Единый госэкзамен для вузовской науки

Единый госэкзамен для вузовской науки

В стране и миреВ мире
100 тысяч рублей в год выделяется на научную деятельность вузовского профессора — эти данные приводятся в аналитическом отчёте Рособразования. Правда, столь удручающая ситуация характерна не для всех университетов, а лишь для нескольких десятков. В остальных на одного научного работника, в среднем, приходится по 2,5 миллиона рублей в год.

Справка STRF:
В подведомственных Рособразованию вузах функционируют 2081 проблемная научно-исследовательская лаборатория; 133 технопарка; 336 научно-исследовательских института; 115 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро; 220 инженерных центров; 923 научных центра; 409 научно-методических центра; 213 экспериментально-опытных производства.

 

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) подготовило очередной отчёт о научной деятельности подведомственных вузов (345 учреждений). Специалисты агентства ежегодно собирают эти сведения и анализируют их по 150 показателям, распределённым по пяти группам — кадровый потенциал, подготовка кадров высшей научной квалификации, финансирование научных исследований и разработок, материально-техническая база, научно-исследовательская деятельность студентов.

За последние шесть лет в финансировании научной деятельности вузов наметилась положительная динамика: в 2002 году на науку было выделено 8,6 миллиардов рублей, в 2008-м — почти 28 миллиардов (из федерального бюджета, хозяйствующих субъектов и других источников). В Рособразовании проанализировали, сколько средств из общего финансирования на вузовскую науку, приходится на одного исследователя. Во многих университетах этот показатель неплохой, считает Валерий Кошкин, начальник Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования. В среднем, 2,5 миллионов рублей в год. В некоторых наиболее успешных университетах он составляет 5,3 миллионов рублей. Но есть вузы — около 35 учебных заведений, где на одного доктора наук приходится 100 тысяч рублей в год, понятно, что профессор работает не один, за ним стоит научная группа. О каком развитии вузовской науки тут можно говорить?

В Рособразовании считают, что в таком положении дел во многом виноваты сами вузы:

  • 49,3% (170) университетов не участвуют в ФЦП «Исследования и разработки»;
  • 18% (60) вузов не используют финансовые возможности РФФИ и РГНФ;
  • 30,7% (106) вузов не привлекают для научных исследований средства субъектов РФ и местных бюджетов;
  • 23,2% (80) вузов не подали заявки на участие в ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы»;
  • 10,4% (36) вузов не проводят исследований по договорам с хозяйствующими субъектами.

«Университетам необходимо более эффективно использовать те возможности, которые предоставляет государство в рамках федеральных целевых программ», — отметил Валерий Кошкин на инновационном форуме в Минобрнауки.

Во сколько обходятся кадры

Кадры — беда академической науки. Как ни странно, вузы, которые готовят молодых учёных для исследовательских организаций, сами не могут решить кадровую проблему. «Возраст более половины вузовских профессоров превышает 60 лет», — беспокоится Валерий Кошкин.

Еще одна проблема — большой временной интервал между защитами кандидатских и докторских диссертаций — от 8 до 14 лет. Это значит, что например, по техническим специальностям средний возраст кандидата наук составляет 36 лет, а доктора — уже 51 год. Это слишком поздно, исторические данные свидетельствуют, что учёный может сформироваться и к 30 годам. «Для справки мы собрали сведения о 28 выдающихся физиках: Капице, Ландау и другим было в среднем по 29,5 лет [когда они совершали великие открытия]. Конечно, нельзя делать [из исследования] категоричных выводов. Но есть над чем задуматься», — говорит Валерий Кошкин.

Стоит добавить, что как раз на решение кадрового вопроса в науке государство выделяет значительные средства. Федеральная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» — единственная программа Рособразования, в которой не было сокращено финансирование на научно-исследовательскую деятельность, несмотря на финансовый кризис и оптимизацию госбюджета. На реализацию программы в 2009—2013 годах выделено 90,5 миллиардов рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 43,9 миллиардов; капитальные вложения — 27 миллиардов.

«Как и было запланировано, 2,5 миллиарда рублей, поступят в Рособразование, — подчеркнул Валерий Кошкин. — Только по первому мероприятию программы выделено практически 50 миллионов рублей. Эти деньги предусмотрены для поддержки исследований научных коллективов». Кроме того, 13 вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров, будут оснащены современным научно-технологическим оборудованием, на эти цели в 2009 году выделяется 800 миллионов рублей.

По оценкам специалистов, более 750 тысяч студентов принимают участие в научных исследованиях вузов, более 60 тысяч работ студентов были представлены в конкурсах на лучшую НИР, более четырёх тысяч получили гранты. В этом году в рамках ФЦП «Кадры» будет проведено четыре конкурса научных работ студентов по разным областям знаний и пять конкурсов научных работ аспирантов и молодых ученых, а также восемь всероссийских студенческих олимпиад. На эти цели предусмотрено 75 миллионов рублей. Ещё 25 миллионов — на поддержку программ развития студенческих конструкторских бюро.

Вузы займутся бизнесом

В 2008 году вузы Рособразования получили 5138 патентов РФ (в 2007-м —  4450), 25 зарубежных патентов (в 2007-м —  40), получены заявки на объекты промышленной собственности — 5801 (в 2007-м —  5141). Было продано 244 лицензии, из них шесть — зарубежным организациям (в 2007 году —  175, зарубежным —  1).

«Не знаю, как можно оценивать количество патентов: пять тысяч на 340 вузов — хорошо это или нет, мы не хотим судить, — заявил Валерий Кошкин. — Главное, чтобы эти патенты работали. Мы понимаем, что наличие патента — это один из основных активов для вновь создаваемой в вузе инновационной компании. В начале года мы провели опрос среди руководства университетов. Выяснилось, что 190 вузов Рособразования из 71 региона готовы создать малые предприятия. Предполагается, что на их базе может быть организовано около 2,5 тысяч компаний. Я надеюсь, что изменения законодательства вступят в силу, и тот инновационный потенциал, который есть (включая активную молодёжь), будет эффективно использоваться».

Как сообщил г-н Кошкин, Рособразование разработало проект ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства». Её цель заключается в обеспечении функционирования корпоративной инновационной системы высшей школы. В ней смогут поучаствовать не только вузы, но и имеющие развитую производственно-технологическую базу учреждения среднего и начального профобразования. Правда, о подробностях программы Валерий Кошкин не рассказал.

В целом, по оценкам Рособразования, подведомственные вузы выдержали экзамен по науке за прошлый год. Однако, безусловно, необходимо думать о повышении её эффективности. Валерий Кошкин заверил, что его Управление будет этому всячески содействовать.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Марина Муравьева
strf.ru

всего: 746 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире