В России разработали "датчик усталости" шофера

В России разработали "датчик усталости" шофера

В стране и миреНаука и техника
Российские ученые выявили надежный новый способ снизить аварийность на дорогах, измеряя степень утомленности водителей.

На Среднем Урале впервые в России начали тестировать новый прибор, способный определить, может ли водитель спровоцировать аварию.

Разработка Курского НИИ Минобороны РФ изначально была предназначена для тестирования летчиков, ядерщиков, спецназа, работников авиа- и железнодорожных перевозок. Теперь комплекс можно применять и в автотранспортной сфере.

Как рассказал «Гудку» Координатор программы развития системы личной и коллективной безопасности в автотранспортном комплексе Уральского федерального округа Олег Половинкин, на сегодняшний день на территории Урала подобный комплекс работает на базе двух трассовых пунктов медицины и катастроф.

Аппарат представляет собой установку, которая соединяется при помощи электродов с точками на ладони человека. После чего результаты диагностики организма человека появляются на мониторе компьютера.

«За 3-4 минуты система вычисляет степень отклонений от нормативных показателей в состоянии водителя городского и междугороднего общественного транспорта: предболезнь, утомление, снижение адаптации и потерю самоконтроля. На основе полученных данных врач дает необходимые рекомендации. Восстановление функционального состояния водителя происходит в кабинете психологической поддержки», - рассказал Половинкин.

По словам координатора проекта, сами водители относятся с пониманием к таким проверкам. «Пока не было зафиксировано ни одной конфликтной ситуации. Кроме того, на данном этапе по результатам обследования к водителям применяется рекомендательный характер мер»,- рассказал он.

Между тем, по данным Минздрава Свердловской области, треть аварий вызвана усталостью водителей. Новое тестирование подтвердило эту информацию. С июня только на одном трассовом пункте медики проверили 511 водителей, 211 из которых были переутомлены и могли спровоцировать ДТП. При этом в «отличном состоянии» оказались всего 17 человек.
По словам координатора проекта, больше всего уставших было выявлено среди водителей большегрузных автомобилей и маршруток.

Всем уставшим врачи рекомендуют поспать минимум два часа. Однако к этому совету мало кто прислушивается. Поэтому Центр медицины катастроф рекомендует ввести штрафы за усталость, считая это действенной мерой в целях сокращения количества ДТП. Они также предлагают сделать проверку новым устройством такой же обязательной, как и освидетельствование на алкоголь. Идею одобряют и милиционеры, и даже сами водители. Но использовать компактный аппарат можно, например, на конечных остановках автобусов, чтобы проверить состояние шоферов, которые отвечают за жизнь сотен пассажиров.

Начальник отдела контроля и надзора в дорожном хозяйстве Ространснадзора Владимир Паршутин считает эту идею полезной. «Сейчас существуют аналогичные проверки на электронных тахографах, но только в международных грузовых перевозках. Водителей проверяют на специальном аппарате, измеряющем степень усталости при пересечении границ. В Европе эта практика уже давно введена на дорогах повсеместно. Водителей, не прошедших такой контроль штрафуют. Правда сумма штрафа около 500 рублей плюс запрет дальнейшей перевозки без отдыха. Также как и летчики, водители должны сделать перерыв и отдохнуть»,- считает он.

Вместе с тем заместитель генерального директора экскурсионно-транспортной компании «Гортранс» (Санкт-Петербург) Александр Ефимов сомневается, что новые меры смогут снизить аварийность на дорогах.

«Аварии на дорогах, как правило, зависят от тысячи факторов. Если для бойцов спецназа это реакция и способность выдерживать длительные психологические нагрузки, то у водителя же существуют такие факторы как сложные погодные условия, которые нельзя измерить никаким прибором, и непредсказуемое поведение других участников движения»,- считает он.

Между тем, сегодня существуют узаконенные методы снижения аварийности, которые, тем не менее, не работают. При этом эксперт считает, что внедрение такого аппарата потребует больших затрат, которые навряд ли окупятся.

«Понадобится много средств, чтобы получить проверку данного устройства в центрах стандартизации и сертификации, внедрить эти приборы, подвести под это нормативную базу. При этом никто не может с твердостью сказать, работает эта новинка или нет. Кроме того, этот прибор может стать лишним поводом к вымогательству», - считает Александр Ефимов.

С ним согласен и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Такие вещи сразу могут стать источником больших злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Усталость- это понятие относительное. Применительно к пьяному водителю, есть внешние признаки, которые могут стать причиной проверки, а уставший человек внешне ничем не отличается. Ясно, что это фактор, повышающий аварийность, но в первую очередь надо дисциплинировать самих водителей»,- считает он. По мнению эксперта, такие проверки резонно использовать на общественном транспорте для допуска водителя к управлению автомобилем для перевозки большого количества людей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 720 / сегодня: 1

Комментарии /2

20:0901-12-2010
 
 
Читатель

21:1801-12-2010
 
 
ANDRYDRAW
штрафы за усталость ню ню.... типа хозяин маршрутки давай план вырабатывай бабло тащи а водила ему типа Я УСТАЛ

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире