По данным ведомства, цена перевозки одного контейнера составляет 1,8 тысячи долларов. При этом речь может идти о десятках тысяч железнодорожных контейнеров ежемесячно. К тому же потребность в транзите возрастет с будущего года, когда НАТО планирует начать вывод из Афганистана международных сил по содействию безопасности.
Как сообщает издание, соглашение Москвы и НАТО об обратном транзите военных грузов из Афганистана через РФ станет главным коммерческим итогом саммита Россия-НАТО, который состоится в Лиссабоне 20 ноября.
По словам высокопоставленного источника газеты в МИДе, договоренность на этот счет можно считать достигнутой - на саммите ее лишь оформят юридически. "Сейчас действует наземный транзит в Афганистан, а после саммита заработает транзит оттуда - причем это будет соглашение с альянсом в целом. Нам осталось согласовать внутригосударственные процедуры", - пояснил дипломат.
Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин также подтвердил, что ведутся переговоры по обратному транзиту. "Для нас, по большому счету, вопрос не в том, дать ли согласие на этот коммерческий, по сути, транзит, за который российский бюджет получает немалые деньги. Вопрос в другом - не будет ли этот обратный транзит использоваться для расширения каналов поставки в Россию героина из Афганистана", - сказал он в интервью "Коммерсанту".
"Мы, конечно, не подозреваем альянс в том, что он возит героин. Это абсурд и глупость. Но существуют криминальные группы, которые действуют в рамках организованной преступности в Афганистане, и мы не можем исключить того, что они могут иметь доступ к контейнерам, их формированию и формированию эшелонов, - пояснил Рогозин. - Поэтому такого рода вопрос может быть рассмотрен лишь в том случае, если соответствующие российские структуры - таможня, спецслужбы - будут иметь полный доступ к содержимому контейнеров".
То же постпред подтвердил в среду в интервью "Интерфаксу". По его словам, на саммите Россия-НАТО будет принято решение об изменении характера афганского транзита Альянса через Россию. "Будут приняты определенные меры по расширению возможностей для транзита с тем, чтобы удовлетворить запросы ряда европейских стран НАТО", - цитирует его агентство.
Рогозин уточнил, что речь идет, прежде всего, о гражданском транзите. "Военные грузы мы возить железной дорогой не будем. Речь идет о товарах, которые не входят в список грузов военного назначения", - сказал российский постпред.
Он напомнил, что военный транзит может обеспечиваться только по воздуху, и это правило будет продолжать действовать. "Такие соглашения (по военному воздушному транзиту) у нас есть с Германией, Францией, Соединенными Штатами. И вскоре будут с Италией и Испанией", - сказал Рогозин.
На саммите могут договориться о покупке российских вертолетов: "Необходимость решения уже перезрела"
Кроме того, на саммите в Лиссабоне может быть принято решение о поставках российских вертолетов для афганской армии, заявил он. "В любом случае, необходимость такого решения назрела, и я бы даже сказал: перезрела", - считает постпред.
Как поясняет "Коммерсант", РФ и НАТО больше года вели переговоры о закупке 21-го "Ми-17" в военном оснащении для нужд афганской армии, однако так и не договорились о заключении сделки. В итоге купить эти машины для Афганистана, по информации источников издания, готово Минобороны США, собирающееся организовать с этой целью тендер.
При этом если Альянс уговаривал Москву предоставить три вертолета безвозмездно, то США собираются оплатить поставку всех аппаратов. "С НАТО была предварительная договоренность, но у альянса не нашлось денег. Сейчас у них проблема в том, что из 28 стран-членов лишь пять выполняют обязательства по взносам в оборонный бюджет. В итоге эту часть работы взяли на себя американцы, - рассказал газете российский дипломат, знакомый с ходом переговоров. - Если эта сделка состоится, можно будет подумать, как НАТО подключится к их обслуживанию".
Со своей стороны, Рогозин уточнил изданию, что "возможные двусторонние договоренности по военно-техническому сотрудничеству между РФ и США никак не перекрывают необходимость достижения согласия по "вертолетному пакету" между Россией и НАТО". Речь о том, что нужно создать трастовый фонд по изысканию дополнительных средств, чтобы реализовать ранее обсуждавшуюся схему по вертолетам внутри Совета Россия-НАТО в дополнение к возможной российско-американской договоренности, пояснил он.
"Под "вертолетный пакет" в любом случае требуется трастовый фонд, потому что нужно будет не просто приобрести вертолеты, но и обучить тех, кто будет на них летать, и тех, кто будет их ремонтировать", - заключил Рогозин.
В Афганистане не будет ни одного военного РФ: "Эта тема - табу"
В интервью "Интерфаксу" он подчеркнул, что Россия не будет направлять в Афганистан ни военнослужащих, ни даже военных специалистов для обслуживания техники и обучения афганского персонала. "Эта тема - табу. В Афганистане не будет ни наших военнослужащих, ни каких-либо прикомандированных к афганской армии иных специалистов, поскольку Россия твердо занимает позицию ни в коем случае не влезть в эту войну", - заявил он.
"Оказывать содействие силам, которые находятся там по мандату Совета Безопасности ООН, - да. Самим лезть в афганскую войну - нет", - подчеркнул российский постпред.
В целом, по его оценке, Россия не будет статистом на предстоящем саммите. "Это будет живой диалог с прицелом на выход на практические договоренности", - сказал он. Самыми главными вопросами, которые важны с точки зрения внутренней натовской повестки, но чрезвычайно важны и для России тоже, Рогозин считает новую стратегическую концепцию альянса, Афганистан и планы противоракетной обороны.
"Я не думаю, что нас могут ожидать некие сюрпризы", - заключил он.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: