Не секрет, что каждому, кто когда-либо сдавал в школе выпускной экзамен, знакомо ощущение страха перед испытаниями. А задумываемся ли мы, откуда оно приходит? Чего на самом деле мы боимся? Все ли знают, как сдать экзамен без страха и стресса?
Ответить на все эти вопросы корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" помогла петербургский психолог, специалист по внутриличностным и семейным проблемам Марианна Угрюмова.
Прежде всего, она отметила, что страх экзамена появляется, когда человек понимает, что от результата зависит его дальнейшая судьба, и сомневается, а хватит ли ему способностей и возможностей справиться с испытанием. А выпускной ЕГЭ — это не просто выставление оценок, а право успешно поступить в выбранный вуз и своеобразный "пропуск в новую жизнь".
Легко проверить, что страх перед сдачей экзамена испытывают как отличники, так и среднестатистические ученики.
Причины страха экзамена условно можно поделить на четыре группы. Во-первых - абитуриенты бояться оказаться неумными и потерять авторитет "знайки" - это, конечно присуще тем, кто хорошо учится. Во-вторых - существует страх не оправдать надежд родителей. Не стоит забывать и о самооценке, которая заставляет бояться быть хуже других. Бывает и страх перед новой жизнью после выпуска из школы.
Марианна Угрюмова считает, что важно осознавать свои страхи и переживания. Таким образом выпускники могут более эффективно организовать процесс подготовки к итоговому экзамену.
Теперь перейдем от самих страхов к тому, как с ними бороться.
Прежде всего, выпускнику стоит убедиться в своей компетенции. В этом поможет простая систематическая подготовка к экзамену. К сожалению, без этого остальные советы будут бесполезны. Следует поставить себе конкретные, измеримые и реальные цели с указанием сроков и постепенно их достигать.
Марианна Угрюмова советует обратить особое внимание на способ запоминания материала. У каждого человека есть определенный канал восприятия информации, с помощью которого материал усваивается лучше всего: зрительный (чтение), слуховой (чтение вслух или запись на аудио),моторный (переписывание материала). Стоит делать акцент именно на него, но не отказываться и от остальных.
Следующий важный момент — это поведение семьи по отношению к выпускнику.
Самое главное, выпускник должен знать, что семья любит его, и независимо от результата ЕГЭ, отношение к нему останется неизменным. Родитель, конечно, может помочь своему ребенку, например, сняв с него часть работы по дому, с условием, что это время будет использовано на подготовку к экзамену. Также важно создать дома обстановку поддержки и уважения. Ребенок должен знать, что родители - его надежный тыл.
Что не стоит делать родителям, так это брать на себя ответственность ребенка. Также ни к чему хорошему не приведет сравнение своего ребенка с другими детьми - по скорости подготовки или отметок.
Марианна Угрюмова отмечает, что 90% успеха в сдаче экзамена зависит от адекватности самооценки выпускника. Обязательно следует верить в свои силы, в противном случае человек не использует все ресурсы своего организма и на выходе получает гораздо более низкий результат, чем мог бы получить. И наоборот, слишком высокая уверенность в себе может обернуться отрицательным результатом. Она приводит к невнимательности и халатному отношению к подготовке. Зачем перепроверять, когда я уверен в себе?
В заключение хочется повторить, что успешное прохождение испытания гарантирует получение определенных официальных прав, в том числе, права поступления в выбранный вуз.
Но что делать, если результат не совпадет с ожиданиями? Это самый волнующий вопрос. Именно он должен быть оговорен заранее в семье. Определенность пути придаст ощущение безопасности. При этом страховочный вариант — это не наказание за плохой результат экзамена, он просто другой. Выбор запасного варианта нужно доверить самому выпускнику, но родители должны о нем знать и быть с ним согласны.
Комментарии /5
какие волнения, ну сдам, ну несдам, каво колышит!!!
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: