Рахмону напомнили о русском языке

Рахмону напомнили о русском языке

В стране и миреВ мире
Сегодня в Киргизии начинает свою работу неформальный двухдневный саммит ОДКБ. В отличие от июньской встречи членов организации (в нее, как известно, входят Россия, Киргизия, Армения, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан и Казахстан), в Москве приехать на Иссык-Куль согласились все лидеры, в т. ч. и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Между тем говорить о том, что саммит принесет какие-то ощутимые результаты, пока преждевременно.

Главная интрига саммита связана как раз с главой Белоруссии. Напомним, что предыдущую встречу лидеров ОДКБ, состоявшуюся в середине июня в Москве, Александр Лукашенко бойкотировал из-за разразившейся накануне между РФ и Белоруссией т. н. «молочной войны». Более того, Минск объявил тогда нелегитимными все принятые на московском саммите решения, поставив тем самым под сомнение создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Отсутствие белорусского лидера стало также причиной того, что Россия вынуждена была взять на себя функции председательствующего в ОДКБ, хотя очередь должна была перейти к Минску.

Помощник президента России Сергей Приходько на брифинге в преддверии саммита выразил готовность Москвы передать председательство в ОДКБ Белоруссии и надежду, что Лукашенко подпишет договор по КСОР. «Мы исходим из того, что Белоруссия подпишет документы, которые были приняты всеми участниками ОДКБ на московском саммите, иначе зачем ехать? – заявил Сергей Приходько. – Раз Лукашенко туда едет – значит, должен подписать». Однако уже через час после заявления Приходько последовала реакция белорусской стороны. «Белоруссия, как суверенное независимое государство, сама будет определять, какие именно документы ОДКБ и в какие сроки подписывать», – заявил журналистам помощник белорусского президента Валентин Рыбаков. Тон заявления ясно свидетельствует, что до снятия всех противоречий еще далеко.

Неофициально источник «Коммерсанта» в МИД Белоруссии сообщил, что «до окончательного решения всех вопросов в двусторонних отношениях с Россией подписание каких-либо документов в рамках ОДКБ будет преждевременным». Это может означать, что за свою подпись Александр Лукашенко еще поторгуется, в частности, потребует от РФ транш кредита в $500 млн. «В Чолпон-Ате Лукашенко вряд ли присоединится к соглашению о КСОР, поскольку это осложнит участие Белоруссии в программе ЕС «Восточное партнерство», – отметил белорусский политолог Виктор Мартинович.

На днях посол Киргизии в Белоруссии Ишенкуль Болджурова выразила сомнения в том, что президенты в ходе саммита будут принимать официальные решения, поскольку он запланирован как неформальный. Однако в таком случае получается, что главы стран ОДКБ просто собрались поздравить президента Киргизии Курманбека Бакиева с переизбранием на второй срок и юбилеем (ему исполняется 60 лет). Хочется надеяться, что результаты саммита все-таки будут. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заметил, что проблема сил оперативного реагирования во время обмена мнениями может быть затронута, но более подробно вряд ли будет рассматриваться, т. к. «пока необходимо реализовать и в первую очередь ратифицировать достигнутые соглашения по всем проблемам, связанным с созданием сил оперативного реагирования».

Накануне саммита Москва, стремящаяся превратить ОДКБ в некий аналог НАТО, начала форсировать военное строительство в рамках организации. В среду в Алма-Ате по инициативе России начались штабные переговоры по проведению первых в истории коллективных учений КСОР. Как сообщил первый замначальника объединенного штаба ОДКБ Олег Латыпов, учения пройдут с 19 августа по 24 октября на казахском полигоне Матыбулак. В них примут участие более 6000 солдат, бронетанковая техника и фронтовая авиация. Наблюдать за активной фазой учений, которая намечена на 14 октября, будут главы стран – членов ОДКБ.

Кроме того, как известно, Россия планирует создать в Центральной Азии (на юге Киргизии) первую военную базу под эгидой КСОР. Информацию об этом, появившуюся в начале июля после визита в Бишкек вице-премьера РФ Игоря Сечина и главы Минобороны Анатолия Сердюкова, в минувшую среду подтвердил помощник президента Сергей Приходько. По его словам, «все вопросы о функциях этой базы и условиях ее пребывания в Киргизии практически решены, а документы могут быть подписаны в ближайшее время». При этом помощник президента РФ подчеркнул, что «это будет, по сути, не российская база», т. к. Москва рассматривает ее «именно в рамках концепции ОДКБ и в увязке с формированием КСОР». Однако, по сообщениям СМИ, и тут не все гладко.

По информации «Коммерсанта», Бишкек начал затягивать подписание пакета документов по базе, который Россия рассчитывала подписать уже в ходе нынешнего визита президента Медведева. Высокопоставленный источник газеты в киргизском военном ведомстве сообщил, что руководство страны поставило задачу лишь проработать вопрос, но никакого решения еще не принято. «Состоялась лишь рекогносцировочная поездка киргизских и российских военных по южным областям страны, но к согласованию конкретного места дислокации стороны не подошли», – говорит он. Другая проблема, по его словам, заключается в том, что Москва рассчитывает получить под базу инфраструктуру одной из действующих воинских частей поближе к городу Ошу, а позиция Бишкека сводится к тому, чтобы база КСОР возводилась на российские деньги с нуля в совершенно новом месте. Наконец, киргизскому руководству не нравится предлагаемый Россией срок действия соглашения по базе – 49 лет с автоматическим продлением каждые 25 лет.

Кроме того, не скрывает негативного отношения к идее создания военной базы на юге Киргизии и президент Узбекистана Ислам Каримов, также, кстати, как и Лукашенко, не подписавший соглашения по КСОР. По информации сайта «Фергана.ру», на саммите в Чолпон-Ате г-н Каримов намерен заявить, что Ташкент выступает резко против создания этой базы. Вместе с тем, по словам главного редактора «Фергана.ру» Даниила Кислова, которые приводит газета «Ведомости», помешать созданию базы Ташкент не сможет – в крайнем случае, Москва и Бишкек договорятся о базе на двусторонней основе. Что же касается позиции Киргизии, то у России есть определенные рычаги воздействия на позицию Бишкека. В частности, Киргизии перечислены еще не все из $2 млрд российской помощи. Да и резкая критика прошедших президентских выборов со стороны европейских структур может подтолкнуть Бакиева к более конструктивным шагам во взаимоотношениях с Россией.

Так или иначе, начинающийся сегодня неформальный саммит ОДКБ может дать ответы на многие вопросы, в т. ч. и о том, насколько входящие в нее страны заинтересованы в продолжении сотрудничества.

Между тем президент России Дмитрий Медведев прибудет в Киргизию из Таджикистана, где накануне он провел переговоры не только с его президентом Эмомали Рахмоном, но и с главами Пакистана и Афганистана. Как сообщает ИТАР-ТАСС, лидеры четырех стран в совместном заявлении призвали мировое сообщество предпринять дополнительные меры в борьбе с наркоугрозой из Афганистана. В документе, в частности, подчеркивается озабоченность президентов «увеличением незаконного оборота наркотиков как одного из основных источников финансирования террористической деятельности». «Стороны призывают международное сообщество предпринять в сотрудничестве с правительством Афганистана дополнительные шаги для решительной борьбы с наркоугрозой», – отмечается в заявлении.

Президент России отметил, что каких-то результатов в этом направлении можно добиться, только изменив жизнь людей. Выращивание опиумного мака в Афганистане сегодня – чуть ли не единственная возможность заработать. Чтобы этого не было, нужно строить нормальную экономику. И поможет в этом сотрудничество между странами. «Речь идет и об энергетических проектах, и о проектах в сфере железнодорожного транспорта. Мы должны думать о том, чтобы развивать региональную торговлю, создавать благоприятный инвестиционный климат. Только действуя таким образом, можно решить очень болезненные и очень сложные проблемы, которые десятилетиями копились в регионе, и которые мы можем решить, только создавая нормальные условия для жизни большого количества людей, живущих здесь», – цитируют высказывания Дмитрия Медведева «Вести».

Президент Таджикистан Эмомали Рахмон, в свою очередь, сообщил, что афгано-пакистано-российско-таджикская встреча «органично вписывается» в контекст выявленного на недавней встрече «Большой восьмерки» в итальянской Аквиле стремления привлекать к решению афганской проблемы соседние страны. А Дмитрий Медведев, единственный участник той встречи, самим своим присутствием подтвердил правильность вывода коллеги. «Те значительные средства, которые мы выделяем (я имею в виду международное сообщество, встречаясь в рамках «Двадцатки» и «Восьмерки») – речь идет, по сути, о триллионах долларов – должны идти именно на такие цели», – подчеркнул президент РФ.

После окончания четырехсторонних переговоров прошла встреча лидеров России и Таджикистана. Главным «практическим» итогом российско-таджикских переговоров стало заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве по эксплуатации Сангтудинской ГЭС. Документ в присутствии президентов России и Таджикистана подписали вице-премьер РФ Игорь Сечин и первый вице-премьер Таджикистана Асадулло Гуломов. На переговорах в расширенном составе Дмитрий Медведев назвал запуск ГЭС «этапным событием в российско- таджикистанских отношениях». «Это – крупный и сильный проект, который будет связывать наши народы на протяжении долгих и долгих лет, и, надеюсь, будет взаимовыгодным», – сказал российский лидер. После переговоров помощник президента РФ Сергей Приходько сообщил, что стороны «подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии гидроэнергетических мощностей на территории Таджикистана».

Кроме того, президенты России и Таджикистана поручили министрам двух стран проработать предложения о конкретных направлениях военного сотрудничества, включая вопросы функционирования 201-й российской военной базы, дислоцированной на территории этой среднеазиатской республики. «Президент России поручил министру обороны РФ, а президент Таджикистана – главе МИД страны продолжить совместную работу по подготовке комплекса предложений, касающихся дальнейших направлений развития равноправного российско-таджикистанского военного сотрудничества, включая вопросы функционирования базы», – сообщил журналистам Сергей Приходько по итогам переговоров в Душанбе Дмитрия Медведева и Эмомали Рахмона.

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на неназванного представителя МИД РФ, что Таджикистан в преддверии выборов хочет заставить РФ платить за 201-ю базу – крупнейшую сухопутную зарубежную базу РФ. В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил в четверг журналистам, что Москва готова обсуждать с Душанбе вопрос об условиях пребывания в этой стране российской 201-й военной базы. Министр назвал РФ и Таджикистан «партнерами» и отметил, что «если у одного партнера возникает желание что-то обсудить, то мы готовы это обсуждать, если нам такой вопрос поставят».

Не обошли стороной в ходе переговоров и вопрос русского языка. Напомним, что, как уже сообщал KM.RU, 21 июля президент Таджикистана, выступая в телевизионном обращении к нации по случаю Дня языка, призвал парламент к принятию нового Закона о языке. По замыслу г-на Рахмона, в ближайшем будущем жители Таджикистана смогут общаться с органами государственной власти и управления, предприятиями и учреждениями только на государственном – таджикском языке. Позднее МИД Таджикистана сделал пояснения, которые сводились к тому, что в республике роль русского языка как языка межнационального общения закреплена во второй статье Конституции, и никто Основной закон менять не собирается.

«Не скажу, что у нас – большая тревога, но разъяснения нам необходимы, – прокомментировал ситуацию накануне визита помощник президента Сергей Приходько. – В принципе, они должны быть в этом (сохранении роли русского языка. – Прим. KM.RU) заинтересованы больше, чем мы. Потому что если они перестанут говорить на русском языке, то ни один гастарбайтер из Таджикистана здесь работать не сможет». Действительно, деньги таджикских мигрантов, которые они посылают своим семьям, работая в России, являются для тех фактически единственным стабильным источником для существования. Каждый год таджикские гастарбайтеры переводят из РФ на родину больше, чем бюджет страны (за первое полугодие эта цифра составила свыше $1,6 млрд при объеме госбюджета около $2 млрд)

По оценке директора регионального Филиала российского Института стран СНГ в Бишкеке, политолога Александра Князева, таджикские мигранты в России – очень мощный политический рычаг в руках Москвы. «Если 2-5% тех мигрантов, которые работают сегодня в России, организованно вернуть в Таджикистан – через короткое время Москве, возможно, придется разговаривать уже с другим режимом в Душанбе», – цитирует его высказывания портал «Свободная пресса». Россия вполне готова задействовать этот рычаг на переговорах с Рахмоном: не случайно за несколько дней до визита Медведева зампред Госдумы РФ Владимир Жириновский заявил о возможности введения визового режима с Таджикистаном в ответ на его «недружественное поведение».

Насколько руководство Таджикистана осознает возможность подобных шагов со стороны Москвы, сказать сложно, но, как сообщил помощник президента России Сергей Приходько, в ходе вчерашних переговоров с Дмитрием Медведевым Эмомали Рахмон подтвердил заинтересованность в использовании русского языка в стране. Были ли эти слова искренними, покажет время.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Михаил Васильев
km.ru

всего: 1490 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире