Вузам предстоит учиться работать с бизнесом

Вузам предстоит учиться работать с бизнесом

В стране и миреВ мире
Недавно департамент стратегического развития Минобрнауки РФ предложил для обсуждения проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Предполагается, что вузы станут теснее сотрудничать с бизнесом в области инноваций. О том, как сделать вузовские исследования более востребованными, рассуждает директор по инновациям и развитию предпринимательства ГУ-ВШЭ Алексей Новосельцев.

- Алексей Владимирович, сейчас много говорится, что вузы должны заниматься инновационной деятельностью. Помогает ли им в том государство?

- Государство, по меньшей мере, активно стимулирует эту деятельность. Пакет мер правительства обеспечен значительными ресурсами; прошедшие этим летом конкурсы Минобрнауки, на мой взгляд, способны оказать революционное воздействие на инновационную активность университетов – итоги конкурсов вселяют оптимизм: поддержку получили более 100 проектов, выполняемых вузами практически на всей территории России. Большинство проектов демонстрируют устойчивые связи университетов с бизнесом, причем с такими гигантами, как РЖД, «Аэрофлот», многими компаниями нефтегазовой отрасли.

- Часто приходится слышать, что результаты вузовских исследований никому не нужны...

- Подобное мнение – следствие двух проблем. Первая: многие университеты пока просто не готовы работать с бизнесом в понятном ему формате. Ученые зачастую не понимают, что предложения о сотрудничестве нельзя рассматривать месяцами, что заказчик вправе специфицировать ожидаемые результаты и требовать соблюдения сроков. При работе с корпоративными заказчиками требуются другие навыки ведения переговоров и организации работы, чем в условиях бюджетного финансирования исследований. Эти навыки вузам предстоит выработать.

Вторая проблема: часть наших вузов действительно отстает от своих зарубежных коллег по уровню прикладных разработок. Парадоксально, но в некоторых областях российские компании обладают более современными решениями и значительно опережают научно-технологические возможности своих академических партнеров.

Кстати, одна из последних инициатив Минобрнауки – поддержка создания вузовских лабораторий учеными с мировым именем – направлена как раз на развитие научного потенциала университетов.

Но я бы не говорил о невостребованности вузовских разработок в целом. Объем прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых университетами за деньги компаний, составляет десятки миллиардов рублей в год – лучшее подтверждение того, что университеты делают своим корпоративным заказчикам достойные предложения.

- А что могут предложить компаниям гуманитарные вузы?

- Гуманитарные университеты должны быть источниками социальных и управленческих инноваций. Конкурентоспособность современных компаний в большой степени зависит от того, какие решения они применяют в бизнес-планировании, маркетинге, коммуникациях, логистике, управлении финансами и так далее.

Вузы социально-экономического профиля должны предлагать новые модели организации бизнеса, в том числе в таких сферах, как искусство, социальная защита, рациональное природопользование.

В структуре прикладных исследований ГУ-ВШЭ работы в интересах бизнеса занимают более 15%. И мы намерены активно развивать это направление, в частности, за счет новых видов консультационных и аналитических сервисов.

- Согласно разрабатываемой концепции, России нужно переходить от системы отраслевых институтов к системе университетской науки. Будет ли это способствовать инновационному развитию?

- Сейчас много говорят о так называемой «третьей миссии» университетов – их способности обеспечить практическое применение новых знаний во внешней среде: экономике и социальной сфере. Ставка на университетскую науку обусловлена общей логикой развития университетов как организаций и как социального института. Но развитие исследовательской составляющей в вузах потребует чувствительных преобразований в их внутренней структуре – модернизации учебных планов и системы занятости преподавателей, внедрения новых форм учебно-практической работы студентов, учета их исследовательской работы в объеме учебной нагрузки и ряда других подобных вещей.

В то же время, не стоит занижать значение отраслевых институтов. Вопрос скорее заключается в том, как интегрировать их научный и кадровый потенциал в новую модель национальной инновационной системы. Думаю, что в скором времени мы увидим примеры успешного сотрудничества вузов и отраслевых институтов.

- Предполагается, что до 2015 года объем заказов вузам на научно-исследовательские работы со стороны реального сектора экономики вырастет вдвое. Такое возможно?

- Вполне вероятно. Но это усредненный показатель. В отношении конкретных вузов эти ожидания должны быть адекватными: вузу с текущим объемом НИОКР в пять миллионов рублей в год не составит труда получить десять миллионов в 2015 году, а, например, ГУ-ВШЭ, с портфелем прикладных исследований в миллиард рублей, обеспечить двукратный рост будет значительно сложнее.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Екатерина Рылько
rian.ru

всего: 988 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире