Возможна ли духовность без религии?

Возможна ли духовность без религии?

В стране и миреПолитика
 Попытка навязать светскому обществу мысль, что безрелигиозность идентична бездуховности, в лучшем случае - наивное неуважение к тем, кто стоит на других позициях, а в худшем - хитрое ханжество. Религия не равна морали.

 В России идет новый раунд конфликта между церковью и светским обществом. Подоплека здесь вполне практическая - реституция недвижимости, икон и других ценностей, влияние в стране. Но не стоит сводить все к одной меркантильности РПЦ (хотя здесь есть о чем поговорить). У спора имеется идеологическая основа, которую озвучил патриарх Кирилл, в своей статье для «Эксперта» повторивший известный тезис о «духовном нигилизме» современного общества, которое, отказавшись от Бога, становится эгоистичным, аморальным и, в общем (месседж прозрачен), катится в ад.

Патриарх Кирилл прямо признается, что это все то же достоевское «если Бога нет, то все дозволено». Справедливости ради, данную идею поддерживает не только РПЦ - о моральном вакууме атеизма говорят и Ватикан, и американские протестанты, и остальные критики секулярного общества. Однако никто из них не осознает или не хочет признавать, что это дискриминация по религиозному признаку, причем оскорбительная для неверующих.

Религия не равна морали. Можно не верить в Бога и быть порядочным человеком. Эта простая идея очень тяжело принимается критиками светской западной цивилизации, хотя при этом с ходу сложно сказать, в чем именно на практике выражается духовный кризис этой цивилизации. В сотнях миллионов долларов добровольных пожертвований для Гаити, Сычуани, жертв цунами? В развитых системах меценатства и социальной поддержки? В гуманитарной помощи для Африки? В безопасных улицах и низком числе убийств в западных странах? В стремлении к самовыражению (чуть ли не каждый второй финн, к примеру, занимается музыкой)?

Конечно это не значит, что на секулярном Западе нет ничего аморального, низкого и пошлого. Есть - достаточно включить телевизор на американском или европейском канале. Однако здесь проблема не в светской культуре, а в культуре массовой, которая всегда была примитивна и неприглядна, просто после революции среднего класса вырвалась на поверхность публичной жизни из своего гетто для «безмолвствующего большинства». Думать, что двести-триста лет назад, во времена господства религии, «простые люди» были ангелами, наивно: достаточно вспомнить описания гоголевских мужиков, из которых иной с утра, как известно, успевал съездить своего брата в ухо.

Вера не гарантирует духовности. И за верующими, и за неверующими числятся тысячи злодеяний, и любая идеология, в том числе вера в Бога, может использоваться и используется для оправдания резни, грабежей, притеснений и изнасилований.

Исламский джихад, европейские религиозные войны и сожжение еретиков, поразительные споры о том, люди ли американские индейцы, если они не упомянуты в Библии, - примеров множество. Даже буддийские монахи у Киплинга ухитрялись обойти запрет на применение оружия и дрались свинцовыми пеналами.

Лезть в историю, впрочем, и не требуется. Любому из нас достаточно вспомнить собственных знакомых и задуматься о том, можно ли по поведению отличить верующих от агностиков и атеистов. Если не брать вещи вроде ношения крестиков, а говорить именно о реальных проявлениях духовности и порядочности - помощи нищим или Гринпису, готовности уступать место старушкам, интересе к хорошим книгам, доброте, вежливости, умении прощать - различить на глаз, без крестика, будет почти наверняка невозможно.

С религиозной точки зрения мораль - это Божьи заповеди. С рациональной точки зрения мораль - всего лишь важный способ регуляции отношений в обществе, делающий нашу жизнь лучше. Однако и этого достаточно, чтобы этика сохранила свою роль в обществе, поскольку, как выяснилось за последние столетия, неверующие тоже хотят сделать жизнь лучше и стремятся к самосовершенствованию. Порядочность лишилась сакрального ореола, но важной быть не перестала - точно так же, как понимание того, что мир не был сотворен за семь дней, не мешает нам стремиться к постижению Вселенной.

Полагать, что без религии нет морали, склонны только верующие, поскольку в религиозном сознании мораль происходит от Бога. В этом смысле проповедь Кирилла, как и критика любых его сторонников в адрес неверующих, рассчитана на внутреннее употребление и нацелена на единоверцев. Однако попытка навязать светскому обществу мысль, что безрелигиозность идентична бездуховности, - это уже в лучшем случае наивное неуважение к тем, кто стоит на других позициях, а в худшем - хитрое ханжество.

В России жалобы на бездуховность могут иметь вполне прагматический эффект, поскольку наша элита сейчас подчеркнуто религиозна. Если она в этом искренна, то подобные увещевания неизбежно будут насылать на власть имущих кошмары по Достоевскому - апокалипсические картины упадка, анархии и войны всех против всех (ведь все дозволено). Поскольку по данной логике научить человека любить ближнего своего может только вера, то выходит, ее и следует укреплять, отдавая церкви храмы, иконы и учебные часы в школах. Однако это передергивание, поскольку быть порядочным человеком для атеиста или агностика так же сложно, как для верующего. Но не сложнее. Каждый из нас может быть свиньей или святым, и зависит это не от конфессии.
 

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Алексей Еременко
gidepark.ru

всего: 4060 / сегодня: 1

Комментарии /11

16:3011-02-2010
 
атеист
добавить нечего. все правильно сказано.
Религия - это поклонение мифическому высшему существу.
Как бы не пытались приплести сюда добро, любовь, мораль... - это все совершенно самостоятельные вещи, никак не связанные с существом на небе и загробным миром.
Творить добро, любить людей, познавать прекрасное можно и не стучась лбом в нужное время в нужном направлении.

17:1511-02-2010
 
Zerkog
спасибо автоу, полностью поддерживаю такую точку зрения...
проводя ложную паралель между понятиями релилия, духовность, человечность- пропагандисты конфесийведут себя как мошенники, очерняя всех, кто с ними не согласен...
надо заметить, как мы уже выяснили тут =), вера как таковая имеет мало чего общего с крестовыми походами, джихадом, педофелией высших церковных чинов... для всего этого церковь и вера лишь грамотное прикрытие порочных стремлений.

ввиду сказанного я не понимаю, как приверженцы конфессий, терпят и принимают миеркантильность, властолюбие и аморальность своих "святых отцов"? Среди коих, несомненно есть достойные люди, но слишком уж много примеров достойных всяческого порицания.

17:4811-02-2010
 
Виталик
Zerkog
ну, во-первых, терпение - это одна из ключевых христианских добродетелей, а во-вторых, далеко не все идут в религию идейно, для многих это обычный способ сделать карьеру и построить свое жизненное благополучие. а это исключает критику духовного начальства автоматически)))))

18:5911-02-2010
 
Zerkog
Виталик- вот именно об этом я и говорю, о карьеристах и меркантильных бездельниках.
а критиковать религиозное начальство я предлагал не такому же мелкому начальству, а как раз рядовым "идейным" членам церкви, ведь это в том числе и их позор... а о каком терпении можно говорить в таком случае, если у проповедников "рыло в пуху"?

10:0612-02-2010
 
Читатель
церковь и религии - тормоз для общества и науки, плюс разобщение людей на конфессии и племена, отсюда и многие беды

15:4212-02-2010
 
Николай
Являсь христианином(протестанского направления), я согласен с тем, что вводить против воли человека какое-либо религиозное обучение в школах - неправомерно. Но при этом стоило-бы вспомнить(справедливости ради) о том, что и атеистическое мировоззрение так-же получается неправомерно преподавать тем, кто держится иного воззрения на происхождение человечества и мира в целом. Думаю правильнее было-бы излагать основные научные взгляды( в том числе и креацианизм), а каждый ознакомившись с ними, был-бы волен держаться своего выбора. Хотя понимаю, что человеческий фактор всё равно будет проявляться у многих(если не у каждого) преподавателя. Теперь о морали. Библия не говорит о том, что добродетель присуща только верующим. Святой Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам 2 главе о том, что у Бога нет лицеприятия.Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, но тот, кто внутренне таков.

16:1612-02-2010
 
Николай
Вообще вся эта глава посвящена этой тематике, у кого есть Библия могут прочитать всю главу. Ещё Апостол Павел пишет о том, что человек троичен по своей природе и имеет в своём естестве дух, душу и тело. Добродетель и мораль в большей степени - сфера душевная. Это выбор души - помочь нуждающемуся в этой помощи, или отвернуться. Сфера духа - искать общения с Богом и иметь в этом своё счастье и будущность. Конечно эта связь склоняет человека к исполнению заповедей Божиих. Но в воле человека исполнить волю Божию, или нет. Это как в семье - дети хотя и любят родителей, но не всегда им послушны бывают. И всё-же они остаются детьми, причём по-прежнему родными и дорогими, хотя мы и наказываем их за непослушание. А если верующий грешит и не наказывается за это Богом - Отцом, то встаёт вопрос - а христианин ли он, или просто религиозный человек. Об этом тоже хорошо пишет тот-же Апостол Павел в послании к Евреям 12 глава ст.6-11. В заключение приведу слова Апостола Иакова 2 глава ст.26 - вера без дел мертва!

23:5712-02-2010
 
нарк
для Николай
"Хотя понимаю, что человеческий фактор всё равно будет проявляться у многих"
вот тебе человеческий фактор
: СОСНИ .УЙЦА , БЫДЛО ;-))))))

00:4913-02-2010
 
Zerkog
нарк- суров ты, братец =)))

11:1413-02-2010
 
нарк
да уж, бухой вчера был до неадеквата

15:3905-03-2010
 
Читатель
Духовность одна и вечна. Религии разные пристанища дармоедов, проходимцеа, воров.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире