Модель полной автономии

Модель полной автономии

В стране и миреВ мире
На отчетной коллегии Минобразнауки РФ решили, что пришло время консолидации

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отчитался за деятельность своего ведомства за истекший год. Произошло это на коллегии министерства в конце прошлой недели. На заседании присутствовал первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. Между прочими делами на коллегии вдруг вспомнили, что в марте исполняется шесть лет пребывания Андрея Фурсенко на этом посту, с чем юбиляра не преминули поздравить и похвалить за проделанную работу.

Конечно, и срок пребывания (или отбывания?) действительно долгий, да и сам юбиляр – личность неординарная. Едва ли можно с ходу вспомнить еще одного министра образования, на голову которого свалилось бы столько критики, сколько досталось Андрею Фурсенко. Причем критики всякой – и оголтелой, и обоснованной. Да и досталось от всех – от юных экстремистов до убеленных сединами академиков.

Если философски взглянуть на всю эту стойкую демонстрацию нелюбви к министру, то можно сделать один существенный вывод – она-то как раз и свидетельствует о серьезных изменениях в жизни образовательного сообщества. Увидеть и дать оценку, какого свойства эти преобразования, предстоит историкам будущего. Данность такова, что все, что делается, проявится даже не завтра, а послезавтра. Почему?

Потому что сегодня в разных регионах РФ куется общими усилиями модель образования, предлагаемая к тиражированию. Эта модель интегрировала в себя все наработки (достижения, а возможно, и ошибки) нацпроекта «Образование». Она отработана в 31-м регионе Федерации, через нее прошли 450 тыс. учителей и 5 млн. учеников. Где-то успешно, где-то не совсем, потому что регионы по уровню своего развития очень разные. Модель предполагает полную самостоятельность регионов, автономию вузов и школ. Она заставляет преподавателей и учителей включаться в конкуренцию.

На коллегии прямым текстом сказали, что поддерживать и достойно финансировать будут лучших. Не всех это радует, потому что не все могут быть такими. Тем не менее все пребывает в каком-то движении. Что-то отслеживается, по ходу исправляется или не исправляется и т.д. В общем, изменения идут, и отвергать это бессмысленно. Другое дело, что общественность все-таки не совсем понимает главной цели изменений. Например, поощрение и выделение лучших таковой быть не может. По той простой причине, что их всего от силы 10–15% (по статистике).

Оптимизация структуры образования уже отправила на улицу часть преподавателей и учителей. С другой стороны, правительство будет платить значительные суммы лучшей зарубежной профессуре, готовой читать лекции у нас.

Директор российского научного центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук уверен, что большинство этих людей готовы приехать на начальствующие позиции. По мнению ученого, допустить такое – это аморально. Михаил Ковальчук предлагает заняться мегапроектами, такими, которые могли бы привести к глобальным изменениям в экономике страны. Для сравнения он привел пример создания атомной бомбы в СССР. В момент ее разработки даже никто и не предполагал, что это приведет к развитию целой отрасли – атомной промышленности.

От представителей педагогического сообщества часто можно услышать реплики, что, дескать, с нами не посоветовались. Нас власть не спросила, что делать. В результате то, что предлагают, разрушает образование. В таком случае, если власть и не советуется, то работу для общественников уже нашла. Фактически все новые проекты рассчитаны на активное участие в них общественных организаций.

Реорганизация идет и в самом министерстве, напомнили на коллегии. Ведомство избавляется от дублирующих структур, выстраивается более четкая вертикаль, предполагающая ответственность за все… министра. После оптимизации собственной структуры ведомство Андрея Фурсенко возьмется за научно-исследовательские институты и проводимые ими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Большинство из них опять же неконкурентоспособны. Путь у них один – кооперация и консолидация.

На коллегии присутствовали министр Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и замминистра Минсоцздравразвития Вероника Скворцова. Ими было заявлено, что вышеперечисленные министерства тоже пойдут по пути создания межведомственных групп с Минобразнауки. Очень хорошо. Другое дело, что если время консолидации пришло, то почему при этом игнорируется Министерство культуры. С кем сегодня Минобразнауки РФ и нужно вести серьезный диалог, так это с ним. И если какая-то федеральная программа сейчас остро нужна, так это та, которая потребовала бы координации усилий с Министерством культуры и печати. Тогда, возможно, и они поймут, что живут вместе с Министерством образования и науки в одном государстве.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Наталья Савицкая
ng.ru

всего: 944 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире