Михаил Задорнов: «ЕГЭ – контрольный выстрел в российскую систему образования»

Михаил Задорнов: «ЕГЭ – контрольный выстрел в российскую систему образования»

В стране и миреВ мире
«Новые Известия» открывают новую тему в рубрике «Дискуссия». Известный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов поделился своими мыслями по поводу реформ отечественной системы образования, выделил причины и следствия общего упадка уровня знаний и объяснил, почему, на его взгляд, ЕГЭ еще страшнее, чем его малюют. Мы призываем всех неравнодушных к интеллектуальному состоянию нации высказать свое мнение по данному вопросу.

После того, как во Францию хлынула волна иммигрантов, в стране была упрощена система экзаменов, введен ЕГЭ и тестовая система опроса, при которой умение размышлять подменяется угадыванием. Уже через год там начались демонстрации и волнения. Однако французы оказались молодцы! Через три года правительство страны вынуждено было от новшеств отказаться, потому что тупеть начал не только французский народ, но и само правительство. Казалось бы, на системе единого экзамена-тестирования можно было поставить точку. Ан нет! Англия все эти годы внимательно и с радостью наблюдала за тупеющей Францией – своей вечной соперницей. Как раз в те годы Англию все сильнее начинала раздражать Америка. Энергию этого зазнавшегося государства надо было немедленно обрубать на корню. И вот, в середине 60-х годов группа из нескольких человек отправилась в Америку заниматься пиаром новой системы образования, которая должна была отбросить все последующие поколения американской молодежи в своем развитии на несколько веков назад. Не прошло и двух десятков лет, как появилось самое популярное выражение по отношению к американцам среди мировой интеллигенции – «узкоумственные» (narrow-minded). Менее затратная тестовая система обучения быстро вжилась в умеющую считать прибыль Америку. Творческие способности целого поколения были переключены на развитие моторных функций памяти. И молодые американцы на глазах превращались из «орлов» в «разжиревших голубей».

А вот система образования Советского Союза продолжала оставаться предметом зависти для западных научных кругов. Даже в самые тяжелые годы сохранялся интеллект нации. Именно благодаря ему, а не советской власти и не экономике наша держава была величайшей в мире. Потому что во главу угла советского образования всегда ставилось широкоформатное развитие способностей ребенка. Учителя старались научить его самостоятельно мыслить, а не бездумно заучивать.

Однако к концу 80-х «опокемонивание» России шло полным ходом. По кинотеатрам – сплошные «мочилки», «взрывалки», «догонялки»… На телеэкране – «дурилки». Писатели превратились кто в бомжей, кто в мелких лавочников. Балетные звезды разбежались по стриптиз-барам. Лучших советских ученых и спортивных тренеров почти всех скупили и вывезли оптом. Лучшие хоккеисты сбежали с «тонущей» Родины первыми, футболисты разучились не только играть головой, но и думать ею. А если к этому еще добавить радиоактивные отходы, зарытые по лесам и полям, то приходится искренне удивляться, как этот народ еще шевелится? И не просто шевелится – нарождаются новые ученые, спортсмены, артисты. Не страна, а какая-то плодоРОДИНА! Российские туристы вообще из всех щелей вылезают – хоть дустом их трави!

Первая мина замедленного действия под лучшую систему образования в мире – советскую – была заложена еще в начале 90-х годов: вузы лишили распределения. А дабы нарождающееся молодое поколение не успело отойти от нанесенного нокдауна, нужно было как можно скорее подкрепить его нокаутом. Таким нокаутом должна была стать новая тестовая форма обучения. Уже через несколько лет после внедрения этих зомбирующих методов учителя средних школ с ужасом осознали, что правильные ответы на западоподобные тесты дают только плоскомыслящие ученики. А те, кто способен воспринимать мир объемно, затрудняются отвечать односложно. Да, у нас немало сегодня в России отличников. Может быть, даже больше, чем в советское время. Но более половины из них, несмотря на красные дипломы, думают, что Лазо – это поселок под Владивостоком, Рафаэль и Микеланджело – черепашки ниндзя, Бетховен – собака, а Мао Цзэдун – отец Кости Цзю.

В городскую саратовскую библиотеку пришел парень, по оценкам – хорошист, и попросил… стихи Чехова. В советское время последний двоечник не мог обратиться с подобным вопросом! Две десятиклассницы из Казани в школьной библиотеке объясняли, что им хочется почитать книжку… название что-то вроде «Мечеть Парижской богоматери». Ну, в ней еще главный герой – этот, как его – Петкун!

В букинистическом отделе крупнейшего московского книжного магазина одна интеллигентка поинтересовалась: «Где я могу найти Гиляровского?» Молоденькая кассирша как-то даже замялась: «По-моему, он сейчас в отпуске». А когда молодой человек попросил помочь найти Библию, консультант его ошарашила вопросом: «Автора не подскажете?».

Реформа образования в России – это нанотехнологический «троянский конь». Но, хоть российские лохи-троянцы и ввезли его к себе, а все равно непокорная страна никак не превращается в рынок. «Нокаут» не сработал. Не успели досчитать до десяти, а Россия очнулась и начала подыматься, причем со зверским выражением лица. Военные принялись очищать ракеты от ржавчины, молодые ученые пугают тем, что вот-вот изобретут новое оружие, против которого, как против лома, нет приема. Российские хоккеисты-энхаэловцы вспомнили, что у них есть Родина. Ладно – хоккеисты! Но даже футболисты ни с того ни с сего вспомнили, что у них есть ноги, начали бегать по полю, а болельщики до того обнаглели, что во всех уголках мира за свою сборную уже не болеют, а выздоравливают!

Российской молодежи немедленно требовался контрольный выстрел. Им и стал ЕГЭ. Для начала его необходимо было пропиарить. Как? Все по той же системе. Вы же, русские, как и троянцы, очень доверчивые. Смотрите, в Америке уже давно ЕГЭ – и она самая сильная страна в мире. «Хотите быть самыми сильными?» – «Хотим, хотим!» – закричали мы. – «А бакалаврами все хотите быть?» – «Очень-очень хотим!» – «А менеджерами?» – «Еще больше хотим, чем очень-очень!»

Но вот интересный факт: уже несколько лет, как в Америке нет обязательного для всех единого экзамена. Тестовый экзамен является добровольным и платным. А сертификат о его успешной сдаче при поступлении в вузы рассматривается как некий «бонус». Это что ж получается? Ни в одной европейской стране нет такой системы обучения, которую внедряют сегодня в России? Пытались вводить кое-где, но сразу отказывались, как от вредной. Даже «тупые» американцы ее видоизменили и просто приспособили для дополнительного заработка. И вот после того, как мир почти единогласно признал подобную форму обучения непригодной, мы ее начали осваивать. То есть ждали окончательного приговора цивилизованных стран: ага – точно, вредная! Значит, будем внедрять!

С введением ЕГЭ более тридцати тысяч писем на моей электронной почте на эту тему. Вот несколько цитат. «Знаете ли вы, что лучше всего экзамен по русскому языку в этом году сдали на Кавказе? Шестьдесят процентов абсолютно грамотных кавказцев! В России даже отличники не получили тех баллов, которые поставили плохо говорящим по-русски дагестанцам и абхазцам. Не говоря уже, что параллельно с ЕГЭ введен закон о приеме в институт инвалидов. Количество молодых инвалидов перед поступлением в вузы с нового года до мая месяца возросло в три раза! Но самое уморительное, что среди поступивших в вузы наивысший процент кавказцев-отличников-инвалидов». Кстати, когда мне рассказали, что в МГУ трое заик поступили на синхронных переводчиков, я отметил, что любая проблема – начало пути к успеху и посоветовал их распределить переводчиками в НАТО.

«Более всего нас удивляет, что пятибалльная система перестала устраивать наше Министерство образования и надо переходить на стобалльную. То-то поднимется качество образования в российских школах! Представьте себе, приходит домой ребенок, а в дневнике 61,6 балла за поведение. Что делать родителям? Требовать, чтобы он улучшил поведение до 77,3? Чем отличаются знания истории на 81,3 балла от знаний на 82,5?»

Я всегда считал, что в чиновники идут люди бесталанные. Но когда я увидел вопросы по литературе для ЕГЭ, я понял, что даже не предполагал, насколько бездарными могут быть те, кто «кошмарит» наше образование.

Как называют семью тружеников, передающую из поколения в поколение профессию и мастерство?

а) династия; б) фракция; в) партия; г) колония.

Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?

а) портным; б) кузнецом; в) мудрецом; г) программистом.

За чем мужчина обращается к флористу?

а) за грибами; б) за флорой; в) за фауной; г) за букетом; д) за отваром; е) за наваром.

Когда я знакомился со всей этой «ЕГЭ-жутью», мне пришла на ум такая идея. Пусть министр образования сдаст экзамен ЕГЭ президенту России Дмитрию Медведеву. И чиновники от образования пусть ответят на те вопросы, которыми они сегодня пытают наших детей. Если получат «неуд», Верховный суд России должен вынести приговор: «Все потомки нынешнего министра образования в трех поколениях, включая его детей, должны учиться только в российских сельских школах, а не в западных колледжах. А его подопечные дрессированные чиновники за свои деньги по всей России – отремонтировать здания средних школ».

И все же один способ победить бесовщину у нас остался: обхохотать все эти нововведения так, чтобы без улыбки никто о них не вспоминал. В своих блогах в различных сетях и на сайте я решил открыть «игру в классики». Условия игры для наших российских остроумцев несложные. Давайте поможем нашим чиновникам придумать вопросы-тесты по литературе и истории для выпускников будущего года.

К примеру:

О чем написана поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

а) о любви; б) о дружбе; в) об энциклопедии русской жизни.

Что общего в смерти Дездемоны и Муму?

а) надоело жить; б) умерли от голода; в) умерли от нехватки кислорода.

Какого размера белье носил Пьер Безухов?

а) L; б) XL; в) XXL

Как звали коня Александра Македонского?

а) Буцефал; б) Цеденбал; в) Децибел; г) Цедебил; д) Задолбал.

С чьим черепом разговаривал Гамлет?

а)Йорика; б) Рюрика; в) Юрика; г) Дурика; д) Жмурика.

О чем пытается рассказать нам Максим Горький в своей пьесе-бестселлере «На дне»?

а) о первых российских подводниках; б) о дайвинге украинских туристов в Египте; в) «На дне» – продолжение повести «Муму».

Какой экзамен сдаете?

а) ЕГЭ, б) ЭКГ, в) СНГ, г) Г.

Если мы «егэзацию» всея Руси не обхохочем сейчас, то она ухохочется над нами потом!

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 4818 / сегодня: 2

Комментарии /6

16:2828-09-2009
 
Читатель
Задорнов вообще молодчик!!!

18:0428-09-2009
 
Читатель
Считаю М. Задорного очень умным человеком. Вот его бы клонировать много раз и всех в Думу

18:2028-09-2009
 
Читатель
Лазо никакой не посёлок, это улица у крытого рынка.

23:1528-09-2009
 
для 17:20
По географии вам +100 баллов!

06:5029-09-2009
2
Basil
Задорнов
- абсолютно безпринципный мудозвон, проституирующий на своём (Мать) еврействе..!

10:5629-09-2009
 
Читатель
Задорнова в президенты!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире