игорь Юргенс, например. Не верю, что не понимает, что надежды напрасны. Медведев сделал свой выбор, когда согласился на тандем. Если бы он его не сделал, то не оказался бы в тандеме. За все приходиться платить. Он заплатит тем, что ему придется делить ответственность с Путиным, причем и за то, что тот не сделал в тучные годы под кайфом высоких цен на нефть, и за зачищенную общественную поляну, откуда всех неудобных выдавили в маргиналы, и за профанацию выборов, и за те ошибки, которые уже допущены в кризис, и за неумение, некомпетентность и недостаточный уровень личностей во власти, которые кризис высветил со всей очевидностью. И за Ходорковского, потому что и враг у тандема, что становится понятным буквально с первых дней нового суда, может быть только общим. В противном случае Ходорковский и Лебедев сегодня сидели бы за одним столом с адвокатами, а не за стеклом. Они ни для кого не опасны, кроме власти, которая себе внушила, что они особо опасны.

Тандем в полном порядке. Связанный одной цепью. И общим страхом. Перед страной, которую им не показывают по телевизору, перед элитами, которые научились отлично лицемерить, перед будущим, которое невозможно спланировать и спрогнозировать, перед Ходорковским, из которого никак не получается сделать маргинала. И даже перед кормящей грудью матерью, заслужившей условно-досрочное освобождение. Сильная связка. Чья-то, видимо, и впрямь последняя надежда. Кутузов, говорите?..

Наталия Геворкян 

www.gazeta.ru

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1453 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире