«Если это только слова, то сдвигов никаких не будет…» - учителя о Годе учителя

«Если это только слова, то сдвигов никаких не будет…» - учителя о Годе учителя

В стране и миреВ мире
2010 год объявлен в России Годом учителя. Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, обозначил приоритетные задачи в образовании – это внедрение инновационных технологий, поддержка одарённых детей, ремонт ветхих и аварийных школ, повышение материального и морального стимула учителей.

Медведев сообщил, что планируется разработать национальную образовательную стратегию «Инициатива - наша новая школа», которая будет основана на пяти направлениях. По его словам, должны быть разработаны образовательные стандарты нового поколения, выстроена разветвленная система поиска талантливых детей, ключевая роль должна отводиться учителю. При этом он поручил правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядки их проектирования, строительства и формирования материальной базы.

Что ждут учителя от своего года, какие проблемы предстоит, по их мнению, решить государству в образовательной сфере, какую бы заработную плату хотели получать педагоги – опрос ИА «Чита.Ру».

Преподаватель специальных дисциплин Забайкальского государственного колледжа Екатерина Третьякова

- Я жду много разных льгот. Чтобы увеличили заработную плату, обеспечили достойным социальным пакетом, жильём. Чтобы вернули для работников образования льготы на получение мест в детских садах. Чего не хватает? Мне лично сейчас не хватает современных средств обучения для эффективного восприятия материала. Я преподаю историю ИЗО и дизайн. Мне необходимо показывать студентам иллюстрации. Сейчас я достаю книгу и хожу по рядам, показываю, хотя могла бы вывести рисунок на большой экран, чтобы все студенты смогли рассмотреть рисунок. От общества я хочу получить уважение к учителям и преподавателям. Сейчас студенты и ученики относятся к нам пренебрежительно. Они могут написать жалобу, и учителя боятся за каждый свой шаг.

Декан факультета социальной политики и культуры, доцент кафедры философии ЧитГУ Евгений Ковалёнок:

- Я жду изменения отношения государства к учителю – в материальном плане, в действительно моральном, а не формальном. Я работаю уже 33 года и всё время этого жду. Дело в том, что учитель – это человек, который готовит будущее страны. И странно, что страна не понимает зависимость будущего от того, как будет жить учитель. Сейчас же он существует, влечёт существование. Если учитель будет хорошо жить, он будет заниматься тем, чем должен, а не будет думать о том, чем кормить детей вечером. И страна будет лучше – я всегда так считал. Я закончил педагогический институт в 77-ом году, всю жизнь работаю. Но я, видимо, ненормальный, что всё-то работаю преподавателем.

Труд преподавателя может быть оценен и в 30 тысяч – тогда можно существовать, а не влачить существование. Средняя книга листов в 200 стоит около 300 рублей. Учитель 30 лет назад купил книгу, а сейчас не может и работает по-старому. Ему приходится думать: купить книгу или поесть детям. Конечно, иногда покупает книгу, а дети остаются голодными. Я был в Москве с младшей дочерью, она видела, как я хватал эти книги, а потом выкладывал – денег-то нет. В Чите такие издания купить не могу. А из Москвы везу.

Кандидат культурологии, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики, заместитель директора научно-исследовательского института филологии и межкультурной коммуникации ЗабГГПУ Ирина Костина:

- Поскольку я работаю в высшем учебном заведении, как любой преподаватель, жду умных, толковых, думающих, иногда не согласных с преподавателем студентов. Очень здорово, когда студент отстаивает своё мнение, ту позицию, в которой он уверен. И тогда ты, как преподаватель, чувствуешь себя на достаточной высоте, и студент становится равноправным собеседником. Мне этого очень хочется.

Сейчас государство оказывает внимание и преподавателям, и школьным учителям. Я, наверное, буду банальной, если скажу, что материальный вопрос для преподавателей играет большую роль. Хотелось бы, чтобы как можно больше учителей, преподавателей вовлекались во всякого рода конкурсы, гранты. Сейчас грантовая политика получает очень широкую дорогу. Хотелось бы, чтобы больше было этих грантов, чтобы больше выигрывали учителя и преподаватели в разных конкурсах. Чтобы имена учителей, преподавателей в нашем Забайкальском крае звучали по-настоящему весомо.

Очень сложный вопрос о зарплате. Дело в том, что всё зависит от конкретного человека. Для одного заработная плата в 20 тысяч – это много, достаточно, а для другого – и 100 тысяч мало. Здесь важен индивидуальный подход. Чтобы действительно осуществлялся принцип «каждому по труду». Чтобы не было уравниловки в выплате зарплаты преподавателям. Существует большое количество преподавателей энтузиастов своего дела. Они работают не за заработную плату, а повинуясь внутреннему душевному замечательному порыву. Учитель – это диагноз. Это не профессия. Трудно ответить, но не менее 50 тысяч. Сейчас смотрю на студентов – они меня поддерживают. Говорят, что нужно платить даже 70 тысяч! Студентам виднее, сколько преподаватель вкладывает сил, эмоций, душевности, интеллекта. Это всё – наша интеллектуальная собственность, которой мы делимся без остатка и бескорыстно. Так мои студенты оценивают, и я с ними согласна.

Директор школы №3 посёлка Дарасун на пенсии Валентина Еделева:

- Я жду, что в Год учителя на образование обратят самое серьёзное внимание. Во-первых, на материальную базу. Я имею в виду те помещения, в которых учатся дети. Даже в нашем посёлке Дарасун школа №3 находится в таком состоянии, что необходим срочный ремонт, даже закрыт четвёртый этаж. Конечно, я жду и того, что сегодняшние дети будут обучаться не только в современных школах, с хорошей материальной базой, но и перед ним будет стоять учитель, который не будет зависеть от своего материального положения. Материальное положение учителей желает быть намного лучше. Учитель, если будет материально обеспечен, будет больше думать об уроке, о том, чтобы работать с детьми, повышать свою квалификацию. Без этого сегодня образование не может. Мы все слушаем Медведева, нашего президента, который говорит, что надо сегодня, прежде всего, в нашем российском государстве полностью изменить науку. А это будет зависеть от наших школ, от учителя. Ведь учитель – это основа основ. И я надеюсь, что наше государство, правительство и ставит задачи перед собой как можно выше поднять образование.

Я думаю, что ещё нужно обратить внимание на подготовку самого педагога, когда он находится в высшем учебном заведении. Ведь не секрет, что некоторые наши ребята идут в педагогический институт не по призванию. В университетах обучаются и те, кому просто нужно получить высшее образование и где-то потом устроиться. Думаю, что и в университетах сегодня должны быть основательные перемены, которые и заинтересуют ребят – это самое главное.

Я учитель-пенсионер. Конечно, надо получать такую заработную плату, чтобы учитель имел хорошее жильё, хорошую библиотеку, конечно, одевался соответственно. Ребёнка воспитывает и облик учителя, а не только слова, которые он говорит. Чтобы учитель мог с детьми выехать куда-то. Мог повышать свою квалификацию, не только в институте усовершенствования, а выезжал и за пределы нашего края. Ведь у учителя должен быть хороший кругозор, тогда он научит и ребёнка.

Заместитель директора по воспитательной работе «Русской гимназии» Марина Синегузова:

- Хочу, чтобы наше правительство повернулось к школе не на словах, а на деле. Пока мы видим только обратный процесс особенно по районам. Идёт натуральный геноцид, как я называю, против школ. Когда убирают школы и распускают учителей, детей переводят. Я жду реальных действий правительства.

Мы говорим, что была старая система, и пытаемся её сломать окончательно. Мне кажется, что этого не должно быть. Прежде всего, нужно прислушаться к тем людям, которые долгое время работают в школе, и понимают, насколько всё было правильно. И образование было настоящее, высокого уровня. Естественно, никто не говорит, что из нового не нужно ничего брать. Нужны и новые технологии, которые сейчас используются, нужно им обучать и детей, и учителей. Вот если бы к старому добавить новое, было бы, наверное, лучше. Не хотела бы, чтобы была ломка, такая, как сейчас. Тот же ЕГЭ, который вводится. Когда мы видим глаза детей, когда мы слышим их речь, можем реально оценить ребёнка. Было бы неплохо, если бы дети писали сочинения в родных школах. Я вижу, что пишут дети на ЕГЭ – идёт деградация.

Вопрос по заработной плате может повиснуть в воздухе. Потому что всегда человеку, сколько ни дай, мало. У нас частная гимназия, оплата учителей выше, чем в обычной школе. Но при этом выполнение обязанностей – это ещё не обязательная сторона. Умение работать – тоже одна из важнейших задач нашего времени. Молодые приходят, не хотят работать, к сожалению. Хотя приходят очень неплохие молодые специалисты, но у них потребительское отношение. В последнее время это тоже стало нашим злом. Должна быть оплата такая, при которой человек себя не чувствовал бы ущербно. А суму назвать – у каждого по потребностям. Кому-то и 100 тысяч мало, а кому-то и 20 тысяч хорошо. Я не могу назвать сумму, которая определила бы профессиональную потребность. Это ещё не показатель. Можно получать деньги и ничего не делать.

Директор школы №49 Руслан Никонов:

- Много чего жду. Прежде всего, чтобы профессия учителя стала социально-значимой для нашей страны. Это очень важно. И все механизмы мотивации труда были очень чётко проработаны именно в проекте «Наша новая школа». Не просто большие слова нашего президента и руководителей органов местного самоуправления, а конкретные механизмы, проекты, программы были приняты для того, чтобы наш современный учитель интересный и инновационный пошёл в школу, к детям работать. Это нужно отслеживать буквально от самого начала его становления – от обучения и до работы после вузов, педколледжей. Специалист должен прийти в школу, где ему будет оказано пристальное внимание. Когда учитель будет знать, что у него хороший социальный пакет, что ему будут гарантированы определённые права и льготы, тогда у нас мотивация самих школ начнёт меняться.

Я приехал из Скандинавии - Финляндии. Там учителю сложно устроиться в школу. Учитель входит в пятёрку самых востребованных профессий. Для того, чтобы прийти в школу, педагог должен пройти хорошую практику, собрать характеристики, рекомендации. Что сегодня главное для учителя – это его заинтересованность в исследовательской работе. Он должен быть не просто урокодателем, а исследователем, молодым учёным. Это самое основное. И это всё должно идти с подачи государства. Если это будет в голове государства, тогда придёт и в низы. Если это только слова, то сдвигов никаких не будет. К сожалению, сегодня с одной стороны мы говорим про инновации, с другой стороны у нас нет механизмов. Понятно, что мы к этому придём, но можно сделать намного быстрее. А идей у нас много, но они, к сожалению, мало претворяются в жизнь. Всё зависит от тех, кто сидит на верху, кто непосредственно осуществляет политику государства.

Есть мнение, что начни человеку платить столько, сколько он просит, и его отношение может слабо измениться к своему делу. У меня есть несколько примеров, когда человек получал деньги, но, к сожалению, его отношение не менялось. Здесь нужно пересмотреть всю систему. Новая система оплаты труда и подразумевает критериальное обеспечение. Учителя, администрация школы, родительская общественность, соуправление школы будут непосредственно заниматься оценкой труда педагога. В целом, это ещё настолько не проработанная процедура, которая даёт много сбоев. Один главный сбой – отсутствие или недостаточность финансирования. Это – проблема. А так учитель должен оцениваться в своей динамике

развития. У иностранцев, например, нет такой массовой процедуры оценивания. У них два инструмента оценки – это опрос-анкетирование родителей и учащихся. Если любого учителя через это «прогнать», и сразу будет рейтинг виден, все проблемы, плюсы и минусы. Здесь нужен индивидуальный подход. Должны быть приняты критерии оценивания. Пусть в одной школе будут одни критерии, в другой – другие. В принципе, основа уже прорабатывается. Но я не могу сказать, какая может быть зарплата. Это всё зависит от того, какие ориентиры, конечные результаты ставит перед собой, прежде всего, школа. Этот вопрос не будет иметь определённого ответа. Но я думаю, что зарплата учителя должна быть в среднем тысяч 20 – не меньше.

Директор школы №38 Тамара Винокурова:

- Лично я жду, что в школе будет ремонт. Возможно этим годом мы привлечём внимание всей общественности и благодаря этому повысится статус учителя. Чтобы улучшилось и материальное положение. Мне хочется, чтобы обратили внимание на талантливых учителей, чтобы они не уходили из школы.

В Год учителя будут проходить различные мероприятия, конкурсы, конференции, мы постараемся участвовать в них. Участвуя в различных конкурсах, мы повышаем статус школы. Так мы привлечём внимание к школе родителей – наших заказчиков. Может быть, в школу придёт больше первоклассников.

Сейчас учитель получает мизерную заработную плату. Учителя начальной школы, например, получают в пределах 6 тысяч. Конечно, хотелось бы, чтобы зарплата увеличилась на порядок, на два.

Директор школы №2 Ирина Репина:

- Я бы хотела, чтобы реализовалось на уровне каждой школы то, что в своём послании озвучил президент. То, о чём мы очень мечтаем – чтобы не было ветхих школ, как в прямом, так и в переносном смысле, чтобы максимально проявилась забота об учителе. В кризисный год объявлять о Годе учителя, я думаю, довольно ответственно. Естественно, хочется, чтобы материальное положение учителя улучшилось. Потому что молодой специалист, который приходит в школу, получает зарплату в пределах 4 тысяч рублей. На такую зарплату, даже в Год учителя, прожить тяжело. Должен повышаться престиж учительской профессии. Чтобы общественность по-другому относилась к учителю. Может быть, этот год поможет вернуть тот престиж, который когда-то имел учитель. Сегодня, в связи с этим нищенским существованием, престиж учителя низок. Всё мерится материальным благосостоянием.

Я понимаю, что зарплата не может быть сверх высокой при нашем бюджете. Но чтобы нормально существовать, нужно получать 30 тысяч – это минимум.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Подготовила Юлия Золотуева
ИА «Чита.Ру»

всего: 621 / сегодня: 1

Комментарии /2

12:3906-01-2010
 
 
учитель
надо просто выполнить один из первых указов Ельцина.

12:2110-07-2010
 
 
Ксения
Я полностью согласно с директором школы №3 посёлка Дарасун на пенсии Валентины Еделеевой. Потому что я учусь в этой школе и мне не безразлична школа № 3

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире