Авиация протянет руку помощи марсоходам

Авиация протянет руку помощи марсоходам

В стране и миреНаука и техника
Вскоре может начаться совершенно новый этап изучения Марса: на помощь вездеходам спешит авиация в виде «Воздушного исследователя окружающей среды регионального масштаба» (Aerial Regional-Scale Environment Surveyor, ARES).

Проект разрабатывается в недрах НАСА, руководит им Джоэл Левин.

Задумка вполне логичная: орбитальные зонды слишком далеко, а марсоходы слишком близко. «Существует целый класс измерений, которые можно выполнить только с помощью летательных аппаратов, — подчёркивает г-н Левин. — Во-первых, измерительный прибор должен находиться в нескольких километрах над поверхностью планеты. Во-вторых, он должен находиться там некоторое время, причём в движении».

Основная цель беспилотника будущего заключается в поиске веществ и следов химических реакций в атмосфере Марса, а именно газов, которые могут свидетельствовать о наличии биологической активности: метана, аммиака, закиси азота. Поскольку эти соединения являются короткоживущими, они не накапливаются в атмосфере в таких количествах, чтобы их заметил зонд. Через них надо пролететь.

У самолёта есть и ещё одно очевидное преимущество: ему не составит труда преодолеть пересечённую местность — горы, вулканы, глубокие долины и каньоны. К примеру, в южном полушарии Марса есть район, изрытый ударными кратерами настолько, что вездеходу туда путь заказан.

Идеей отправки летающего робота на Марс Джоэл Левин загорелся около десяти лет назад. Всё началось с приставаний к авиаинженерам с расспросами, сможет ли самолёт летать в атмосфере Марса. Сегодня прототипы ARES уже проходят испытания в аэродинамической трубе Исследовательского центра Лэнгли.

Беспилотник планируется запустить на ракете «Дельта-4». На Красную планету он прибудет через девять месяцев. За 12 часов до выхода на марсианскую орбиту космический корабль выбросит модуль AeroShell, который поможет самолёт не сгореть в плотных слоях атмосферы. Примерно в 30 км над поверхностью ARES покинет защитную оболочку, развернёт крылья и включит реактивные двигатели. Его полёт начнётся в полутора километрах над планетой.

Самолёт будет работать на ракетном топливе. Когда оно закончится, ARES сядет на Марс и продолжит функционировать в качестве стационарной лаборатории.

Джоэл Левин считает, что это важный промежуточный шаг к доставке на Марс человека. До первого полёта, впрочем, ещё далеко — около пяти лет.


Фото /2

1
2
Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 384 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире