Взятки не вымогать! Учеников за пивом не гонять!

Взятки не вымогать! Учеников за пивом не гонять!

В стране и миреВ мире
Для учителей разрабатывают кодекс поведения

Не так давно на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге, посвященной Году учителя, участникам раздали странный документ -  проект «Профессионального кодекса учителя». Подготовили его преподаватели  Российского государственного педагогического университета. В своем труде они предложили зафиксировать, что педагог должен воспитывать патриотизм, быть объективным, не брать взяток и не искать от своей работы никакой сторонней выгоды. Как, подумали мы, а до появления кодекса учителя об этом не знали?!

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ

«Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников», - требует документ. Расшифровки понятия «положительный пример» не приложено. 

«Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы» - еще одно суровое требование. Но не регламентировано, сколько сантиметров мелка можно исписать на одном уроке? А если вообще доской не пользоваться? Какая экономия получится!..

«Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях», - уверяет следующий пункт кодекса. Выходит, перед тем как сдать в ремонт обувь или сесть в кресло к дантисту, педагог обязан убедиться, что мастер или доктор не имеет никакого отношения ни к кому из вверенных детишек. А то слишком хорошо прибитый каблук или скидка в счете стоматолога могут быть восприняты именно как «использование служебного положения».

«Учитель не имеет права требовать от своих учеников дополнительного вознаграждения за работу» - еще одна пронзительная сентенция. Не меньше бередит душу следующий пункт: «Инициатива приветствуется».

Еще одно откровение: «Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия». Если собрать всех после уроков и начать что-то обсуждать, заболтать можно любую инициативу. Причем в полном соответствии с кодексом.

«Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль», - провозглашает кодекс.

Я все читал документ и думал: «А когда наконец будет пункт «Учитель должен понятно объяснять урок»?» Без кодекса, глядишь, и об этом учитель не узнает!

В общем, документ явно разрабатывали лучшие умы. Но зачем? Врачебная клятва Гиппократа имеет символический смысл - это своего рода посвящение молодых лекарей в эскулапы. А что дает кодекс, кроме структурированных прописных истин? Не говоря уже о том, что он сам по себе противоречит пункту самого кодекса о бережном использовании ресурсов - в данном случае бумаги. 

ЧЬЯ ИДЕЯ?

Как вообще пришла идея написать кодекс?

- Многие школы и регионы сами разработали всевозможные педагогические кодексы, - объясняет мне руководитесь рабочей группы по созданию проекта «Профессионального кодекса учителя» профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета (РГПУ) Елена Заир-Бек. - Педагогические общества Москвы и Петербурга решили обобщить этот опыт в единый кодекс. Ректор РГПУ предложил мне и еще нескольким сотрудникам поработать над этим документом. Мы собрали своих выпускников - директоров школ и чиновников образования, объединили мировой опыт, с помощью юристов учли отечественные законы, филологи отточили формулировки. Несколько месяцев трудилась рабочая группа - и вот результат. Дальше, видимо, кодекс должен быть принят. Кем? Наверное, Общественным советом при Президенте России.  А вообще «Профессиональный кодекс» - сборник этических норм, которые считаются самими учителями требованиями к себе и коллегам. Это не личные обязательства, а перечень представлений о том, что такое хорошо и что такое п
лохо.

НА ДОРАБОТКУ

На днях с тем, что проект «Профессионального кодекса учителя» несуразен, похоже, согласились и в Министерстве образования и науки. Но документ не отложили в долгий ящик, не отказались от него, как можно было подумать. Как рассказал мне замдиректора Института управления образованием Российской академии образования Евгений Буслов, проект решено доработать. Министерство поручило эту титаническую работу Всероссийскому педагогическому собранию.

Для улучшения созданного РГПУ кодекса созвали целую комиссию, на заседаниях которой проходят даже телемосты с территориями, чтобы учителя из Рязани, Ярославля и других регионов могли высказать свои предложения по  совершенствованию важнейшего документа. 

МНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Клятва - это понятно

- Мне этот документ не понравился, - говорит директор столичной школы № 2030 Анна Мехед. - Слишком часто там используется слово «должен». В итоге получилось какое-то приложение к трудовому договору. Для учителей более уместной была бы клятва. Причем давать ее должны еще студенты-педагоги после прохождения первой практики.

Если человек говорит: «Я клянусь...» - это значит для него самого намного больше, чем положения навязанного кем-то кодекса. Но вообще некий эталон «правильного поведения» нужен: мы в начале 1990-х годов потеряли поколение профессионалов, и в школу пришло много тех людей, кому там, наверное, работать не стоит.

- Кодексы и прочие клятвы - штуки неплохие, но они не могут подменять глобального реформирования системы образования, которое давно назрело, - уверен директор столичной школы № 686 Сергей Казарновский.  Его аргументы: если в XXI веке школа ориентируется на потребности середины XX века, то странно ждать иного отношения к тем, кто там работает. Востребованные знания - иностранные языки, компьютерную, правовую или экономическую грамотность на хорошем уровне дает считанное число школ. В большинстве учебных заведений материал зачастую оторван от жизни. Из-за этого к учителям относятся как к людям, преподающим ненужные знания.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ «КП»

...И в носу не ковырять!

Участвовать в подготовке кодекса могут не только педагоги. Вот и «Комсомолка» решила внести свою лепту в судьбоносный документ. Мы предлагаем включить такие пункты:

1. Учителям запрещается во время объяснения нового материала ковырять в носу.

2. Учитель первым должен приветствовать старших по званию - завучей и директора. Причем при приближении к ним по школьному коридору переходить на строевой шаг.

3. Учитель обязан приходить на урок подготовленным. Запрещается забывать дома конспекты, методички, тетради учеников.

4. И главное: на зарплату не жаловаться. В конце концов святое дело делаем - передаем знания. Разве это можно оценить в денежном эквиваленте?

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»: Имитация деятельности

Понимаю, объявлен Год учителя и нужно провести массу мероприятий, чтобы потом отчитаться: cозвали столько-то конференций и столько-то документов разработали. На самом деле у учителей сегодня множество реальных проблем. Это и зарплаты (во многих регионах они существенно ниже прожиточного минимума), и подготовка молодых педагогический кадров, и смена поколений в самих школах. Думаю,  и педагоги, и мамы с папами, у кого учатся в школе дети, могут продолжить этот список.

И вот придумывать кодекс?! Зачем? Чтобы прописать в нем массу азбучных истин? Есть моральные и профессиональные нормы. Если человек, который идет работать в школу, их не знает, ему путь в класс заказан. Не думаю, что этим нормам и правилам должны учить в педвузах, - они закладываются раньше, в период взросления. Взятки не брать... Учеников не унижать... От того, что это запишут в кодекс и отпечатают многотысячным тиражом, что-то изменится? Учитель настоящий и так не будет вымогать у родителей деньги. А плохой... Он не посмотрит на лежащий на столе кодекс.

Подозреваю, на разработку документа отпущены деньги. Может, и не очень большие, но  и их не лучше ли пустить на другие, более прагматичные цели?

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Алексей ДУЭЛЬ
kp.ru

всего: 555 / сегодня: 2

Комментарии /1

23:0408-04-2010
 
 
я
Смешно, да и только. Очень похоже на анекдот

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире