Законопроект «Об образовании» споткнулся о пэтэушников и дошкольников

Законопроект «Об образовании» споткнулся о пэтэушников и дошкольников

В стране и миреВ мире
Общественная палата признала законопроект «Об образовании» слишком дорогим и не учитывающим интересы детей и их родителей. К тому же эксперты «завязли» на обсуждении проблем с детскими садами и ПТУ, так и не придя к общему мнению.

В Общественной палате (ОП РФ) 26 октября прошел круглый стол, посвященный важному для всей системы образования документу. Ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что обсуждение внесенных поправок (их число уже возросло до 1,5 тыс.) станет «последним паровозом»: в течении месяца их систематизируют и к 1 декабря опубликуют на специальном сайте zakonoproekt2010.ru. После чего все стороны смогут снова его обсудить, тем более что время для этого есть: еще в начале октября стало известно, что принимать законопроект будут, скорее всего, на весенней сессии Госдумы в следующем году.

Таким образом, документ вступит в силу только с 2012 года. Любопытно, но даже этот срок может быть поставлен под сомнение: например, директор института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина считает, что если утверждение документа будет затянуто, то принимать его будет уже следующий созыв депутатов, а значит, примут его только в 2013 году. За это время многое в российском образовании может поменяться, а нормы и принципы (обязательное дошкольное образование за госсчет или внедряемая типология вузов), прописанные в существующем законопроекте, могут морально устареть.

Замминистра образования и науки Иван Лобанов, однако, уверен, что этого не случится: на круглом столе он особо отметил, что за ходом обсуждения пристально следит президент Медведев. Напомним, что он уже поручил своему советнику Вениамину Яковлеву координировать работу над утверждением законопроекта.

Миллионная очередь в детские сады

При обсуждении законопроекта в Общественной палате эксперты сначала обратили внимание на проблемы дошкольного образования. Многие участники встречи усмотрели в законе принудительный характер обучения детей в детских садах. Председатель московского отделения общественной организации «За права семьи» Ольга Кухтенкова, заявила, что примерно 14% российских детей не посещают садик добровольно, и родители имеют на это право. Также около 100 тыс. детей школьного возраста обучаются на дому, и, по мнению общественницы, этот формат обучения эффективнее общепринятого.

Отвечал ей один из разработчиков документа, директор Центра образования № 548 и член ОП РФ Ефим Рачевский. Он заявил, что документ должен прописать не обязанность родителей, а обязанность государства предоставлять гражданам бесплатное дошкольное и среднее образование.

Другая проблема с первым уровнем образования и социализации детей— дошкольным образованием— отсутствие детских садов, и она касается намного большего количества людей ( в России более миллиона детей ждут своей очереди на получение места в детском саду).

Член Общественной палаты Любовь Духанина заявила GZT.RU, что государство только декларирует масштабные планы решения проблемы с детскими садами.

«Хотят увеличить на 50% количество детских садов в ближайшие годы. Это колоссальное количество. Но чтобы выполнить эти обещания, потребуется не только политическая воля, но и деньги. Однако экономику этих заявлений еще никто не просчитал. Поэтому законопроект должен определить, дошкольное образование— это исключительно дело государства или дело родителей. Или же это паритетная задача»,— объясняет она.

Ирина Абанкина также считает, что документу нужно финансово-экономическое обоснование. «Хорошо, что дошкольное образование выделено отдельной статьей. Но по нашим оценкам, переход на обязательное дошкольное образование обойдется в 238 млрд рублей»,— заметила эксперт.

«А ведь все дошкольное образование по этому документу хотят передать субъектам федерации. Нам нужно понимать, сколько же стоит этот закон»,— добавила она.

К крайним мерам в решении этого вопроса призвал член Общественной палаты Борис Альтшулер. «Если в районе, райцентре, городе или области постоянная очередь в детские сады— должен сразу ставиться вопрос о доверии у президента»,— заявил он.

Законопроект

 

Новый документ заменит два базовых закона— «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно и успели обрасти массой поправок и дополнений. В действующем законодательстве существует неразбериха с понятиями «образовательное учреждение», «образовательные услуги», «образовательный уровень (ценз)», «образовательная программа», «учебный план» и другими. Так, до сих пор в полной мере нигде не охвачены законодательно дошкольное, начальное и среднее профессиональное, а также дополнительное образование. Чтобы выстроить принципиально новое образовательное законодательство, нужны поправки и в еще более чем 50 действующих законодательных актов.

ПТУ и вузы

Любовь Духанина причисляет к самым спорным статьям нового законопроекта типологию вузов и профобразование, особенно начальное и среднее. «Экономического обоснования этих реформ нет, но ими никто не будет заниматься, пока документ не будет утвержден»,— уверена общественница.

Начальное профессиональное образование, пожалуй, ждет самое неопределенное будущее. Одни эксперты считают, что оно должно нести лишь функцию профподготовки, другие— настаивают на сохранении за ПТУ или их аналогами функции социализации трудных подростков. В то же время министр образования и науки Андрей Фурсенко сетует ( см. интервью) на маргинализацию данных учебных заведений и призывает повышать имидж ПТУ путем превращения их правопреемников— колледжей— в начальное звено высшего образования.

Ярослав Кузьминов особо отметил, что новый закон должен решить проблему псевдообразования в России. Для этого, по его мнению, нужно обязать все образовательные учреждения открывать всю информацию об имеющихся ресурсах и результатах образовательной деятельности. Кроме того, необходимо привлекать внешние аттестационные комиссии при проведении итоговых экзаменов в вузах и техникумах. «Сейчас это целиком делегировано вузам и техникумам. Государство представлено одной персоной, которой привозят дипломы, и она их подписывает. Мне кажется, это профанация»,— подчеркнул Кузьминов.

Он также уверен, что фундаментальные исследования вузов должны целевым образом финансироваться государством. «Более того, финансироваться наряду с финансированием Российской академии наук»,— подчеркнул ректор ГУ ВШЭ.

Российские вузы ждет окончательный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Как рассказали GZT.RU в Институте развития образования Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), образование первого уровня будут давать колледжи и институты, которых станет больше за счет понижения статуса большинства университетов (их должно остаться не более 120). При этом будет увеличено количество национальных исследовательских (до 50) и федеральных университетов (в четыре-пять раз).
После неудачного для Минобрнауки рассмотрения законопроекта в Госдуме документ может значительно измениться. В планах ведомства— серьезная перестройка вузовской системы. Планируется организовать корпус «системообразующих вузов» за счет федеральных и исследовательских университетов. По прогнозам экспертов Института развития образования, количество вузов со статусом университетов сократится на 30%: часть из них закроется, часть будет понижена в статусе до института. «То есть до своего реального статуса»,— считает директор института Ирина Абанкина.
Напомним, что сейчас университетом считается вуз, в котором есть минимум семь укрупненных групп специальностей. Из нового закона этот критерий может быть изъят. Рынок перенасыщен: в России около 1 тыс. вузов, у которых около 3 тыс. филиалов. Из них только 10% – институты. 90% университеты и академии. В число вузов первой ступени обучения (только бакалавриат) попадут колледжи и институты. Цель смены статуса для колледжей— общее повышение престижа средне-специального образования. Начальное техническое образование не востребовано рынком труда, а спрос на квалифицированных технарей огромен. Больше не нужны техникумы и ПТУ, обучающие рабочим специальностям 1–2-го разряда. На выпуске должны выходить рабочие с высшим образованием первого уровня с 3–4-м разрядом. По сути, этот процесс уже запущен. С начала этого года в ряде вузов уже запущен эксперимент по так называемому прикладному бакалавриату.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 615 / сегодня: 1

Комментарии /4

15:0029-10-2010
 
 
Читатель
<Одни эксперты считают, что оно должно нести лишь функцию профподготовки, другие— настаивают на сохранении за ПТУ или их аналогами функции социализации трудных подростков.>

Возможность получить профессию и начать зарабатывать на жизнь честным трудом - это и есть социализация для тех кто хочет учиться и умеет работать.Если же кому-то нравится отжимать мобилы и опускать лохов на бабки, то таких должны социализировать колонии для малолетних преступников.

16:0929-10-2010
 
 
для 15:00
Колонии не социализируют.Там наоборот учат бить и убивать ради своих целей.Это тебе не детский садик , там голову сразу пробьют если будешь добрым и не будешь добивать лежачего.

21:3702-11-2010
 
 
Фурсенко "подвис"на расшифровке абривиатуры ПТУ...

21:3702-11-2010
 
 
А детсады надо передать по садоводческим обществам...

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире