Почему лауреаты Нобеля не хотят создавать инновации в России

Почему лауреаты Нобеля не хотят создавать инновации в России

В стране и миреНаука и техника
Буквально за неделю до пафосного визита Арнольда Шварценеггера с делегацией инвесторов из «Кремниевой долины» ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию по физике за исследования графена.

Хочется написать «российские ученые Гейм и Новоселов». Но, увы, у Гейма – голландское гражданство и о своей возможной работе в Сколково он отозвался с раздражением, да и Новоселов ехать на Родину тоже не хочет.

Они занимаются теми самыми нанотехнологиями, которые выбраны властями в качестве направления инновационного прорыва России. У нас тут, понимаешь, специальный идеальный город для инноваторов строят, президент даже привез iPhone 4G из Америки, а Гейм и Новоселов ехать на Родину участвовать в прорыве не хотят! Большей пощечины организаторам Сколково трудно представить.

Хотя нет – была и бóльшая пощечина. Делегация инвесторов из Долины уже приезжала в Россию весной, после чего журналист Мэтт Маршал написал разгромную статью. Суть изложена в самом начале: «Россия занимает шестое место в мире по объему экономики, но это также страна, где, по сути, не ступала нога иностранного инвестора, особенно инвесторов в сферу технологий. Может ли Россия стать местом очередного масштабного технологического бума? Краткий ответ таков: это исключено».

Перед нашей страной встала задача создать свою «Кремниевую долину». И казалось бы, перед тем как делать клон Долины в России, надо изучить, как она создавалась в США. В Америке Кремниевая долина – это набор технопарков и стартапов самого разного профиля поблизости от Стэнфорда. Основатель Долины Фредерик Терман не создавал Стэнфорд. Наоборот, он «взял» существующий вуз, привел туда крупные заказы, а студентов стимулировал создавать стартапы.

Было бы для начала логично взять продвинутый технический вуз. Столичные вузы не подходят, потому что земля в центре дорогая и места не хватает на создание обширного технопарка. Но, например, естественно-научные факультеты СПбГУ и тот же «Физтех», который окончили Гейм с Новоселовым, находятся за городом. Потом можно взять те огромные деньги, которые нужны на создание офисной зоны в чистом поле, и направить их на создание системы вроде той, которая превратила калифорнийские фруктовые сады в Кремниевую долину.

Россия же пошла особым путем: решила воссоздать провалившийся механизм особых экономических зон, но только в чистом поле. На это выделены три года и огромные деньги. Чтобы понять, к чему это приведет, надо вернуться в подмосковный город Долгопрудный, где расположен МФТИ – alma mater недавних нобелиатов, – пожить там и поговорить со студентами. Странно, почему этого не сделали идеологи Сколкова.

Вот, например, один выпускник «Физтеха» (давайте обойдемся без имен и названий) создал ИТ-стартап. После нескольких лет работы он закрыл фирму и уехал наемным работником на Запад. Дело было не только в стране: большинство стартапов разоряются из-за ошибок в управлении, несработавшей бизнес-идеи и т.д. – на то они и стартапы. Но хотя бы отчасти провал был связан с бизнес-климатом: с судами, которые не смогли принудить контрагента к исполнению договора, с бизнес-ангелами, которые претендуют не иначе как на контрольный пакет, с менеджерами государственных инвесткомпаний, требующими откаты за финансирование. Возвращаться на Родину указанный выпускник МФТИ не планирует.

Еще пример. Многие выпускники «Физтеха», которые остаются в столичном регионе, покупают или снимают жилье не в Долгопрудном, а Москве. А ведь и в Кремниевой долине, и в любом подобном сообществе многое основано на том, что ты можешь поддерживать связи: например, пешком зайти в гости к коллеге, в вуз к профессору или на интересную лекцию. В современной экономике потеря связей, перерыв в общении равносильны тому, что важная для твоего бизнеса информация проходит мимо, что оборачивается финансовыми потерями. Кремниевая долина не может образоваться около вуза, хоть того же «Физтеха», если его выпускники уезжают из города.

Так почему же выпускники МФТИ не остаются в Долгопрудном, ведь жилье за МКАДом дешевле? Одна из основных проблем – транспортная. Отсюда можно выбраться на электричке, но это не самый приятный транспорт для тех, кто причисляет себя к среднему классу. Да и железнодорожная платформа «Водники» в Долгопрудном, на которой автор этого поста периодически видит то труп, то драку подростков, но очень редко видит милицию, тоже не добавляет желания остаться жить в России. Вообще, проблема молодежной преступности в городе до сих пор не решена. Но, по крайней мере, хорошо, что студентов больше не убивают (последнее убийство студента было в 2002 году), а просто бьют и грабят.

Вам еще непонятно, почему Гейм и Новоселов не хотят возвращаться в РФ? Идем дальше. На собственном авто или маршрутке из города можно попасть во внешний мир по (внимание!) трем двухполосным дорогам, две из которых идут через железнодорожные переезды и поэтому большую часть времени перекрыты. Третью дорогу сейчас расширяют, но в районе Химок она опять сужается до двухполосной «кишки». Планы по строительству мостов над железной дорогой (или переездов под ней), а также по мосту в Химки или «Шереметьево», может, и существуют, но незаметно, чтобы их кто-то собирался воплощать в жизнь. В особо напряженные дни с утра все три пробки сходятся в центре города на проспекте Пацаева, аккурат перед моими окнами.

Вот примерно так живет город, который только что дал стране двух Нобелевских лауреатов. Может быть, теперь сюда проведут метро, расширят дороги, станут платить больше милиции, чтобы она чаще ездила по ночным улицам? Вряд ли. Президент слишком увлечен поездками на раритетной «Чайке» и «айфоном», полученным в подарок от Стива Джобса, а также распределением денег на строительство иннограда.

Возможно, как раз в то самое время, когда деньги закачиваются в «Сколково», будущий Джобс, Брин или Гейм из МФТИ рассылают заявки по зарубежным университетам, чтобы свалить из любимого Долгопрудного вместе с каким-нибудь мегаграфеном, который ляжет в основу «айфона» десятого поколения. За этот мегаграфен ему дадут Нобелевскую; а будущий президент России первым привезет из Калифорнии новый «айфон», чтобы прямо с него вести заседания Госсовета, нарезая круги вокруг сколковского котлована на светло-кремовой «Чайке» – гори она синим пламенем!

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1180 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире