У единого экзамена обнаружили изъян. Юридический

У единого экзамена обнаружили изъян. Юридический

В стране и миреВ мире
За десять дней до начала ЕГЭ от Верховного суда требуют его отмены

Единый госэкзамен впервые пройдет на территории России в точно установленный период - с 26 мая по 19 июня. Председатель Госдумы Борис Грызлов сообщил об этом на правительственном часе, когда в Верховном суде РФ взяли тайм-аут для дополнительного исследования документов о легитимности такой формы итоговой аттестации в этом учебном году.

С исковым заявлением в высшую судебную инстанцию обратились родители учеников, которые заканчивают в этом году одиннадцатый класс. Как уже сообщала "РГ", они требуют признать незаконным приказ министерства образования №362 от 28 ноября 2008 года, который определяет форму и порядок государственной итоговой аттестации для получающих среднее образование.

Свою позицию они мотивируют тем, что девятый пункт упомянутого приказа устанавливает: "ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольно-измерительных материалов". А единые образовательные стандарты до сих пор не разработаны и не утверждены. В разных школах и в разных регионах России школьники учатся по разным, весьма отличающихся   программам.

"Таким образом, нарушается право на равные возможности при аттестации и поступлении в вузы, - заявляет президент фонда "Образование" Сергей Комков, представляющий интересы группы истцов. - А раз стандартных требований к содержанию образования нет, введение единого госэкзамена преждевременно. Министерский приказ о ЕГЭ как обязательной форме итоговой аттестации должен быть отменен".

Первое слушание по делу состоялось 29 апреля. Несмотря на возражения ответчика (а кроме минобрнауки на этой стороне процесса участвовали представители минюста и генпрокуратуры) суд прислушался к доводам истцов и даже удовлетворил их ходатайство о переносе разбирательства на 15 мая. О том, что выяснилось на первом заседании и для чего потребовался двухнедельный тайм-аут, в интервью "РГ" рассказал Сергей Комков.

из первых уст

Российская газета: Вам понадобилось время, чтобы лучше аргументировать свою позицию?  

Сергей Комков: Да. Но прежде всего и я, и одна из моих доверительниц - Галина Воронова - увидели в позиции суда желание разобраться в сути этого вопроса, поскольку он имеет большое социальное значение. Ведь от этого зависят судьбы сотен тысяч выпускников. И когда мы почувствовали, что для суда важно конкретизировать те пункты из статей законодательства, которым противоречит приказ об итоговой аттестации в форме ЕГЭ, решили это сделать. Нам, например, понятно, что проводить экзамен на основе федерального государственного стандарта, который пока еще не принят, - это абсурд. Но встал вопрос о том, как обосновать отмену этого приказа с точки зрения его противоречий действующему законодательству.

Поэтому после перерыва, когда судья запросила, какие у нас есть ходатайства, я совершенно четко сказал, что у нас есть ходатайство отложить дальнейшее рассмотрение как минимум на пять дней, чтобы наши юристы могли четко сформулировать все юридические претензии и предъявить их суду в качестве обоснования для отмены данного приказа.

РГ: Ответчики, как нам известно, возражали против такого ходатайства. А чем аргументировали?

Комков:Тем, что им и так все понятно. Хотя в ходе судебного заседания они показали свою полную некомпетентность. Дошло до того, что представитель минюста предъявила в суд возражения, в котором они уже от себя скорректировали постановление правительства - вписали самостоятельно в текст постановления от 2004 года норму, по которой министерству образования делегировано право проводить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

РГ: А сторону ответчика представлял минюст?

Комков:Минюст и министерство образования. Хотя мы предъявляли иск только к министерству образования. По каким основаниям включилось в этот процесс министерство юстиции, нам непонятно. Потому что мы их в качестве ответчика не указывали, и суд не привлекал их в качестве ответчика.  И в качестве третьей  стороны они не обозначались. Поэтому их участие в этом процессе мы воспринимаем как попытку задним числом прикрыть свои огрехи. И прежде всего - факт регистрации министерского приказа, основанного на несуществующей юридической норме. В этом и заключается вся коллизия.  

Поэтому и минюст, и минобразования возражали против предоставления нам дополнительного срока для подготовки обоснований. Кстати, возражал и представитель Генеральной прокуратуры. Не объясняя, почему, просто ограничился одним словом: "Возражаю". Тем не менее судья приняла решение перенести окончание слушаний на 15 мая.

РГ: Этого времени вам достаточно, чтобы конкретизировать свои исковые требования?

Комков: Достаточно. Нам хватило бы и пяти дней. Но поскольку вмешались праздничные дни, судья перенесла сразу на 15-е. И я думаю, что мы представим точные пункты и сформулируем четко, какие конкретно статьи каких законов нарушены этим приказом. В этом нам помогут опытные юристы, в том числе и бывшие сотрудники Верховного суда, которые преподают сейчас в Европейском университете права.   

РГ: Вы всерьез полагаете, что ЕГЭ как основная форма итоговой аттестации может быть отменена или приостановлена уже в этом году? Когда до самих экзаменов рукой подать, а в некоторых местах они уже идут - в досрочном порядке? Ведь это вызовет еще большую сумятицу...

Комков: Лучше его отменить сейчас и разработать в соответствии с постановлением правительства федеральные стандарты, ввести их в действие. А после этого установить определенный переходный период. И только после этого требовать от выпускников то, что положено по этому федеральному стандарту.

РГ: Но зачем бросаться под локомотив, который уже в пути? Может, ко всем вашим требованиям применить отсрочку на год - чтобы не обострять и без того нервозную обстановку перед экзаменами? Ведь вы же, по вашим словам, прежде всего о  выпускниках и педагогах заботитесь, о равенстве их прав и возможностей. И что будет, если в Верховном суде вам откажут?

Комков: Если ЕГЭ без утвержденных федеральных стандартов образования в этом году все-таки состоится, мы организуем лавину исков во все районные, городские, республиканские суды от тех, кто будет недоволен результатами ЕГЭ, о признании данного экзамена недействительным. Потому что его задания сформированы на основе не существующих с точки зрения закона федеральных стандартов.  

РГ: Ясно. А как вы относитесь к выводам социологов, например, ВЦИОМ, что нервозную обстановку вокруг ЕГЭ создают взрослые, а сами выпускники с этим давно смирились и готовы такую форму принять?

Комков: Я не верю фокус-группам ВЦИОМа. Для меня понятие фокус-групп в социологии - вещь неоднозначная. Их можно сформировать таким образом, что они будут реагировать на вопросы так, как тебе нужно. Поэтому наиболее презентабельными исследованиями являются не фокус-группы, а  опросы общественного мнения, чего ВЦИОМ не делал.

РГ:Тем не менее они утверждают, что отличники - за ЕГЭ, а двоечники-троечники - против...

Комков: Это глупость абсолютная. Я только что из лицея, где ребята-отличники и те, что просто хорошо учатся, не хотят ЕГЭ. Он не позволяет раскрыть их творческие способности. Это чисто формализованный тестовый экзамен. Кроме того, он несет в себе большой элемент случайности. Хорошо подготовленному выпускнику, уверенному в себе и знающему предмет, идти на викторину, в результате которой он может пролететь мимо, очень опасно. Как раз школьнику, имеющему слабые  знания, в таком тестовом испытании участвовать гораздо сподручнее. Потому что он ничего не теряет.

тем временем

Критика Единого госэкзамена строится не недобросовестном искажении фактов, считает глава минобрнауки Андрей Фурсенко. Свою позицию и позицию министерства по этому вопросу он детально изложил, отвечая на прямые вопросы депутатов Госдумы в рамках "Правительственного часа" 8 мая. Министр напомнил депутатам, что в этом году уже состоялась досрочная сдача Единого госэкзамена. И она, по его сведениям, "прошла без сбоев и нарушений".

Фурсенко уверен, что ЕГЭ необходим для улучшения качества образования в целом, а повальные неудачи при его сдаче связаны с уровнем преподавания в российских школах. "Нет ничего сложного в ЕГЭ, это простые вопросы и задачки. Если выпускник не может его сдать, значит есть большие проблемы с преподаванием в школе, - убежденно заявил министр. - В конце 90-х годов возникло тотальное недоверие к школьным оценкам. Многие медалисты не могли даже грамотно составить заявление при поступлении в вуз". А в последние годы не без влияния ЕГЭ наметилась тенденция к улучшению качества среднего школьного образования.

Выступая в Госдуме, Андрей Фурсенко не обошел и вопросов коррупции "в связи с ЕГЭ". По его мнению, "коррупции при поступлении по ЕГЭ быть не может. Может быть целенаправленная подготовка, но коррупции тут нет по определению".

Спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов в свою очередь призвал не допустить "искажения основной идеи ЕГЭ - создания равных возможностей для поступления в высшие учебные заведения". А для совершенствования единой формы итоговой аттестации предложил осуществлять "постоянный мониторинг правоприменительной практики". И адекватно реагировать на все нарушения и проблемные вопросы.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Александр Емельяненков
rg.ru

всего: 1365 / сегодня: 1

Комментарии /1

18:0413-05-2009
 
alex
Сама идея ЕГЭ хороша. Но на лицо ПОЛНОЕ отсутствие стандарта - ЭТО по-русски(Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что). В самих учебниках творится "черт знает что" . И их рекомендует министерство образования. Возьмем геометрию Атанесяна. На каждой странице высокооборотистые, замысловатые слова ПАРАЗИТЫ. Где Погорелов???????? С понятными формулировками и аксиомами не требующих доказательства. Как можно детей обучающихся по разным программам и книгам с разбросанной тематикой (в одной программе это прошли, в другой даже не брались) объективно оценить.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире