Незаконная деятельность посредников срывает подготовку ЖКХ к зиме

Незаконная деятельность посредников срывает подготовку ЖКХ к зиме

В стране и миреВ стране
Грядущие холода могут стать тяжелым испытанием для многих россиян.

В прямом смысле слова экстремальную зиму им могут устроить посредники, использовавшие коммунальные платежи не по прямому назначению, а в своих корыстных целях.

Проблема эта столь серьезна, что недавно была вынесена на слушания в Общественной палате России. Причина такого пристального внимания экспертов - многочисленные жалобы от ресурсоснабжающих организаций, которые утверждают, что не получают денег от управляющих компаний. "Фактически, по их словам, речь идет о незаконном присвоении средств, которые ежемесячно платят граждане за коммунальные услуги", - отметила председатель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Елена Николаева.

Под угрозой оказалась деятельность поставщиков услуг во многих регионах страны. Простым же потребителям конфликт не сулит ничего, кроме возможности провести зиму в холодных домах. Абсурдность ситуации заключается в том, что люди зачастую добросовестно платят по квитанциям, но их средства до ресурсоснабжающих организаций почему-то не доходят.

Показательна ситуация, сложившаяся в подмосковном Сергиевом Посаде. По словам исполнительного директора городской МУП "Теплосеть", управляющие компании задолжали поставщику 380 млн. руб. При этом, по его словам, по закону организация "не имеет права отключать граждан, потому что 98 % из них добросовестно платят". Кстати, подобные проблемы есть и у жителей подмосковного Красногорска. В местной управляющей компании просто "потеряли" 50 млн. руб., которые жильцы платили за коммунальные услуги.

Участники слушаний пришли к выводу о том, что некоторые представители управляющих компаний используют лазейки в законодательстве в корыстных целях. Отсутствие механизмов контроля над действиями посредников работает им на руку. Многочисленные факты нарушений со стороны управляющих компаний выявлены Департаментом экономической безопасности МВД практически повсеместно. Посредники в ЖКХ занимаются накопительством, использованием средств не по назначению, завышением тарифов. Зафиксированы случаи умышленного банкротства управляющих компаний.

Очевидно, что проблема была предопределена уровнем правовой культуры населения и особенностями развития коммунальной сферы в стране. Жилищный кодекс подразумевает, что собственники могут сделать выбор в пользу прямого управления коммунальным хозяйством, образования товарищества собственников жилья. Также законодательно предусмотрено образование жилищного кооператива или управление с помощью управляющей компании, с которой собственники подписывают договор с делегированием прав в сфере ЖКХ.

Однако сегодня чаще всего применяется обслуживание дома с помощью управляющих компаний - бывших ЖСК и ДЕЗов. Иными словами россияне предпочли переложить вопросы самоуправления на плечи третьих лиц, не утруждая себя проверкой их компетентности. Правда, объективно (особенно это касается многоквартирных домов) выбор не мог быть иным: содержание собственного штата сантехников и слесарей не может быть дешевым, а отдельные работы, такие как ремонт тепловых пунктов, требуют высокой квалификации исполнителей.

Работа управляющих компаний была призвана способствовать развитию конкуренции. На практике же результат оказался противоположным.

В то же время нельзя забывать о том, что не менее серьезной угрозой ЖКХ в стране является диктат энергопоставщиков, перед которым бессильны даже муниципальные власти. Неудивительно, что президент Дмитрий Медведев недавно подписал федеральный закон, передавший полномочия по установке нормативов потребления услуг ЖКХ и цен на них от органов местного самоуправления государству. Ограничить аппетиты поставщиков призвана и разработанная Министерством регионального развития новая методика расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Воспользоваться ею может каждый. Уже со следующего года необходимо будет рассчитывать тарифы ЖКХ для населения исходя из новых правил. При этом предельный "потолок" для тарифов в 2011 году зафиксирован на уровне 15 %.

Однако предпринятые государством меры лишь ограничат аппетиты монополий и совсем не затронут распространенную в стране практику заключения договоров на поставку услуг между ресурсоснабжающими предприятиями и управляющими компаниями. Монополистам такая форма отношений выгодна, поскольку она де-факто обязывает посредника "выбивать" деньги из рядовых плательщиков. Однако управляющие компании не должны этого делать, ведь это долги собственников перед поставщиками коммунальных услуг. Несомненно, условия работы управляющих компаний таковы, что честным путем извлечь прибыль бывает очень трудно. Кстати, бизнес, связанный с управлением жилищно-коммунальным хозяйством, не предполагает наличие лицензий у организаций. Поэтому туда как магнитом притягивается криминал.

По мнению членов Общественной палаты, решение проблемы возможно при усилении контроля государства над деятельностью управляющих компаний. Да и рядовым россиянам пора отвыкать от упования на сильную руку, способную навести порядок. Но нельзя забывать, что власти на местах в лице своих отдельных представителей зачастую не склонны решать проблемы в сфере ЖКХ. Иначе, как объяснить тот факт, что наши чиновники неоднократно уличались в преступлениях в этой сфере. Об этом свидетельствует недавнее задержание директора и главного инженера "Теплосервиса" из Волгоградской области. Оба были уличены в передаче 260 тыс. руб. главе муниципалитета за то, чтобы чиновник прекратил проверку предприятия, необоснованно завысившего тарифы. Можно себе представить, какие "левые" доходы извлекали мошенники, если на подкуп не пожалели более четверти миллиона. И это далеко не единичный случай.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Елены Николаевой, на законодательном уровне необходимо поделить риски между поставщиками услуг и управляющими компаниями. Бесспорным является предложение об обязательном лицензировании управляющих компаний, либо их объединении в саморегулируемые организации. Это позволит определить для них минимальный размер уставного капитала и взноса в страховой фонд. Таким образом, считает Николаева, фирмам-однодневкам будет поставлен заслон на пути в ЖКХ. В случае же банкротств будет запущен механизм ответственности саморегулируемых организаций, то есть тепло, вода и электричество в любом случае дойдут до потребителя.

К этому следует добавить, что нужно раз и навсегда покончить с незаконным семейным бизнесом чиновников. Ведь зачастую руководители муниципалитетов являются фактическими руководителями управляющих компаний и товариществ собственников жилья, создают "липовые" фирмы. Для того, чтобы соблюсти баланс интересов между органами власти, собственником и управляющими компаниями, деятельность последних должна быть "открыта". По итогам года каждая добросовестная фирма должна отчитаться перед собственниками на общем собрании: какие работы выполнены в каждом конкретном доме, на какую сумму. Кстати, сегодня основные жалобы населения вызваны отказами управляющих компаний в предоставлении подобной информации.

Естественно, отдельным законом должны быть очерчены права и обязанности управляющих компаний. Сегодня в жилищно-коммунальной сфере осваиваются большие деньги, а деятельность посредников - прямой источник накопления средств. Только через Фонд содействия реформированию ЖКХ до 2012 года будет распределено 240 млрд. руб. Поэтому многие эксперты небезосновательно полагают, что благополучный исход коммунальной реформы напрямую зависит от количества конкурирующих на рынке организаций.

Как бы там ни было, но отопительный сезон в ряде регионов страны уже начался. Однако, по информации замминистра регионального развития Анатолия Попова, в нашей стране к зиме готовы 88 % котельных и 90 % тепловых сетей. Тяжелая ситуация сложилась в Камчатском крае, Волгоградской, Иркутской и Магаданской областях. Затруднения с подготовкой теплосетей наблюдаются в Астраханской области, Дагестане, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Подготовкой к зиме озаботилась и Генпрокуратура, поручившая своим коллегам на местах проверить исполнение законодательства о соблюдении прав граждан в сфере ЖКХ. В частности, речь идет о законности местных правовых актов, связанных с подготовкой к отопительному сезону, а также об оценке деятельности организаций коммунального хозяйства по подготовке котельных, тепловых и водопроводных сетей.

Правда, пока не ясно, обуздают ли эти меры зарвавшихся дельцов от ЖХХ. Неизвестно также, как будут защищать права тех, кто по вине недобросовестных компаний рискует провести зиму с холодными батареями.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1058 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире