Итоги набора в вузы потрясли педагогическое сообщество

Итоги набора в вузы потрясли педагогическое сообщество

В стране и миреВ стране
Судя по всему, страна стоит на пороге большой катастрофы: на оборонные специальности в вузы пришли сплошные троечники, они же заполнили большинство мест в аудиториях педагогических вузов.

Министерство образования и науки РФ на днях подвело итоги ЕГЭ и летней вступительной кампании в вузах России.

Сначала - о том, кому предстоит заниматься воспроизводством интеллектуального потенциала российского общества, - учительстве. На педагогические специальности в вузы в этом году абитуриентов оказалось в четыре раза меньше, чем бюджетных мест. Выбирать «кому учиться на учителей» было не из кого.

В условиях униженной социальной позиции этой специальности и так-то в педвузы шли, прямо скажем, не самые сильные выпускники школ: зарплата - никакая, работа с детьми - не сахар. Оттого те, кто пошустрее и покрепче знаниями, выбирали другой путь. Но и при этом в прошлые годы в педвузы сильные ребята все-таки попадали.

В этом же году многие из тех, кто при прежней системе набора, так или иначе, пошел бы туда учиться, были соблазнены идеей попытать счастья в столичных учебных заведениях. Часть из «соблазненных» туда не попала, а для педвузов была потеряна. В результате средний балл первокурсников здесь составляет 53 из 100.

Что это значит? А то, что через несколько лет учить детей в школе будут голые троечники. И такой удар вероятнее всего российская школа уже не вынесет.

Самое печальное, что ведь на последнем съезде Союза ректоров России предупреждения на сей счет звучали многократно. Руководители провинциальных педагогических университетов и институтов прямо говорили о том, что сильные выпускники школ из провинции, умасленные посулами приема в столичные вузы, рванут туда, забыв про возможность получить образование в педвузе своего региона. Предупреждали ректоры и о том, что «откачка» мозгов из провинции в Москву для страны благом быть не может, поскольку многие из выпускников мечтают не о том, чтобы получить серьезное образование в конкретном столичном вузе, а просто о возможности переехать из бедной провинции в богатую Москву. Но представители Минобрнауки и других властных структур сделали вид, что не слышат этих голосов.

Большинство из тех выпускников, кто отправился искать счастья в столицу, действительно подали заявления не в солидные московские вузы, а в вузы частные, уровень профессиональной подготовки в которых (по признанию самого же Министерства образования и науки РФ) оставляет желать лучшего.

Те же их них, кто в эти частные «конторы» попал, будут вынуждены платить деньги за обучение и проживание в столице по столичным ценам. А это - серьезный удар по многим провинциальным семьям, и так еле-еле сводящим концы с концами семейных бюджетов.

Стоит предположить с весьма высокой степенью вероятности, что большинство из «поехавших в Москву разгонять тоску» уже никогда обратно не вернется. Если у них не будет возможности устроиться на работу в столице по специальности - останутся работать продавцами, менеджерами по продажам или мыть полы в банках: так ли - сяк ли, но жизнь будет сытнее, чем в родном райцентре.

А в райцентрах останутся жить и работать «специалистами» те, кто получил по ЕГЭ те самые 50 баллов, то есть - троечники. О какой перспективе развития российской провинции тогда можно вести речь?

Теперь о том, что еще обнаружилось, судя по материалам, розданным участникам заседания коллегии Минобрнауки, в истории с приемом в вузы-2009.

Оказывается, еще более слабые выпускники школ пришли в этом году на главные технологические специальности.

Три четверти инженерных направлений и специальностей укомплектованы в этом году студентами первого курса со средним баллом ЕГЭ ниже 50-55. Это значит, что половина принятых на бюджетные места - люди, имеющие «инвалидную» тройку по физике и математике. И о какой достойной смене конструкторов, инженеров, разработчиков новой техники и технологий можно мечтать с таким корпусом студенчества? О каких прорывах в науке можно говорить?

Нетрудно и прикинуть, чем может обернуться для жизни государства в перспективе несоблюдение или нетвердое знание молодыми специалистами технологии производства узлов самолетов, морской техники, транспортных средств, продукции оборонного комплекса или (страшно подумать!) атомной и неатомной энергетики.

Да, с одной стороны, «в инженеры» не идут из-за низких зарплат во многих отраслях реального производства. Но есть еще одна острая проблема - переизбыток созданных в последние полтора десятилетия частных вузов, оттягивающих на себя (часто - на вторичные по значимости для народного хозяйства страны специальности) значительную часть выпускников школ. Эксперты давно призывают многие «частные лавочки» прикрыть, но за ними стоят огромные деньги, позволяющие их владельцам держать двери открытыми.

Какие же направления обучения оказались по данным Минобрнауки самыми востребованными в этом году?

С гигантским отрывом лидирует сфера обслуживания (сервис, туризм, товароведение) - здесь конкурс, в среднем, составил 227 заявлений на одно бюджетное место.

Что предлагает делать в этих условиях министерство? По словам директора департамента государственной политики в образовании г-на И. Реморенко, оказывается, «при определении бюджетного приема на следующий год это необходимо учитывать». Иными словами, речь идет о расширении бюджетных мест для подготовки специалистов по туризму и товароведов, готовность министерства готовить их еще больше.

А что можно поделать с тем, что «на инженеров» хорошо подготовленные выпускники школ не идут? У г-на Реморенко есть ответ и на этот вопрос. «Такие специальности, как, например, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, системотехника объектов морской инфраструктуры, технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов, - заявил он, - куда менее привлекательны для молодежи, чем те же экономика, информационная безопасность или туризм». Что же, большому начальнику - виднее. В самом деле, кому это нынче нужны в России «электрификация и автоматизация сельского хозяйства» или «системотехника объектов морской инфраструктуры»?

Что же делать, на самом деле, в такой ситуации? Один из главных апологетов ЕГЭ и прочих либеральных новаций в системе образования, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ) г-н Я. Кузьминов уже знает - что. «Следует установить минимальный балл ЕГЭ, с которым абитуриент вообще имеет право поступать в российские вузы (например, 40 баллов), а также минимум для бюджетного места (55 баллов)», - заявляет он совершенно серьезно.

То есть, на бюджетные места - брать троечников, а на прочие (за деньги!) - и двоечников. Не правда ли, прекрасное предложение знаменитого ректора и либерала?

Интересно, а пустит ли г-н Кузьминов своих детей (или внуков) на прием к врачу, в свое время попавшему на платное обучение в мединститут с 40 баллами и закончившему его путем регулярного вноса денег в институтскую кассу? Или предпочтет отправить родственников лечиться в «кремлевскую» больницу или за кордон?

А главное: как такая либеральная рекомендация о приеме в вузы скажется на экономической и социальном развитии России? Думается, что убийственно.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2054 / сегодня: 1

Комментарии /10

22:1424-12-2009
 
Игорь
Капец подкрадывается.

22:2324-12-2009
 
Читатель
не сцыти...унас есть золотая медвотысчатысча...Фурсенко респект

22:2624-12-2009
 
Читатель
Ну не знаю как насче атомной энергетики, а вот в школы эти страшные выпускники не придут ни при каком раскладе... а впрочем она и не такое сожрет.

22:5824-12-2009
 
Читатель
а куда они пойдут? асфальт класть что ли ? не будет вакансий продавцов и пойдут они в школу. и будут там бабло рубить.

23:4624-12-2009
 
Ив-ва-а
Боже мой, куда катится наш мир :(

23:5024-12-2009
 
Читатель
Почему знания студента оценивают по результам теста? Ставя галочки наугад пожно получить - отлично, а серьезный ученик с нестандартным мышлением может и не успеть ответить на все вопросы из-за "оригинальности тестов" где и любой учитель растерялся бы. Чтобы раскрыть весь потенциал ученика нужно обязательно знать как он учился в школе, как его характеризуют учителя, какие дополнительные занятия посещал. К тому же даже троечник может "взяться за ум" в университете, получить знания и стать отличным специалистом в своей области. Так что судить будущих учителей, врачей и пр. нужно после окончания университета, приобретенных навыков на прктике, а уж ни как посте ЕГЭ

00:0925-12-2009
 
Читатель
Только идиот пойдет учится в этой стране на учителя или врача.Потому что в будущем на хлебе и воде сидеть будет невесело.

00:4525-12-2009
 
Читатель
сам идиот, я в школу пойду детей учить, а ныть каждый может

08:2025-12-2009
 
Читатель
ВОбше прогармма с каждым годом всё хуже и хуже Выкинуть надо всякие тупые ОБж и тд. Ег это вобше полнейши провал Мин образования. Вернуть надо старую добрую систему)

12:4825-12-2009
 
Читатель
полностью поддерживаю 22:50.
Система не идеальна, ни новая с ЕГЭ ни старая с обычными экзаменами. А еще очень важно заниматься профориентацией будущих студентов, почему об этом ни кто не говорит? сегодня в этом направлении школы ничего не делают, не выявляют у детей призвание. В школе и в вузе их учат не профессии, они учатся получать ОЦЕНКИ, а не знания. Даже супер детки со 100 баллами по ЕГЭ, успешно прошедшие все испытания, еще не гарантия того, что на выходе из вуза, мы получим профессионала. А потом мы имеем на выходе черствых и бездушных врачей, педагогов которые ни свой предмет не знают, ни детей не любят. Корни проблемы гораздо глубже, чем результаты вступительной компании.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире