В Новокузнецком художественном музее открылась персональная выставка профессора Новосибирской архитектурно-художественной академии, заведующего кафедрой монументально-декоративного искусства Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова. В экспозиции двадцать восемь произведений художника. Они написаны за два последних десятилетия, есть среди живописных работ и совершено новые.
- Живой классик! Он бодр, весел и силен и еще много в своем творчестве обещает. Это человек, к творчеству которого нужно относиться с должным пиететом, - скажет на открытии выставки Инна Ульянова, представитель Управления культуры.
В 1965 году Михаил Омбыш-Кузнецов окончил класс художников-оформителей 74-й политехнической школы в Новосибирске, в 1970 году - архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В.Куйбышева.
Еще десятиклассником Михаил попал в мастерскую художника Николая Грицюка, который стал его учителем. Творческое общение длилось десять лет и оказало большое влияние на формирование художественного вкуса Омбыш-Кузнецова.
Молодой живописец взял высокий старт - в 70-е точно угадал с темой «Человек труда» и начал победное шествие лауреата всевозможных художественных конкурсов, региональных и всесоюзных. Сейчас его работы признаны своеобразными историческими документами, точно передающими дух ушедшей эпохи социализма. Омбыш–Кузнецов и сейчас не отказывает себе в удовольствии писать человека в процессе: у станка, на стройке или на репетиции в ночном клубе.
- Человек должен меня чем-то заинтересовать. Если бы я не столкнулся лично с директором Новосибирского зоопарка, не было бы и повода его писать. Я увидел Шило в деле, общался с ним. Директор сумел нас энергично заинтересовать. Работа планировалась как студенческая практика, но в ней приняли участие многие преподаватели академии. В итоге получилось две тысячи квадратных метров росписей. Каждый внес лепту и художники и студенты.
А на этой картине мой внук, знаковая для меня фигура! – улыбается Михаил Сергеевич.
Сюжет картины объединил столько событий! Художник подробно «рассказал», чем дышит, чем живет его любимый внук! Живая мимика, живая пластика, живой герой. Невольно проникаешься симпатией к этому незнакомому мальчугану, кажется, что ты знаешь все о его увлечениях и тайных желаниях. Здесь автор использует свой излюбленный прием, где один и тот же герой действует в разновременных ситуациях.
- Сначала традиционными живописцами это принималось в штыки. Меня обвиняли в том, что нарушено время.
Иногда «героями» работ художника становятся неодушевленные предметы, но это совсем не натюрморт, скорее портрет или жизнеописание предмета. Так в картине «Врата» люди занятые производственным процессом присутствуют, но где-то сбоку, сзади, а на передний план выходят видавшие виды железные ворота прослужившие человеку долгий век. На них видны отметины времени: плешины коррозии и ожоги сварки.
Омбыш-Кузнецов исповедует гиперреализм, вещи пишет мастерски осязаемо! Наспех отесаны бревна с зазубринами и вмятинами, проржавевшие петли на неказистых и покосившихся дверях, «живые» перчатки, висящие на гвоздиках, потертые и засаленные, принявшие форму пальцев хозяина в работе «Все» из цикла «Знаки Алтая».
Каждый раз живописец «хулиганит», в диптихе «Золотой век» он играючи совмещает скульптурные торсы манекенов с живыми ногами.
На картине «Незнакомка» изображен пластиковый пакет с лицом девушки. Пакет смят и порван …
- Этот пакет можно пнуть ногой, изорвать…, вот так запросто поместить это прекрасное лицо куда угодно? Мужчины, как вы относитесь к любимым женщинам? - вопрошает художник.
А ведь это не плакат, не призыв, а художественное произведение.
Поупражняйте мозг и сами решите, за какой такой грех «страдают» прибитые к плахе любимые кроссовки художника («Снятие с креста»)?
- Люблю все неправильное: натюрморты с железками, мусором, всякими глупыми предметами. Я и в пейзаже всегда подковырку сделаю. Вместо шелковой травки напихаю камней, - признается художник.
В 2003 году в одной из галерей Новосибирска я увидела «Закрытую картину» из серии «Обманки». Искусно написанная бечевка на смятой упаковочной бумаге и надорванный край создавали полную иллюзию, что висящую на стене картину действительно забыли распечатать. Обманывались простые зрители и искусствоведы. Анекдотическая история вышла и с директором музея в Санкт-Петербурге, которая требовала распаковать работы перед самым открытием выставки…
Для справки:
Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов родился 21 ноября 1947 года в г. Барабинске Новосибирской области.
Работал в творческих группах Союза художников СССР и России ДТ «Сенеж» (1974, 1975, 1978, 1980, 1989), ДТ им. К.Коровина в Гурзуфе (1984), ДТ «Старая Ладога» (1977), ДТ «Байкал» (1986), в Болгарии (1978, 1979, 1984), Польше (1980), Финляндии (1982), Германии (1990), а также по приглашениям в США (1990); в Италии (1997).
Живописец, член Союза художников СССР, России с 1973 г., Лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Заслуженный художник Российской Федерации (2004), Лауреат премии Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2006), профессор (2006), заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (с 2004 г.).
Произведения художника находятся в МК СССР, МК России, Центральном музее Министерства внутренних дел России (Москва), Государственном музее изобразительного искусства Алтайского края, Новосибирском государственном художественном музее, государственных картинных галереях и музеях Тикси, Новокузнецка, Кургана, Хабаровска, Читы, Норильска, Волгограда, Искитима, Новосибирском государственном краеведческом музее, Национальная картинная галерея, (Болгария, София), галерее «Pert» (Австралия), галерее «Greco» (Париж, Франция), галерее современного искусства «Арт-Этаж» (Владивосток), в галереях и собраниях Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Франции, Японии.
Комментарии /13
- Люблю все неправильное: натюрморты с железками, мусором, всякими глупыми предметами. Я и в пейзаже всегда подковырку сделаю. Вместо шелковой травки напихаю камней, - признается художник.
Художника срочно в Абашево на отчитку....
Старый развратный кощунник...тьфу, (3 раза)
зачем всё это изображать художнику, когда можно сфотать, сходив на репетицию ночного клуба...?
Реалистично? да, а смысл?...
Нет, я может не понимаю, многого в современном искусстве, но кажется оно должно вызывать какие-то светлые чувства мира, покоя, любви...а это все мы можем с избытком наблюдать и в телевизоре и на страницах бульварных изданий...
Вот ведь художественное произведение это же в некотором роде портрет души художника, а он мне не нравится...вообще кич, флэш моб какой-то
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: