Телевизионный марш РПЦ продолжается

Телевизионный марш РПЦ продолжается

В стране и миреВ стране
Прошедшая неделя на отечественном телевидении еще раз доказала очевидное и ощущаемое: русское ортодоксальное православие продолжает свою ползучую идеологическую экспансию в телеэфире.

Причем, что самое удивительное – наиболее очевидные признаки увеличивающегося идеологического влияния данного общественного института ощутимы в деятельности как раз государственных  электронных СМИ и, прежде всего, тех каналов, которые формируют холдинг ВГТРК.

Об этом уже приходилось писать и говорить  в связи с навязчивой трансляцией соответствующих церковных служб в дни и ночи первопрестольных праздников. Пожалуй, самым первым тревожным звонком в этой сфере стали ситуации, связанные с кончиной патриарха Алексия Второго, его последующими пышными похоронами и избранием на сей пост митрополита Кирилла. Все эти события стали лидирующей темой СМИ не только в момент их свершения, но и впоследствии, когда социологические исследования показали: телетрансляции всего комплекса мероприятий смены власти в РПЦ вошли в тройку(!) самых популярных событий российского телевидения.

Уже тогда следовало бить тревогу и задуматься об экспансии церкви в наши грешные медийные дела. Кто-то пытался не промолчать, но  его не услышали. И вот вам результат.

Так, например, в минувшее воскресенье в эфир государственного канала «Россия-24»  вышел очередной выпуск программы «Церковь и мир». Его содержание могло повергнуть в шок собравшихся отдохнуть зрителей. Выступавший священнослужитель охотно отвечал на вопросы присутствующего журналиста, не о падении нравственности и кризисе духовности в обществе, а о… конце света.

Батюшка, не моргнув глазом, проповедовал не то Апокалипсис, не то Армагеддон. И рассуждал следующим образом: «Почему верующие должны бояться конца света? Ведь это означает приход Христа на землю…». Зрителям разъясняли и «успокаивали»: не надо этого бояться, ибо рано или поздно это радостное для всех верующих событие обязательно наступит. Почему? Да потому что Он спустится с небес на землю.  И будет всем нам счастие вместе с царствием Божием.

Откровенная пропаганда христианского вероучения в государственных СМИ подобного рода в данном случае налицо. И подобные всплески активности  РПЦ  сегодня мы можем наблюдать во всех сферах нашей жизни. Церковь яростно бьется за собственность, принадлежащую культурным учреждениям и организациям.  РПЦ хочет занять соответствующее место в системе среднего и высшего образования. Она уже пришла в армию и претендует на создание православных дружин, призванных следить за порядком и нравственностью.

Исподволь и  будто бы ненароком церковь подкрадывается и к власти, всячески демонстрируя собственную лояльность и близость как к властному тандему, так и к членам их семей. Самое любопытное, что это движение носит взаимный характер. И вот уже на всю страну в праздник Пресвятой Богородицы дама номер один вместе с патриархом Кириллом выпускает голубей перед многочисленными телекамерами в небо. И голубки отправляются по городам и весям. В том числе и на телевидение.

Первый канал откликнулся на праздник  шельмованием яростных зарубежных проповедников и экстремизма ислама в программе Максима Шевченко «Судите сами». Но главный церковный телепраздник случился в эфире канала «Россия». Здесь сначала Владимир Соловьев в своем «Поединке» не без умысла затеял дискуссию о роли РПЦ в нашей сегодняшней жизни. А затем наступил черед телеблагодати, когда далеко за полночь был показан телефильм-портрет «Старец. Русское чудо».

В «Поединке» опытный модератор и полемист Соловьев столкнул в полемике две знаковые фигуры членов Общественной палаты при президенте РФ – протоирея Всеволода Чаплина и известного пиарщика и галериста Марата Гельмана. А в качестве третейского судьи выступил еще один член того же общественного органа Карен Шахназаров. Здесь-то и закралось у меня в душе сомнение относительно объективности предполагаемой дискуссии.  РПЦ явно получала изначальное преимущество в полемике, так как фигура Гельмана очевидно одиозна, и сам он вызывает неоднозначную (отнюдь не положительную) реакцию публики, не говоря уже о его вероисповедании и принадлежности к определенной нации. Похоже, что Соловьев рассчитывал на подавляющее преимущество представителя РПЦ в эфире именно с учетом данных обстоятельств. Так оно и случилось.

Протоирею Чаплину палец в рот не клади. Он – опытный полемист, провоцирующий в обществе острые дискуссии. Чего стоят его предложения о введении дресс-кода для граждан нашей страны, чтобы голые колени и пупки не угнетали их нравственность. Кстати, полемика в «Поединке» как раз и развертывалась вокруг таких «милых» инициатив РПЦ. Неуклонно, но постепенно Соловьев и Шахназаров подводили публику к мысли о том, что экспансия РПЦ в социум, в духовную сферу нашей действительности – не самое большое зло современности. Масла в огонь подливал и сам Чаплин, утверждавший, что «церковь должна говорить обо всем. Даже о футболе». Не помогли  молитвы. В это время в эфире другого, трехбуквенного канала московский «Спартак» разгромно проигрывал «Порту». Финал спокойных, но грозных речей протоирея Чаплина был мощным и неоспоримым: «Церковь должна говорить правду. Всегда».

Против подобных аргументов не устояли ни зрители, ни Соловьев с Шахназаровым. Со счетом 58236 голосов «за» и 24111 голосов «против» победу в теледискуссии одержал, конечно же, представитель РПЦ. Именно такое соотношение  итоговых впечатлений зрителей (если ему верить) и есть отражение реального роста влияния РПЦ в обществе. Так, по исследованиям ВЦИОМ и Центра изучения общественного мнения Юрия Левады, считают себя православными 76 процентов опрошенных россиян. Напомним, что в СССР количество верующих вообще в структуре взрослого населения не превышало трех процентов.

Еще больше говорит о победоносном марше РПЦ (не без помощи власти и СМИ) количество приходов РПЦ. В 1986 году на территории СССР их зарегистрированное количество составляло 6800. В 2011 году на территории России их насчитывается 30 675. Комментарии излишни.

Впрочем, в праздник на нас должно было сойти нечто благостное, что и случилось. Снова благодаря государственному каналу «Россия». В его эфире мы увидели телеочерк, посвященный отцу Власию, старцу, практикующему в Пафнутьево-Богословском монастыре (в Калужской области). И если раньше в церковные праздники до ночи показывали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», то нынче ровно наоборот – нас призывают к святости и нравственности с помощью примеров для подражания. Отец Власий выглядит на экране вполне телегенично, и все его встречи со страждущими сняты уважительно и с достоинством.

Однако есть во всем этом какая-то нарочитость, показуха. Совсем как в иных обрядах разных конфессий. Ведь человеку для того, чтобы общаться с тем, кого он считает для себя высшим судией и высшей силой, вовсе необязательно наличие рядом священнослужителя. Разговор с Богом может состояться тет-а-тет. Однако церковь сие право узурпировала и встала между нами, приняв на себя роль заинтересованного посредника. Чем это кончилось в христианской религиозной традиции, известно: возникли Мартин Лютер и движение Реформации. РПЦ, как кажется, не опасается подобных аналогий и настойчиво, а порою и откровенно навязчиво пытается занять командные высоты не только в духовной сфере, но и в обществе вообще, не брезгуя и поддержкой государственных СМИ. Только все это есть прямое нарушение российской Конституции, в которой сказано, что наша страна есть светское социальное государство, и церковь от этого самого государства отделена. Похоже, что руководитель ВГТРК давно не заглядывал в Основной закон государства. Либо он намеренно отложил его куда-нибудь далеко-далеко, водрузив на собственный рабочий стол Священное Писание…

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 848 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире