Табачная наркомания: как мы гробим сами себя

Табачная наркомания: как мы гробим сами себя

В стране и миреВ стране
Человек часто сам себе злейший враг. Цицерон.

Курение - психологическое расстройство, основными признаками которого являются: курительная запрограммированность, привычка к периодическому закуриванию в определенные ситуациях, потребность в курении и само курение табака. (Г.А.Шичко "Краткий словарь противокурильщика")

Мне посчастливилось застать времена, когда курящая на улице женщина вызывала повышенное внимание со стороны окружающих, так как это было большой редкостью и не могло оставаться незамеченным. Сегодня толпы девочек и мальчиков (наше будущее) без всякого опасения и стыда вдыхающие клубы дыма у метро, школ, на улицах. И это уже не вызывает былой негативной реакции. Люди привыкли к этому и, в крайнем случае, просто сокрушительно вздыхают, качают головой и идут дальше...

Что случилось с обществом? Почему за столь малый исторический промежуток произошло столь глобальное изменение массового сознания?

Психологи рассматривает детей и подростков как наиболее социально-зависимых членов общества. Это означает, что в период созревания они наиболее подвержены различного рода влияниям, действие которых бывает сильнее семейного или школьного воспитания.

Общение с себе подобными, молодежная мода, "законы" улиц, привлекательная реклама, пример героев кино и телевидения создают для них желание безусловного и абсолютного подражания во всём. Это стремление делает упор в первую очередь на копировании внешних проявлений, т.к. для более глубокого подражания подросток ещё не дозрел. Подражание проявляется в первую очередь в том, что легко перенять: фразы, жесты, одежда и привычки, в том числе дурные и разрушительные.

Лишь единицы из числа молодого поколения, кто имеет в себе некий "стержень", могут противостоять табачному и иному зловредному влиянию. Но зачастую такие стойкие молодые люди создают себе этим массу психологических проблем. Они встречаю непонимание и становятся предметом насмешек со стороны тех, кто такой как все, то есть является человеком толпы, человеком зависимым. Более того, они становятся подвержены постоянному давлению, которое не всякий может выдержать. Я имею в виду методы воздействия в стиле "а тебе слабО?", "докажи, что ты не трус!", "не будь маменькиным сынком, покажи, что ты взрослый!"

Ярким примером воздействия неблагоприятной разрушительной внешней среды на подростка является привычка курения табака, с годами превращающаяся в тяжелую физическую и психологическую зависимость.

Одним из первых клипов группы "Отпетые мошенники" был снят на песню с запоминающимся припевом - "Бросай курить, вставай на лыжи! Бросай курить, здоровьем будешь не обижен!". Но уже в одном из своих последних клипов (песня про службу на границе) участники коллектива в дембельской форме выходят за ворота части и дружно закуривают. Интересная трансформация из пропагандистов здорового образа жизни в бытовых наркоманов. Сколько подростков возьмут в рот сигарету, посмотрев на подобные творения? А что уж говорить о клипе К.Талмацкого (кличка "Децл") на песню "Потабачим"?

Или ещё пример. В рекламе одной из марок сигарет используется утверждение, что они популярны более чем в 70 странах мира. Действительно, как же нам не отставать от всего "прогрессивного человечества"?! Давай, закуривай, будем наравне с развитыми странами! Если не по уровню доходов врачей, военных, учителей и ученых, то хотя бы по количеству потребляемых сигарет. А уж про использование прекрасных женских образов в рекламе сигаретного зелья я вообще молчу. В одном из таких "чудес" рекламной мысли изображена женщина, к спине которой приделаны два огромных табачных листа в виде крыльев, видимо демонстрирующих необычайную изящность и лёгкость сигарет... Ну разве не омерзительное зрелище для тех, кто привык ассоциировать женщину со священными образами матери, любящей жены и хранительницы лучших традиционных семейных устоев?

В дополнение к сказанному хочу привести фрагмент статьи, которая посвящена рекламе и методам её воздействия : "Во всем мире увеличение числа курильщиков идет в основном за счет женщин - они, в массе, более внушаемы и приучены СМИ следовать неким образцам для подражания, что делает их беззащитными перед активной скрытой рекламой. Когда им навязываются какие-то сумасшедшие наряды или косметика, это полбеды, но когда средства массовой информации начинают формировать образ современной женщины как потребителя наркотиков и спиртного, то это настоящая беда! У автора и в мыслях не было утверждать, что среди женщин нет наркоманок и пьяниц, но одно дело, что определенное количество таких женщин уже есть, а совсем другое дело, когда телевидение, в том числе и государственное, прилагает все усилия для ухудшения ситуации. Утверждения, что все это делается случайно, бескорыстно, непроизвольно, по глупости, по требованию жанра, не выдерживают никакой критики и не могут служить оправданием".

Несмотря на то, что доморощенная реклама активно внушает потребителю, что предлагаемые сигареты популярны в "прогрессивном" мире и что с их потреблением можно приблизиться к самым развитым странам, в новостях часто встречается информация, что как раз те государства, на которые нам предлагают равняться усердные продавцы отравы замедленного действия, ведут борьбу с курением на самом высоком уровне, вводя различные ограничения и запреты.

"Совет округа Монтгомери утвердил один из самых строгих запретов на курение на территории США, сообщает The Washington Post. Отныне курильщики будут подвергаться штрафам даже за курение в собственных домах, если это по каким-то причинам будет доставлять неудобство соседям. Согласно принятым в округе стандартам чистоты воздуха внутри жилых помещений, табачный дым будет приравнен к другим потенциально опасным веществам: асбесту, радону, пестицидам" (Travel.ru, 23.11.2001).

"В странах Евросоюза с 31 июля 2005 года вступает в силу директива региональной организации, вводящая запрет на рекламу табачных изделий, сообщает УНИАН, ссылась на РИА "Новости". Как было объявлено сегодня на брифинге в Еврокомиссии, запрет распространяется на рекламу табака в теле- и радиоэфире, в прессе и Интернете, а также на спонсорскую рекламу при проведении на территории ЕС международных культурных и спортивных мероприятий. Целью антитабачной директивы ЕС является борьба за здоровый образ жизни европейцев. Еврокомиссар по здравоохранению и защите прав потребителей Маркос Киприану приветствовал предстоящее вступление в силу директивы, а также решение ряда стран ЕС запретить курение в общественных местах. Согласно исследованию Всемирного банка, введение запрета на рекламу табачных изделий может сократить потребление табака на 7%"

И таких примеров можно привести великое множество.

В то же время в России наблюдается прямо противоположная тенденция.

"Транснациональные табачные компании - Philip Morris, British American Tobacco (BAT), RJR (сейчас JTI) - пришли в Россию также более 10 лет назад. В то время Россия находилась на втором месте после Китая по объему потребления табачных изделий. Иностранные игроки быстро усвоили, что производство международных марок в России более выгодно, чем их импорт. Оценив перспективы рынка, компании начали скупать производственные мощности и строить собственные производства. В 1992 г. была запущена фабрика «RJR-Петро» (С.-Петербург), созданная транснациональной компанией R.J.Reynolds. Через несколько лет компания начала производство своих марок Camel и Winston. Позже RJR продала международное подразделение - RJR Int. японской компании Japan Tobacco Inc. (JTI). Сегодня мощности АО «Петро» рассчитаны на выпуск 70 млрд. сигарет в год (в 2001 г. объем производства составил 55 млрд. штук). Другой табачный гигант - Rothmans International Tobacco - в 1993 г. подписал соглашение с фабрикой «Нево-Табак» (С.-Петербург) о создании СП «Ротманс-Нево». Была построена одноименная фабрика мощностью 12 млрд. сигарет в год. В том же году British American Tobacco (BAT) стала владельцем московской табачной фабрики «Ява», а компания Philip Morris выкупила пакет акций АО «Краснодартабакпром» (Краснодар). Год спустя ВАТ приобрела 75-процентный пакет акций Саратовской табачной фабрики, переименовав ее в «БАТ-СТФ». В 1999 г. Rothmans International объявила о слиянии с BAT. Офисы обеих компаний в России были объединены, и в структуру ВАТ вошла фабрика «Ротманс-Нево». В 2001 г. ВАТ увеличила реализацию сигарет на российском рынке на 15% (до 47 млрд. штук)". (журнал «Экономика России: ХХI век», июль 2002 г.)

На этих и других примерах можно убедиться, что при имеющейся тенденции к снижению потребления табака в "цивилизованном мире", западные инвесторы вкладывают капиталы не в наши разваленные "реформами" промышленные предприятия или нищее умирающее сельское хозяйство. Огромные вложения идут в развитие производства сигарет и пива. Почитай внимательно информацию, которая приводится на каждой пачке сигарет. Какой из мировых компаний-гигантов принадлежат бывшие советские табачные фабрики, наращивающие объемы производства из года в год?

Вот они, реальные инвестиции в наше дальнейшее вымирание.

Кроме того, большое умиление вызывают некоторые известные актёры и общественные деятели, которые в телевизионных интервью напыщенно рассуждают о воспитательной роли театра, кино телевидения, но при этом не выпускают изо рта сигареты. Хорошенькое воспитание и пример для молодого поколения! Реклама курева заполонила города России. С огромных плакатов на нас смотрят супергерои и соблазнительные красотки, одним своим видом показывая, что курить модно и прогрессивно - "Будешь курить, станешь таким же, как я. Успешным, стильным и сексуальным!"

Бесконечные компании по розыгрышу призов соблазняют покупателя выбрать какую-либо марку сигарет - "Купи пачку, вырежи картинку и отправь по почте. Тебя ждёт незабываемое путешествие и море призов!" Трудно устоять под таким напором навязчивой пропаганды больного образа жизни.

Замечая рекламу сигарет или очередного курящего подростка (весьма вероятно, что следующим окажется твой собственный ребенок, пока что прячущий от родителей свою прогрессирующую зависимость), не забывай вспоминать, что курение - это один из видов наркомании.

Пьющим и курящим человеком легче управлять и манипулировать. У него меньше степеней свободы, чем у того, кто не курит и не злоупотребляет алкоголем.

Если отобрать у курильщика со стажем табак, то его поведение будет не сильно отличаться от поведения наркомана, лишенного своего зелья. Многие курильщики осознают, что зависимость от табака в них чрезвычайно сильна, но они уже ничего не могут с собой поделать.Во времена горбачевской перестройки были серьезные перебои с табаком. Толпы курильщиков штурмовали магазины, надеясь получить дефицитную сигаретную дозу. Достаточно было одного неосторожного действия и ситуация грозила перерасти в неуправляемый бунт со всеми возможными последствиями. Вот во что превращается курильщик, полностью зависимый всего-навсего от маленькой сигаретки. Нервный суетящийся человек, все мысли которого заняты только тем, как бы поскорее затянуться.

Психологическое состояние среднего уравновешенного человека можно представить в виде кривой, где есть состояния покоя (обычного среднего настроения), хорошего (приподнятого) настроения и плохого настроения. Но у курильщика на общий психологический настрой накладывается ещё один, показывающий периоды никотинового голодания и никотиновой насыщенности организма. У курильщика, лишенного по каким либо причинам доступа к табаку, ситуация вообще плачевная, тут уж не до стабильного самочувствия. Это к слову о том, что курение якобы способствует успокоению, о чем так любят говорить люди, оправдывающие свою привычку. Многие закурили в тяжелые периоды жизни, предпочитая находить выход из тяжелых ситуаций не мобилизацией своих внутренних сил, а в успокоении, которое якобы даёт табак.

Особого упоминания стоит слово "геноцид". Геноцидом (от греческого genos - род, племя и латинского caedo - убиваю) называются действия, направленные на уничтожение (полностью или частично) целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Современным международным правом геноцид рассматривается как международное преступление (Конвенция ООН 1948). Спаивание, скуривание и наркотизацию, равно как производство и рекламу отравы, можно смело отнести к методам геноцида, так как они осуществляются на территории проживания определенных наций.

Вот, что говорил о табаке писатель Оноре де Бальзак: "Продажа табака - это форма налога, в тысячу раз более безнравственная, чем игорные дома; табак разрушает тело, мешает умственному развитию и одуряет народ".

Попробуйте подойти к группе молодых курящих людей (парней и девушек) и предложить им поразмыслить над тем, что я изложил выше. На Вас посмотрят как на умалишенного, пристающего к прохожим. А ведь в былые времена худо-бедно, но проводилась агитация за здоровый образ жизни. Проводились конкурсы антиалкогольного и антиникотинового плаката, курящих детей пытались перевоспитать и оградить от разрушающих привычек. Сегодня всё пущено на самотёк. Кури хоть с пелёнок! И это не преувеличение. Курят даже младенцы. Каждому приходилось видеть нелицеприятную картину: молодая мамаша с сигаретой в зубах везёт коляску или держит за руку маленького человечка. Хочет ли она, чтобы её малыш стал курильщиком? Вряд ли. Кто же из нормальных родителей желает своему ребёнку зла? А тогда кем, как не курильщиком, должен вырасти малыш, которого с детства приучают к мысли, что курение родителей является естественным процессом, наравне с приёмом пищи или сном? Ведь первые люди, с которых малыш берёт пример во всём, это его родители. Задумываются ли взрослые об этом, и не является ли их поведение преступным, посягающим на жизнь и здоровье будущих поколений?

Сегодня масштабы курения выросли до уровня национального бедствия. Государственная власть не прилагает абсолютно никаких усилий для того, чтобы начать вести жесткую и последовательную борьбу с массовым потреблением табака. Более того, видит в этом благо в виде постоянных налоговых поступлений в бюджет от нарастающих продаж сигарет и занятости части населения в этой сфере производства и сбыта. Жалкие и формальные предупреждения Минздрава РФ о вреде курения вызывают усмешку у курильщиков и тех, кто никогда не брал рот сигарету.

На что надеяться в такой ситуации? Только на самих себя. На здравый смысл тех, чьи мозги способны родить мысль, подталкивающую отказаться от уничтожающей привычки и своим примером заставить задуматься ближних.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 816 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире