На выставке были представлены все столичные вузы. Они старались привлечь абитуриентов, которых в этом году будет меньше, чем в прошлом. А вот работу найти здесь было практически невозможно: в мероприятии приняли участие от силы 10 работодателей. В прошлом году их было более 100.
В словосочетании "Образование и карьера" победило слово "образование". На выставке было максимальное число вузов и колледжей, а также компаний, предоставляющих допобразование.
Посетители, в основном студенты и абитуриенты, в первую очередь интересовались вузовскими стендами. Совсем уж сиротливо лежали буклеты и рекламные проспекты на столах компаний, предлагающих образование и трудоустройство за рубежом. Видимо, кризис уменьшил число желающих работать или получать образование за границей.
Немногочисленные работодатели, принявшие участие в выставке, привлекали немало посетителей. Например, учащиеся младших курсов подходили к стендам "Декатлона" или "Макдоналдса", а студенты постарше интересовались работой на заводах "Туполев", "Салют", в компаниях "ОКБ Сухого" и "АРКС Строй". Правда, все эти работодатели могли трудоустроить лишь старшекурсников или выпускников инженерных и строительных специальностей. Ни для гуманитариев, ни для юристов, ни для экономистов на выставке предложений не было вообще.
Парад вузов
Столичные высшие учебные заведения, принимающие участие в выставке в этом году, старались как никогда. У МГУ было несколько стендов, у каждого факультета - свой. Создалось такое впечатление, что вузы готовы пойти на все, лишь бы привлечь абитуриентов.
И это немудрено: в этом году из-за демографического спада будет еще меньше поступающих (в 2008 году было 1,05 млн. 11-классников, в этом - на 100 тыс. меньше). В среднем конкурс на бюджетные места в вузы, по оценкам Министерства образования РФ, составит два человека на место.
Конечно, конкурс в престижные столичные вузы - МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Финансовую академию, РЭА им. Г.В. Плеханова, Высшую школу экономики - по-прежнему будет где-то три-четыре человека на место. А некоторым вузам вообще грозит недобор. Так, уже в прошлом году конкурса не было на некоторые не слишком популярные факультеты в Московский государственный строительный университет. В большинстве коммерческих вузов о конкурсе при поступлении вообще и не мечтают.
Поэтому вузы пытались всеми возможными способами привлечь внимание абитуриентов. Количество рекламы о высших учебных заведениях побило все мыслимые и немыслимые рекорды: вузы даже расфасовывали рекламную информацию по пакетам - иначе ее невозможно было унести.
Раздача рекламок с описанием вузов началась еще на улице, а вдоль лестницы, ведущей непосредственно на выставку, стояла толпа студентов, которые тоже едва ли не насильно засовывали в руки посетителей буклеты и календарики.
Аэростат для абитуриентов
Перед входом на выставку прямо на улице дежурили девушки в футболках с надписями "РосНоУ" - это студентки из Российского нового университета вручали всем входящим значительные папки с информацией о вузе.
Студенты ВШЭ украсили свой стенд аэростатом, у экспозиций МАМИ и МАДИ стояли автомобили, Университет нефти и газа им. И.М. Губкина зазывал абитуриентов: передвигающейся нефтяной вышкой со студентом внутри.
Руководство Первого профессионального университета (коммерческий вуз) пошло еще дальше: студенты отлавливали абитуриентов и предлагали им пройти тест по выбранной специальности - менеджменту, государственному и муниципальному управлению, экономике, юриспруденции, туризму. По его результатам можно получить дополнительные баллы при поступлении.
Анкеты, беспроигрышные лотереи, подарки - в ход шли все возможные средства привлечения внимания абитуриентов. Казалось даже, что если бы вузам разрешили принимать экзамены прямо на выставке, то они бы вмиг организовали это.
Работы нет
- Почему так мало работодателей? - интересуюсь я у Валерия Селиванова, представителя компании "Туполев".
- Многие компании не набирают персонал - кризис, - отмечает он.
Валерий Селиванов отвечает в компании за связь с вузами. За первый день работы на выставке к нему подошли и поинтересовались насчет работы более 50 человек. В основном это были студенты технических вузов: МАИ, "Станкина", Бауманки. Но далеко не все ребята придут на собеседование непосредственно в компанию: зарплата инженера с опытом работы в "Туполеве" составляет 50 тыс. рублей в месяц. Студент-старшекурсник или выпускник получают в два раза меньше.
- Где же работодатели? - взволнованно вопрошает женщина в теплом пальто.
Она поясняет: приехала на выставку найти работу, но ничего, кроме вузов и колледжей, не видит. По образованию Ольга - менеджер, институт окончила семь лет назад, ее сократили. Понятно, что ни на завод, ни в "Макдоналдс" она работать не пойдет. А других вариантов на выставке нет.
Зато работает ярмарка вакансий. Правда, и там Ольге не помогли: ей предлагают те же варианты трудоустройства, что и в центре занятости рядом с домом.
- И зачем надо было идти на выставку? - сетует она.
Проводит ярмарку Управление занятости населения Москвы. В руках Ольги - распечатка, в которой шесть вакансий. Торговые представители, менеджеры по продажам, менеджер в офис. Все это она уже видела.
К нам подскакивает радостная студентка одного из столичных вузов.
- Не задумываетесь о высшем образовании? - громко спрашивает она.
Нет, мы не задумываемся. Нам бы работу найти.
Факты
80% студентов
хотят сделать карьеру
48% студентов
хотят работать в коммерческой организации
37% студентов
хотят организовать свой бизнес
19% студентов
хотят работать в муниципальной организации
Источник: ВЦИОМ, ФОМ
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: