Ну, здравствуй, Наташа Ростова!

Ну, здравствуй, Наташа Ростова!

В стране и миреВ мире
"Известия" и Российский союз ректоров возвращают школьникам литературу и историю

За год до окончания школы российских учеников обяжут пройти промежуточные устные экзамены по литературе и истории России. Так следует из поправок к Федеральному закону "Об образовании", которые поступили на рассмотрение в Государственную думу.

27 января наша газета опубликовала подборку материалов, посвященных тому, к каким последствиям для подрастающего поколения россиян может привести отсутствие в списке обязательных единых государственных экзаменов таких предметов, как литература и история. В конце марта эту тему подхватили участники IX съезда Российского союза ректоров. В частности, в своем докладе президент РСР, ректор МГУ академик Виктор Садовничий заявил, что, по его мнению, такие дисциплины, как история и литература, словно специально созданы для воспитания гармоничной личности, хорошо понимающей, что такое доброта, отзывчивость, любовь к Родине. И в этом смысле отсутствие обязательного госэкзамена по этим предметам может привести к тому, что молодые люди разучатся выражать свои мысли, считает глава ректорского корпуса.

Приятно, что и нас, и ректоров услышали в главном законодательном органе страны. Нет, в список обязательных ЕГЭ, где фигурируют русский язык и математика, литературу и историю в спешном порядке не включили. Это невозможно сразу по нескольким причинам. Во-первых, в этом году уже поздно что-то менять: распорядок и сроки сдачи единых государственных экзаменов утверждены законом, и любое подобное вмешательство ни к чему, кроме лишней сумятицы и нервозности, не приведет. Еще одна причина, и о ней достаточно убедительно говорилось в нашей январской публикации, связана с тем, что в отличие от математики и русского языка экзаменационные задания по литературе трудно оформить в виде формальных письменных тестов. И хотя добровольный ЕГЭ по литературе все же существует, сделать этот экзамен обязательным для всех - дело отнюдь не простое.

Законодатели пошли по другому пути, который нам представляется на сегодняшний день самым оптимальным. О чем идет речь? Согласно поступившему в Государственную думу законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании", за год до окончания школы, то есть в десятом классе, ученики будут обязаны пройти промежуточные устные экзамены по литературе и истории России.

Комментируя законопроект, его автор - депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Ирина Яровая отметила, что сегодня обязательными экзаменационными дисциплинами в школах являются русский язык и математика, остальные ЕГЭ учащиеся определяют по выбору. Вместе с тем, подчеркнула Яровая, русская литература и история Отечества - "это те предметы, которые формируют у подрастающего поколения мировоззрение, гражданскую позицию, культурную идентичность".

"Кроме того, литература позволяет школьникам приобретать необходимые речевые навыки, поэтому настоящими поправками мы предлагаем изменить отношение к этим дисциплинам, определив их как приоритетные. И главное: сдав устные экзамены по литературе и истории, мы сможем понять, знает ли ребенок культуру, историю своего народа и своей страны, как он социально адаптирован в обществе и, в конце концов, может ли он просто нормально разговаривать", - заявила депутат Госдумы.

Нужны ли десятиклассникам экзамены по литературе и истории

 

PRO

Андрей Чернаков


Я окончил историческое отделение гуманитарного факультета, а диплом защищал на стыке двух специальностей - истории и литературы. "Каторга и ссылка Достоевского" - так звучала тема моей дипломной работы, за которую мне не стыдно и сегодня. Любовь к Достоевскому удалось привить и детям. И когда мой сын заплакал, впервые прочитав в "Братьях Карамазовых" про смерть несчастного Илюшечки Снегирева, помню, я тоже украдкой смахнул слезу. И знаете, нет ничего слаще таких слез! Они делают человека добрее, отзывчивее, а значит - ближе к Богу.

Будучи гуманитарием до мозга костей, я искренне обрадовался, когда узнал, что депутаты Государственной думы прислушались-таки к голосам о том, что негоже принижать два великих предмета - литературу и историю, и готовят соответствующие поправки в Закон "Об образовании". Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

А школьникам, которым теперь предстоит сдавать экзамены по этим предметам в десятом классе, я могу сказать только одно: ребята, не печальтесь! История и литература - это то, без чего человек не может сформироваться как полноценная личность и гражданин своей страны. А ведь именно вам жить здесь после нас. И не просто существовать во времени и пространстве, а любить и обустраивать Отечество, растить своих детей и воспитывать их патриотами. Но как это сделать, если ты не читал Пушкина и Достоевского и не знаешь, кто победил в Ледовом побоище и на Бородинском поле? Трудно.

"Я верю: в итоге все вернут, - убежденно говорил мне в январе писатель Юрий Поляков, - как перед Великой Отечественной войной вернули в школы нормальную историю и нормальную литературу. Экзамены по этим предметам вновь будут обязательными, а количество часов, посвященных гуманитарным дисциплинам, должно возрасти".

Что ж, не прошло и трех месяцев, а слова писателя начинают сбываться. И это здорово.

CONTRA

Викторая Волошина

Подозреваю, авторы думской инициативы давно не были в школе. Как мама старшеклассницы спешу им сообщить, что практически в каждой уважающей себя гимназии или лицее (говорю про Москву) экзамены по литературе и истории в старших классах уже давно есть. Их ввели в уставы тех школ, где педагоги отдают должное ЕГЭ как антикоррупционной мере, но сомневаются, что тестовая система дает возможность оценить, как подросток умеет думать, формулировать свои мысли и делать выводы.

Просто экзамены эти проходят в разной форме. В одних школах - традиционные "тащите билетик". В других - в форме электронных презентаций или проектов, которые старшеклассники готовят по выбранным ими самими темам. В третьих - в форме творческих дуэлей, где подростки учатся аргументированно спорить не только друг с другом, но и с учителем. Что особенно ценно при изучении литературы и истории, ведь это не те предметы, в которых дважды два всегда четыре.

Мне по душе последние, потому что я вижу, как дочь увлеченно к ним готовится. Как не только читает учебник, но и рыщет в интернете и в домашней библиотеке, чтобы "уесть" соперника на дуэли.

Помню, педагог по литературе задала нам в 10-м классе сочинение "Микеланджело приходил к статуе Венеры Милосской, смотрел на нее и плакал. О чем плакал Микеланджело?" Я помню все, что прочитала и написала на эту тему, до сих пор. И имя учителя по литературе тоже помню. А вот как звали историчку - забыла. И то, что она нам читала по учебнику, забыла. Помню только, что экзамен по истории сдала на "пять".

Как удержать в школе талантливых учителей? Как привлечь в них умных, нестандартных, молодых педагогов? Как перестать загружать их бесконечными отчетами, аттестациями и проверками, которые под силу только буквоедам? Вот это серьезные задачи для реформы средней школы. Но их галочкой в виде экзаменов "по лит-ре" не решишь.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Андрей Чернаков
izvestia.ru

всего: 872 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире