Учителя в тревоге

Учителя в тревоге

В стране и миреВ мире
Принципиально новый для российских школ предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» — потребовал подготовки учителей в течение месяца.

В каждом из 19 регионов, участвующих в эксперименте, были организованы курсы повышения квалификации. Занятия вели педагоги-тренеры, которых в свою очередь обучали в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Об этом STRF.ru рассказал первый проректор Академии Алексей Рытов. Справка STRF.ru:
Рытов Алексей Иванович, первый проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук.

Многие высказывают опасение, что российские школы не готовы к введению подобного рода предметов, что для этого нет соответствующего уровня специалистов…

— А мы не готовы и к построению инновационной экономики, и ко многому другому. И что теперь — залезть в пещеру и оттуда не выглядывать?

Я считаю, что педагоги достаточно хорошо подготовлены. В нашей Академии обучение прошли около тысячи учителей — начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, ИЗО, музыки, МХК, географии, иностранных языков. Мы готовили преподавателей-тренеров, которые по возвращении в свои регионы должны были распространять полученные знания среди коллег. Регионы сами выбирали тех, кто способен справиться с этой задачей. По окончании курсов сертификаты получили 940 человек.

Затем эти тренеры уже в своих регионах проводили курсы повышения квалификации. В общей сложности их прошли 15 тысяч 145 учителей. Специалисты нашей Академии побывали в каждом российском субъекте, участвующем в эксперименте, и оценивали эту работу. Мы старались следить за тем, чтобы качество подготовки было на достаточно высоком уровне.

Поначалу, как отмечали эксперты из Академии, многие педагоги не в полной мере понимали предназначение нового курса, его цели, задачи. Всё это вызывало в их среде тревогу, которая стала проходить в ходе занятий. По мнению специалистов, учителям этот курс показался интересен. После повышения квалификации им стало понятно, что это культурологический курс, что он носит абсолютно светский характер, направлен на лучшее понимание детьми окружающего мира, который не представляет собой некую мономассу, в том числе по культурным и религиозным традициям.

Помимо содержательных аспектов курса, тренерам важно было познакомить учителей с различными методиками и технологиями преподавания нового предмета — в какой форме лучше донести до детей столь сложный материал. Наша Академия на основе имеющихся материалов учебных пособий разработала соответствующие рекомендации.

Как вы оценивали изначальный уровень педагогов, которые пришли на ваши курсы, насколько они были подготовлены, находились «в теме»?

— Этот уровень, наверное, нельзя назвать продвинутым, но в то же время предлагаемый для изучения материал не воспринимался учителями как «откровение свыше».

Многие высказывают опасение, что российские школы не готовы к введению подобного рода предметов, что для этого нет соответствующего уровня специалистов…

— А мы не готовы и к построению инновационной экономики, и ко многому другому. И что теперь — залезть в пещеру и оттуда не выглядывать?

Я считаю, что педагоги достаточно хорошо подготовлены. В нашей Академии обучение прошли около тысячи учителей — начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, ИЗО, музыки, МХК, географии, иностранных языков. Мы готовили преподавателей-тренеров, которые по возвращении в свои регионы должны были распространять полученные знания среди коллег. Регионы сами выбирали тех, кто способен справиться с этой задачей. По окончании курсов сертификаты получили 940 человек.

Затем эти тренеры уже в своих регионах проводили курсы повышения квалификации. В общей сложности их прошли 15 тысяч 145 учителей. Специалисты нашей Академии побывали в каждом российском субъекте, участвующем в эксперименте, и оценивали эту работу. Мы старались следить за тем, чтобы качество подготовки было на достаточно высоком уровне.

Поначалу, как отмечали эксперты из Академии, многие педагоги не в полной мере понимали предназначение нового курса, его цели, задачи. Всё это вызывало в их среде тревогу, которая стала проходить в ходе занятий. По мнению специалистов, учителям этот курс показался интересен. После повышения квалификации им стало понятно, что это культурологический курс, что он носит абсолютно светский характер, направлен на лучшее понимание детьми окружающего мира, который не представляет собой некую мономассу, в том числе по культурным и религиозным традициям.

Помимо содержательных аспектов курса, тренерам важно было познакомить учителей с различными методиками и технологиями преподавания нового предмета — в какой форме лучше донести до детей столь сложный материал. Наша Академия на основе имеющихся материалов учебных пособий разработала соответствующие рекомендации.

Как вы оценивали изначальный уровень педагогов, которые пришли на ваши курсы, насколько они были подготовлены, находились «в теме»?

— Этот уровень, наверное, нельзя назвать продвинутым, но в то же время предлагаемый для изучения материал не воспринимался учителями как «откровение свыше».

Как ваша Академия будет организовывать дальнейшую работу по сопровождению этого курса? Предусмотрены ли ещё какие-то дополнительные занятия с педагогами или что-то другое?

— На нашем сайте запускается специальный раздел, где будут размещаться все методические материалы, рекомендации, будет описываться опыт регионов. Академия вместе с Минобрнауки и представителями конфессий планирует также обсуждать ход реализации этого эксперимента в регионах.

Я считаю совершенно неблагодарным делом выступать в роли оракула и говорить: «Нет, в школе этот предмет не приживётся». Наши граждане не сразу, но со временем обязательно поймут, что президент своим поручением правительству ввести этот курс совершил колоссальнейший прорыв в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Вы ожидали, что во многих регионах большая часть учащихся, до 66 процентов, выберет светскую этику? Как это можно трактовать?

— Это не было предметом нашего исследования. Хотя, насколько я знаю, по просьбе конфессий проверялись документы, были попытки выяснить, добровольно или принудительно дети и их законные представители выбирали тот или иной модуль. Было показано, что родителей никто ни к чему не принуждал. Я нисколько не сомневаюсь в том, что, если члены семьи захотят, чтобы ребёнок изучал другой курс, возможность для этого есть — при переходе в пятый класс можно будет пересмотреть своё первоначальное решение и выбрать, например, вместо модуля «Мировые религии» — «Основы православной культуры». За этим, поверьте, следят.

В одном регионе победил такой-то курс, в другом — иной. Никто ни с кем не сражался. А то, что многие предпочли светскую этику, видимо, связано с тем, что подспудно у родителей, имеющих атеистическое прошлое, сработал защитный механизм. Когда разговор зашёл о том, что в школах будут преподаваться основы религиозных культур, то многие подумали, что туда придёт религия. Поэтому выбрали светскую этику. Думаю, что со временем, когда общество осознает истинное предназначение этого курса, у родителей появится желание, чтобы их дети изучали религиозные культуры. Акценты должны сместиться.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Σ Муравьёва
strf.ru

всего: 1673 / сегодня: 3

Комментарии /3

11:1513-04-2010
 
АлексейМ
Очень жаль те средства, которые государство потратило на обучение тех болванов, которые впихивают в школы идею одного "реформатора", который совершил "колоссальнейший прорыв в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения". Очень рад, что мой ребёнок вырос и всё это называет предметом ИСТОРИЯ. А сказки народов мира я ему читал в детстве.

11:1613-04-2010
 
Читатель
А нам это надо?Это опять сиюминутная дань времени и временщикам и бездельникам , которым нечем заняться! Реформаторы хреновы!

16:5713-04-2010
 
Елена
Лучше изучать основные дисциплины. А кому надо изучать данный предмет,то пускай идет факультативом. Дети перегружены, родители вынуждены помогать обучаться. Скоро крышу снесет от всех инноваций!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире