На этот раз свой взгляд на проблему изложил совет "Экономика и этика" при Патриархе Московском и всея Руси. Между тем эксперты "Независимой газеты", ознакомившиеся с докладом, отмечают своеобразие трактовки понятия либерализма авторами доклада и спорят с некоторыми их оценками состояния дел в современной России. Об этом говорится в статье, опубликованной в среду в издании.
Слушание доклада, подготовленного советом "Экономика и этика", прошло в рамках заседания Клуба православных предпринимателей. Документ назван "Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы". Его авторы выражают озабоченность тем, что "на фоне официальной оптимистичной риторики в стране растут протестные настроения". Ссылаясь на социологов, они приводят статистику, в соответствии с которой "количество россиян, недовольных и готовых участвовать в акциях протеста, приближается к половине населения страны".
Поиски виновников столь удручающего положения дел приводят членов совета "Экономика и этика" к мысли о неконструктивности и даже вреде идей либерализма, получивших развитие в 90-е годы, отмечает "НГ". Сегодня, убеждены авторы доклада, "правящие элиты в России не демонстрируют надлежащее понимание сути ситуации и готовность к действиям в условиях ожидающихся внешних деструктивных воздействий".
Эксперты РПЦ задаются целым рядом вопросов - способны ли власти осознать, что проводимый курс углубляет социальные разрывы в стране и ведет в конечном счете к социальному взрыву, готово ли руководство страны избавиться от чиновников, которые "скомпрометировали себя своим растленным поведением", и от тех, кто не способен управлять ситуацией в современной обстановке.
Либеральная доктрина, на взгляд авторов доклада, "заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, и высвобождения потенциала греха в человеческой личности": "Она предполагает, что свободный человек вправе отбросить все, что его сковывает, препятствует в утверждении его "я", в том числе греховного. В этой части либеральная идея диаметрально противоположна христианству".
"Торжествующий многоликий грех начал "править бал" в России в лихолетье 90-х", – добавляют они. И конкретизируют этот тезис: "При всех переменах нулевых годов именно "либерализм", маскирующий усугубление социальных проблем и препятствующий их исцелению, остается идеологической доминантой нашего времени".
Сложившаяся социальная структура, предупреждают авторы доклада, "не только несправедлива, но и сулит серьезные потрясения в будущем": "Свидетельствуя о реальном доминировании ценностей индивидуализма и потребительства, торжества культа золотого тельца, такое состояние общества провоцирует возрождение протестно-революционных доктрин и практик, вплоть до самых разрушительных".
По мнению авторов доклада, духовно-нравственное состояние нации характеризуют серьезные патологии: "При этом социальные группы, не заинтересованные в модернизации страны, распоряжаются всеми необходимыми инструментами консервации сложившегося режима". "Западнистские проекты", убеждены они, не находят поддержки народа, "несмотря на активный сервис в СМИ и отчасти – в экспертном сообществе".
Признавая необходимость преобразований в России, авторы документа подчеркивают, что в осмыслении этих процессов "призваны сыграть (роль) традиционные для России религии, прежде всего православие и Русская православная церковь, способные придать должный импульс духовно-нравственному очищению общества".
Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс в беседе с "НГ" называет доклад глубоким и эмоциональным, представляющим, "безусловно, точку зрения воцерковленных людей или близких к ним". Однако, по мнению эксперта, трактовка либерализма в документе "в корне неправильная". Собеседник газеты напомнил о разновидностях либерализма: "Если в Северной Америке либерал – это человек скорее левый, то в Европе и в Великобритании – это скорее человек правый. Поэтому тут о многом можно спорить".
С точки зрения Юргенса, либерал и в нынешнем российском контексте, и в международном – это "партия сути, то есть партия свободы, умеренности и терпимости": "С этой точки зрения у наших либералов кардинальных, непримиримых противоречий с православием нет и быть не может. Поэтому, когда авторы доклада пишут, что это диаметрально противоположные концепции, это абсолютно неправильно", - считает Юргенс.
В то же время он согласен с одним из основных тезисов доклада – относительно целей модернизации. Юргенс признает правильным стремление к такому общественному жизнеустройству, при котором граждане становятся "свободными и ответственными", общество – "солидарным и справедливым", а государство – "суверенным и конкурентоспособным". Весь этот пассаж, указывает эксперт, "можно сказать, взят из нашего доклада, и мы готовы работать с этими людьми, расходясь в некоторых нюансах".
Однако уверенности авторов документа в том, что "ни то, ни другое, ни третье невозможно для России вне нравственного пространства идеалов православия", Юргенс не разделяет: "В России есть 20 миллионов граждан, которые активно ходят в церковь. Остальные – или агностики, или атеисты, или по крайней мере не ассоциируют себя активно с Церковью. Поэтому и православие, и иудаизм, и буддизм, и ислам, и католицизм, и ряд других практикуемых религий должны, безусловно, участвовать в модернизации общества".
Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов видит слабость текста в попытках его авторов найти виновников сегодняшних проблем в 90-х годах: "Сейчас разумнее искать ответы на больные вопросы в более современном материале, а не искать виновных там, где их уже нет. Вспоминаются старые пропагандистские штампы, в значительной степени ориентированные на то, чтобы увести людей от трезвого, спокойного, объективного анализа нынешних проблем, а пытаться искать их корни в далеком прошлом. Так, в советской России было принято искать ответы на труднообъяснимые тогдашней идеологией проблемы в дореволюционной эпохе, в родимых пятнах капитализма".
Чиновничий беспредел, подчеркивает собеседник "НГ", – "это не результат либерализма, это из другой оперы". "Многие чиновники себя идентифицируют как раз с традиционными ценностями, русским духом, патриотизмом. И к либерализму никакого отношения не имеют", - приводит газета мнение эксперта.
Комментарии /14
расстреливать этих уродов надо, только и могут что мозги людям засирать.
ладонь трубой и внятно сказал:
-- Почем опиум для народа? За дверью молчали.
-- Папаша, вы пошлый человек! -- прокричал Остап.
В ту же секунду из замочной скважины выскочил и заерзал
карандаш, острием которого отец Федор пытался ужалить врага.
Концессионер вовремя отпрянул и ухватился за карандаш. Враги,
разделенные дверью, молча стали тянуть карандаш к себе.
Победила молодость, и карандаш, упираясь, как заноза, медленно
выполз из скважины. С этим трофеем Остап возвратился в свой
номер. Компаньоны еще больше развеселились.
*ROFL**ROFL**ROFL**ROFL**ROFL*
А вы серьезно считаете, что в РПЦ есть "святые" люди сейчас? Вы всерьез верите, что современная РПЦ не коммерческо-политическая ветвь административной вертикали Путина, а истое "прибежище страждущих и нуждающихся, скорбных и обремененных"?
Ну, тада вам туда - в РПЦ. Только попробуйте сначала подумать чего вы "страждете" - быть "агнцем" - овцой в "лоне церкви-вертикали? Нуждаетесь в чем - быть в каком-нибудь стаде - конфессии, партии, секте - в стаде? Скорбны чем - не умом ли, раз не видите очевидного? Обременены чем - страхами, типа, как же это я один совсем без стадности обойдуся?
на это способны слабоумные и фанатичные личности ...
...........................
Убийственное по своему цинизму название. Как наглость, безграничная жадность и скудоумие может сочетаться с православием? "И делаю накрутку на свой священный товар: во имя отца -- 100%, во имя сына -- 100%, и сватАго духа -- 100%. Да будет вам 300%. АМИНЬ, овцы и рабы!"
---------- Свидетельствуя о реальном доминировании ценностей индивидуализма и потребительства, торжества культа золотого тельца -----
...........................
Ну вот и раздайте свои Лексы и дорогущие цацки, если вас это коробит, уроды толстобрюхие. Меня вполне устроят "котлы" Кирюхи Всея Руси за $30 000.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: