О джигитах-стобалльниках и прочих мифах ЕГЭ

О джигитах-стобалльниках и прочих мифах ЕГЭ

В стране и миреВ мире
Главная беда ЕГЭ в том, что госэкзамен порождает множество мифов, уверена руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. Когда пройдёт время, об этом можно будет сложить целую сагу. Но пока для вузов и абитуриентов трудности, связанные с ЕГЭ, пусть и в чём-то надуманные, кажутся совсем немифическими.

Справка STRF.ru
В апреле – июне этого года ЕГЭ сдавали более 900 тысяч человек (в 83 субъектах РФ и 52 иностранных государствах). Всего было проведено более 3 миллионов экзаменов. ЕГЭ по русскому языку и математике были обязательными, а из предметов по выбору большинство выпускников предпочли обществознание, физику и историю. Наименее популярным оказался испанский язык. 100 баллов набрали 2244 выпускников. Самыми сложными предметом оказались информатика (11% школьников показали результаты ниже минимального), география (10%) и немецкий язык ( 9%). Более 30 тысяч школьников в этом году не получат аттестаты – они не набрали минимального количества баллов по русскому и математике.

О джигитах-стобалльниках

Московские и питерские вузы штурмуют плохо говорящие по-русски жители Северного Кавказа с отличными результатами по ЕГЭ. Эти сообщения сначала появились в блогах, а потом распространились и во многих СМИ.

«И откуда взялись эти джигиты со 100-балльными результатами, которыми пугают нашу страну, я понять не могу, — призналась глава Рособрнадзора Любовь Глебова на пресс-конференции в Интерфаксе. — Это миф, который может быть легко развенчан. Например, в Чеченской республике ни по одному предмету нет ни одного стобалльного результата ЕГЭ. В тех случаях, когда по тому или иному региону у нас возникают сомнения в подлинности результатов, проводим перепроверки. В частности, в Адыгее было зафиксировано много 100-балльных результатов по биологии и истории. После нашей проверки не подтвердилась почти половина этих результатов».

Как заверила глава Рособрнадзора, случаи, которые сегодня выставляются как системные являются единичными, они хорошо заметны на общем фоне и легко проверяются. В течение следующего учебного года в вузах будет проводиться мониторинг успеваемости тех студентов, которые зачислены по высоким результатам ЕГЭ: насколько их обучение соответствует полученным на госэкзамене результатам. Рособрнадзор поддержал эту инициативу вузов. Более того, предложил также «последить» и за олимпиадниками.

О лидерах и аутсайдерах

«Я категорически против того, чтобы сравнивать средние результаты ЕГЭ по регионам, — подчеркнула Глебова. — Как только мы будем говорить, что этот регион хороший, потому что у него высокий средний тестовый балл, а другой из-за низкого балла плохой, наступит конец ЕГЭ. В следующем году между регионами начнётся нездоровая гонка за лидерство. И вся та работа, которая ведётся нами по мотивации субъектов Федерации получать объективную картину успеваемости своих школьников, пойдёт насмарку. Регионы должны понять, что натягивать результаты невыгодно, гораздо важнее получать объективные данные».

Результаты ЕГЭ анализируются с разных точек зрения. Сейчас принято решение оценить ситуацию в системе образования тех регионов, которые продемонстрировали более низкие результаты. На августовских педконференциях тема ЕГЭ должна стать основной, считает Любовь Глебова. Будут обсуждаться результаты и вырабатываться дальнейшая стратегия организации госаттестации.

В течение следующего учебного года в вузах будет проводиться мониторинг успеваемости тех студентов, которые зачислены по высоким результатам ЕГЭ: насколько их обучение соответствует полученным на госэкзамене результатам

«Результаты ЕГЭ — богатый для анализа материал. Вопрос в том, кто и как их использует, — отметила глава Рособрнадзора. — Если выхватываются какие-то отдельные факты и на их основе строятся мифы, то это по меньшей мере безответственно».

Любовь Глебова вспомнила, какие мифы будоражили всю страну весной, когда стартовала госаттестация школьников. В частности, говорилось, что контрольно-измерительные материалы (КИМы) не соответствуют образовательным стандартам (даже проводились судебные разбирательства), что на улицу будет «выкинуто» огромное количество школьников, которые из-за плохих результатов по ЕГЭ не получат аттестат, не смогут получить профобразование и — вот ужас! — пополнят криминальные ряды. «Главный итог, который сегодня можно подвести, заключается в том, что ни один из мифов, витавших в период подготовки к ЕГЭ, не подтвердился, — заявила Любовь Глебова. — При этом, конечно, необходимо признать, что существуют единичные факты, свидетельствующие и о наличии списывания, и о попытках подтасовывания результатов и тому подобное. Чтобы и впредь не допускать этих нарушений, ведётся серьёзная работа. Сейчас же начинается вторая волна мифов, которые связаны с приёмом в вузы по результатам ЕГЭ».

Вузы работают по старинке?

Многие вузы до сих пор не перестроили свою работу в связи с новыми правилами приёма абитуриентов по единому госэкзамену. Как иллюстрация этого — огромные очереди в приёмных комиссиях: хотя документы можно присылать по почте заказным письмом.

«Некоторые вузы настаивают на том, чтобы абитуриенты сдавали оригиналы свидетельств ЕГЭ до 25 июля (последний срок подачи документов). Это абсолютно неправовое требование, — подчеркнула Глебова. — Более того, оно подрывает идею, связанную с возможностями, которые предоставляет ЕГЭ по доступности поступления в вузы».

Абитуриент имеет права подать документы в любое количество вузов: хоть в 30, хоть в 300, и это не должно создавать трудности ни для него, ни для высших учебных заведений. В подобной ситуации приёмные комиссии получают копию свидетельства о результатах ЕГЭ, проверяют её в федеральной базе данных и вносят в свой рейтинг. В первые строчки списков вузов попадают абитуриенты с самыми высокими баллами по единому госэкзамену. Но зачисленным в тот или иной вуз они будут только после того, как принесут туда оригинальные свидетельства по ЕГЭ (это необходимо сделать в течение семи дней после 25 июля).

Если необходимые документы не поступили в срок, то потенциальные студенты вычёркиваются из списков, и начинается второй этап зачисления. Вузы вновь составляют рейтинги, в которых освободившиеся места занимают люди с более низкими баллами. Надо также учитывать, что в настоящее время 153 категории граждан пользуются льготами при поступлении в вуз. По словам руководителя Рособрнадзора, такое большое количество льготников объясняется тем, что образование привыкли рассматривать как систему обеспечения социальных гарантий. В Минобрнауки сейчас готовится законопроект, в котором предлагается пересмотреть категории льготников.

ЕГЭ — не застывшая форма

В целом, оценивая ЕГЭ как инструмент и механизм проверки знаний учащихся, Любовь Глебова признала, что его необходимо совершенствовать, чтобы в дальнейшем не возникало срывов в технологии проведения экзамена. Второе, что необходимо дорабатывать — это нормативно-правовая база, обеспечивающая проведение итоговой госаттестации школьников и приём абитуриентов в вузы по ЕГЭ. Сейчас Рособрнадзор готовит различные уточнения, дополнения и разъяснения к основным нормативно-правовым документам. В ведомстве понимают, что не хватает инструктивных материалов, связанных с ответами на наиболее часто возникающие вопросы.

«Ещё один принципиальный вопрос связан с совершенствованием контрольно-измерительных материалов (КИМов), — отметила Любовь Глебова. — Уже в этом году на альтернативной основе разрабатывается КИМ по математике. В следующем году планируем проводить ЕГЭ по ИКТ в электронном режиме. Требуется доработка заданий и технологии проведения экзаменов по иностранным языкам: надо разобраться с говорением. И, безусловно, отдельный вопрос для специалистов — это тестовые задания по гуманитарным предметам».

Насколько тесты по гуманитарным дисциплинам позволяют оценить знания учащихся, их умения анализировать и осмысливать факты, Глебова не взяла на себя ответственность делать выводы, заявив, что этот спорный вопрос является предметом дискуссий учёных всего мира. Но поспешила развенчать ещё один распространённый миф, будто в других странах уже давно отказались от ЕГЭ. «Это совершенно не соответствует действительности, — сказала глава Рособрнадзора. — Просто другие страны, пройдя разные этапы введения тестовой системы оценки знаний, теперь могут использовать различные принципы формирования и построения тестов, комбинировать и выбирать наиболее оптимальные варианты. У нас в этом плане всё ещё впереди. Если в образовании что-то перестаёт улучшаться и изменяться, это означает, что в обществе наступил застой. Образование очень чутко реагирует на социально-экономические изменения в стране и мире. Так что совершенствование механизмов ЕГЭ будет происходить всегда. Это перманентный процесс».


 

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Σ Муравьёва
STRF.ru

всего: 813 / сегодня: 3

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире