Учителя не готовы преподавать в школах «Основы религиозных культур»

Учителя не готовы преподавать в школах «Основы религиозных культур»

В стране и миреВ мире
Хотя до старта эксперимента осталось полтора месяца

Корреспондент «КП» разузнала, как идет подготовка к введению самого спорного школьного предмета - «Основ религиозных культур и светской этики».

Совсем уже скоро - с 1 апреля - в школах 19 регионов России начнут эксперимент. Четвероклашкам станут преподавать новый предмет. Курс состоит из шести частей-модулей: православной, исламской, буддистской, иудейской культур, истории мировых религий и основ светской этики. Школьник может сам выбрать, чьи «Основы» ему ближе. Детей в классе разобьют на группы и каждой прочитают тот модуль, который им по сердцу. Это такая теория эксперимента. Верующим - одно, атеистам - другое. И каждый не в обиде. Но как эту теорию исполнить на практике?

Для этого из регионов-экспериментаторов в Москву, в Академию повышения квалификации работников образования, приезжают  тьюторы-тренеры. Это преподаватели, которые, в свою очередь, вернувшись домой, должны будут уже непосредственно передавать знания учителям, которым предстоит объяснять школьникам «Основы».

ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ШУТКА

В широких коридорах академии не протолкнуться. В курилке под лестницей учителя из Костромской, Тверской, Вологодской областей.

- У меня в голове - каша, - нервно затягивается преподаватель «Основ православной культуры» (ОПК) из Череповца. - Как писать эссе о своем отношении к введению курса «Основ», если я не понимаю, зачем и кому он нужен.

Коллеги из других регионов ей одобрительно кивают.

- Моя директриса сразу сказала: «Дурь это!» - подхватывает учительница из Твери. - Под один предмет надо перекраивать все школьное расписание, выделять дополнительные часы, делить детей на группы, искать для каждой отдельные классы. На самом деле ничего этого не будет! Поговорят с родителями и остановятся на одном предмете - ОПК.

- А говорят, учебник по предмету отличный, - внедряюсь я в разговор.

- Вы его видели? Видели? Я - нет, - горячится череповчанка. - Продают кота в мешке. Куча методичек, пособий, технологий, а к чему их применять? Этот эксперимент - вроде первоапрельской шутки.

ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ

Учебная программа тьюторов насыщенная - девять часов в день. Курс рассчитан на восемь дней - всего 72 учебных часа. Разработаны специальные пособия и рабочая тетрадь с заданиями ко всем 34 урокам, из которых 29 - по православной культуре. Заглянув в тетрадку, я поняла: людям со стороны, никогда не интересовавшимся историей религий, разобраться в материале и выполнить задания невероятно сложно.

Пример: нужно составить план к уроку «Священные сооружения» (модуль «Основы мировых религий»).

«Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены?

Что является основным в христианских храмах?

Что такое иконы?

Почему синагога не считается у иудеев храмом? Каковы правила обустройства синагоги?

Чем различаются православные и католические храмы?»

Народ хмурится и пожимает плечами.

- В регионах не понимают стоящей перед нами задач. Они думают, что это очередные курсы повышения квалификации, и присылают учителей младших классов, обществоведения и ОПК, - говорит менеджер проекта Ольга Крутова. - А цель другая - объяснить местным преподавателям, людям с опытом работы со взрослой аудиторией, как правильно научить школьных педагогов преподносить детям новый предмет. Мы же не можем в Москве подготовить все 25 тысяч учителей, которым уже в четвертой четверти учить «Основам религиозных культур и светской этики»!

Поэтому в академию позвали тысячу тренеров из регионов. Но 75 процентов приехавших в столицу  на учебу не то что глубоким знанием основ хотя бы одной религии не обладают - даже пишут с орфографическими ошибками! Где уж говорить о складности изложения текста!

- Много тех, кто путает понятия «этика» и «этикет»,  - сокрушается Ольга Эдуардовна.

Самые «тяжелые» - учителя ОПК. Они уже давно читают свой курс и углубляться в особенности других религий внутренне не готовы. Большинство - верующие люди, и для них православие - единственно возможная религия. С таким настроем быть непредвзятым очень сложно.

- У нас светский, культурологический курс, а не религиозный, - продолжает Крутова. - Его задача - познакомить ребят со всеми существующими в России основными религиозными культурами. А даже у нас в аудиториях порой доходит до фанатизма... Когда приходил читать лекцию Андрей Кураев, много учителей бросились к нему руки целовать, просили благословения. Им даже невдомек, что он не священник, а протодиакон!

Еще одна беда будущих тьюторов - компьютерная безграмотность. Семинары предполагали владение техникой даже не на продвинутом, а на элементарном уровне - преподаватели должны бы знать, как работает текстовый редактор, как искать информацию в Интернете. А лекторы натыкались на грозные заявления: мол, компьютер - это от нечистого!  

«ЕРЕТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК»

Начитывают тренерам лекции авторы курса - ученые, религиоведы. Направить на истинный путь обучения сестер по вере постарался автор модуля «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев. Он честно назвал свой учебник «еретическим», так как в книге много фундаментальных православных понятий не разбирается.

- Ваши уроки должны быть презентацией православия, а не пропагандой, - внушал Андрей Вячеславович. - Вы должны влюбить в православие, но не призывать к нему. На каждом уроке нужно вызывать дискуссию и обсуждение, но без личных выпадов. Наступите на горло собственной песне! В любой момент можно перейти на понятные для детей примеры. Скажем, разбираете молитву «Отче наш» - напомните, что Правила дорожного движения или телефоны экстренных служб тоже надо знать, как «Отче наш». 

Не менее доходчиво пытался объяснить предмет соавтор модуля «Основы культуры иудаизма» кандидат исторических наук Михаил Членов. Сначала он рассказал анекдот про православного, иудея и мусульманина, у которых «Бог один - провайдеры разные». А затем ответил на каверзный вопрос учителя из Чечни. Почему именно этот орган надо было обрезать, чтобы стать иудеем, ведь проще отрезать пол-уха - и ты избранный.

- Избранность здесь ни при чем, - со знанием дела ответил Михаил Анатольевич. - Есть заповедь. Он повелел делать обрезание как символ жизни, плодородия и смерти.  

- Да, у мусульман также, - хмыкнул учитель.

ДУША РЕБЕНКА - ГЛИНА, ЛЕПЛЮ ЧТО ХОЧУ

По окончании курса будущие тьюторы сдают экзамен - подготовленный урок на выбранную тему и эссе. Предлагается девять вариантов. Например: «Ваше отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»; «Отечественная религиозно-культурная традиция - духовная основа многонационального народа»; «Добро и зло в свете идеологии курса «Основы». Можно предложить и свою тему.

- Эссе - самая важная часть экзамена, - говорит Ольга Крутова. - Из него мы можем понять, с каким человеком имеем дело. Тренер не должен мнить себя ни учителем, ни просветителем, ни миротворцем. Он должен понимать задачу и быть готов к обучению других. Но далеко не все способны к этому. Были работы, где педагоги писали, что душа ребенка - это глина и они слепят из нее что надо. Таких мы срезаем.

Обычно из 200 слушателей 20 уезжают домой без тренерского сертификата...

P.S. К 1 марта, обещают в академии, все тренеры пройдут обучение. У них останется месяц на то, чтобы донести свои знания учителям...

СТАТИСТИКА

В Вологодской области «Основы религиозных культур» будут изучать 10 тысяч учеников. Учителя уже провели анкетирование школьников. Вот что вышло:

«Основы светской этики» выбрали 58% четвероклассников;

«Основы православной культуры» - 24%.

На «Основы ислама» записались всего восемь учеников, «Основы буддизма и иудаизма» не выбрал ни один.

ОФИЦИАЛЬНО

Апробация нового предмета пройдет в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, в Еврейской автономной области.

По результатам эксперимента планируется провести социологическое исследование и подготовить доклад в правительство России.

- Сейчас все учебные пособия для нового предмета находятся в печати и к началу эксперимента будут доставлены во все 19 регионов, - сказал нам начальник отдела информационного обеспечения Минобрнауки Александр Качанов. - Все преподаватели тоже пройдут переподготовку в срок. Уверяю вас, эксперимент пройдет успешно, не надо поддаваться пессимистичным настроениям.  

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Поторопились

Отсчет введения нового предмета пошел на дни. Пока ощущение штурмовщины на стройплощадке, когда дом кровь из носу нужно сдать в установленный срок. Но дом-то и после сдачи можно еще доделывать: швы замазать, перила перекрасить. А вот как потом поправить кавардак в головах тех четвероклассников, которым про очень тонкий и сложный предмет будут рассказывать учителя с кашей в собственной голове?

Времени всего ничего - полтора месяца. Учителя во многих школах не готовы. Да что говорить, и на многих тренеров не сошло еще «озарение»... Нет еще учебников, нет внятных методичек для педагогов. Что делать? Можно, конечно, прикрыть глаза и отрапортовать: поставленные задачи выполнены. Но не честнее было бы перенести сроки начала эксперимента и подготовиться к нему не в аврально-пожарном порядке?

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Александр МИЛКУС
kp.ru

всего: 487 / сегодня: 1

Комментарии /4

19:3312-02-2010
 
 
Читатель
НЕ ХОЧУ, чтобы мой ребенок изучал этот предмет

23:4112-02-2010
 
 
Читатель
А тебя и не спрашивают...

11:5513-02-2010
 
 
Zerkog
а спрашивать обязаны, свобода совести и вероисповедание подразумевает возможность отказа родителей от преподавания ребенку основ религии.

при первой же попытке навязать этот предмет- обращение в конституционный суд, и дело бдет выиграно на ура...

01:3114-02-2010
 
 
Читатель
считаю, что этот предмет рано преподавать подросткам-школьникам в силу их возраста и ума. Тем более обязательно родителям надо знать педагога и материал, который будут доносить до их детей. Нам предмет "Основы религии" читали уже на 3-м курсе университета и то , я бы сказала, в ознакомительном поверхностном варианте.
В школе моего сына в 3 классе пытались ввести факультативно подобный предмет, мы пригласили преподавателя на родит. собрание, она там такую пургу понесла, что родители хором отказались от этой затеи, больше этой тети в школе никто не видел. так что, родители, будьте внимательны к таким экспериментам.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире