Историческую Москву все-таки защитят от алчных застройщиков

Историческую Москву все-таки защитят от алчных застройщиков

В стране и миреВ стране
Вот только очень многих столичных памятников архитектуры мы уже никогда не увидим

Департамент культурного наследия Москвы (Москомнаследие) аннулировал все ранее выданные «лужковские» разрешения на снос или частичную разборку зданий, находящихся в исторических охранных зонах. Отныне компании-застройщики должны будут вновь представить в департамент все необходимые документы с доказательствами о том, что их действия не причинят ущерба культурно-историческому облику города. Действительными теперь считаются только ордера, выданные Москомнаследием после 26 апреля.

Столь жесткие меры были предприняты Москомнаследием в связи с трагической судьбой доходного дома на Якиманке, построенного по проекту архитектора Федора Кольбе. В конце апреля девелоперская компания Capital Group, имея разрешение на «разборку» здания с сохранением парадного фасада, снесла дом, а 2 мая в результате строительных работ был разрушен и фасад. Все это произошло, несмотря на противодействие со стороны как самого Москомнаследия, так и общественного движения «Архнадзор». Теперь спохватились, а уже поздно — доходный дом канул в Лету!

Сам застройщик, как сообщается в пресс-релизе департамента, свои действия по сносу здания обосновывал письмами, полученными от отдельных бывших сотрудников Москомнаследия. Однако ведомство отмечает, что эти письма не являются легитимными, и ссылается на законодательство, согласно которому снос здания возможен лишь при положительном решении комиссии при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах города. Также отмечается, что Capital Group было известно о решении комиссии аж от 15 марта 2005 года, когда в сносе здания было отказано, однако, как теперь видим, это застройщика не остановило. Как отмечает Москомнаследие, оправдания застройщика о падении фасадной стены доходного дома из-за аварийности «не выдерживают никакой критики», так как на попавшей в Интернет видеозаписи сноса здания видно, что экскаватор намеренно сносит исторически ценный фасад.

Разрушение исторического здания вынудило наконец Москомнаследие предпринять для разрешения ситуации конкретные меры. Так, ведомство заявило, что аннулирует «лужковские» разрешения на полную или частичную разборку любых зданий, находящихся на территории объединенных охранных зон либо зон строгого регулирования застройки. У Capital Group будет отозван градостроительный план земельного участка. Кроме того, Москомнаследие подаст в прокуратуру иск с целью проверить законность действий застройщика на Б. Якиманке.

А с 1 июня появится горячая линия, куда сможет обратиться любой заметивший проведение работ по сносу или разборке исторических зданий. Более того, ведомство намерено инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который в настоящее время запрещает сотрудникам Москомнаследия без согласования с прокуратурой выезжать на места сноса или причинения вреда объектам культурного наследия, что тормозит оперативное реагирование на нарушения.

«Данный случай стал прецедентом для Москвы, в которой бывали самые разные истории со сносом, но чтобы компания-застройщик открыто игнорировала позицию официально уполномоченного государственного органа, такого еще не было. По сути, компания ведет себя как государство в государстве, для которых закон не писан», - так прокомментировал историю со сносом дома Кольбе на Якиманке советник главы Москомнаследия Николай Переслегин.

KM.RU обратился за комментарием к общественному движению «Архнадзор», которое ратует за сохранение исторического и культурного облика столицы. На вопросы ответил координатор движения Юрий Егоров.

Как вы оцениваете принятое Москомнаследием решение в связи со сносом доходного дома Кольбе?


Решение Москомнаследия наше движение полностью поддерживает и одобряет. Хотя в некотором роде Москомнаследие было лишено какого-либо выбора: либо они теряли лицо, либо выпускали такое заявление. Хотя сейчас в связи с праздниками и на отмену ордеров понадобится время, поэтому мы опасаемся, что могут произойти быстрые сносы. В данный момент я нахожусь на Большой Ордынке, где один из таких сносов чуть было не совершился.

Расскажите об этом подробнее.

На улице Большая Ордынка, дом 42 деревянная усадьба 19-го века сносилась под некую точку общепита. Вчера вечером обнаружили, что все готово к сносу, но сейчас удалось вызвать полицию, городскую административно-техническую инспекцию (ОАТИ), Москомнаследие. Сейчас у строителей есть предписание о приостановлении работ, ОАТИ уже оформляют отзыв ордера на снос. Но есть опасения, что эта попытка сноса была не последней. Не только эти инвесторы могут так поступить, а потом будут оправдываться: «Мы не знали, газет не читали. А то, что у нас не отозвали ордер, виноваты ОАТИ и Москомнаследие».

В связи с этим мы просим москвичей мониторить ситуацию в городе на предмет внезапных сносов, особенно в праздники. В Москве сложилась такая практика с «лужковских» времен — ломать в выходные и праздничные дни, когда никого из чиновников нет. Пока они отреагируют, приедут — здания уже может не быть. Сейчас мы опасаемся, что, несмотря на хорошее заявление Москомнаследия, недобросовестные застройщики все равно могут попробовать подобные вещи провернуть.

Вернемся к сносу дома Кольбе. Как вы оцениваете действия Capital Group?

Это полный беспредел. У нас сложилось впечатление, что закон писан не для всех, во всяком случае Capital Group своими действиями пыталась нас в этом убедить. Обращу внимание, что в СМИ появлялась такая информация, что Capital Group связана с бывшим секретарем Лужкова Сергеем Цоем, и, видимо, они по следам былой славы попытались поступить в лужковском духе, несмотря на то что городское руководство сменилось. Они же этого не поняли, или не хотели понять, и решили, что им, как раньше, все можно. Будем надеяться, что не все.

Во всяком случае, в заявлении Москомнаследия есть пункт о том, что они обращаются в прокуратуру с просьбой оценки законности действий Capital Group. Надеемся на соответствующую реакцию прокуратуры, она уже не может быть другой, так как нарушено все что можно. А последние действия застройщика можно оценить как плевок в лицо городским властям, городским структурам, правительству Москвы и мэру лично.

Как вы думаете, можно ли сказать, что заявление Москомнаследия в какой-то мере продиктовано сменой власти в городе?


Конечно, при Лужкове они бы себе такого никогда не позволили. Сейчас власть другая, поэтому департамент может себе позволить действовать более раскованно и более близко к тому, что должны делать.

Какое наказание должен понести застройщик за свои незаконные действия?

Надеемся, что будет полномасштабное расследование. Мы уже заявляли, что после таких выходок, какие себе позволила компания Capital Group, логично будет ожидать у них полного отзыва лицензий на строительные работы в пределах города. Во всяком случае, мы бы это очень хотели услышать, так как застройщик показал себя хуже некуда. Это не цивилизованная компания, это какие-то варвары: «Я пришел, я делаю, и на всех мне плевать». Наказание должно быть соответствующим, должны быть возбуждены дела в отношении руководства компании, в отношении самой компании. В деле Якиманки это уже само собой, автоматом должна быть отозвана лицензия, но и на другие участки необходимо, так как и там они могут подобное себе позволить. Пусть занимаются другим бизнесом — мусор убирают или продают что-нибудь.

Что теперь ждет доходный дом Кольбе?

Первоочередная мера — укрепить то, что осталось, все же кусочек дома еще стоит. Дальше вопрос уже к правительству Москвы. Понятно, что необходимо Capital Group с этого участка выгнать без всяких компенсаций, они там уже натворили. Дальше составлять новый проект, согласовывать в установленном порядке, пустить цивилизованного застройщика. В любом случае это уже компетенция городского правительства.

Возможно ли восстановление снесенного дома?

Да, современные технологии многое позволяют сделать. Понятно, что это будет уже не подлинный дом, а что-то вроде реплики, воссоздания. Но часть фасада еще есть, и если ее надлежащим образом укрепить, то можно использовать в новом здании. Конечно, жаль, что мы потеряли объект культурного наследия. Но сейчас главное — не допустить появления там очередного стеклянного монстра, который там планировался, и постараться сделать цивилизованный проект, приблизить его, насколько это возможно, к тому, что было. Однако это все в компетенции правительства города.

Сотрудничает ли движение «Архнадзор» с Москомнаследием?

Да, сотрудничаем. Мы ставим их в известность о сносах зданий, они присылают туда инспекцию, каким-либо образом реагируют. В «лужковские» времена наши взаимоотношения были своеобразны: они готовы были сотрудничать, если это не ущемляло чьих-то интересов. Если за каким-то сносом сидел большой кошелек с деньгами, то понятно, что они спускали все на тормозах. Если не было никакой заинтересованности со стороны каких-то приближенных Лужкова, то реагировали нормально. Сейчас ситуация меняется и в лучшую сторону.
 Темы: Градостроительная политика в России, Культура и искусство в России, Охрана памятников истории культуры и архитектуры в России

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Елена Колебакина
km.ru

всего: 794 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире