Первый среди равных: Каннский кинофестиваль

Первый среди равных: Каннский кинофестиваль

В стране и миреКультура
64-й Международный Каннский кинофестиваль откроется 11 мая новым фильмом Вуди Аллена «Полночь в Париже».

Этому фестивалю принадлежит неоспоримое лидерство в списке самых престижных кинофестивалей мира, которых неофициально называют Big Five («Большая пятерка»).

По мнению критиков, именно Канны открыли наибольшее количество режиссеров, признанных мэтрами в последние десятилетия XX века. Следом за этим фестивалем в «Большой пятерке» идут Берлин и Венеция, которые делят между собой второе и третье места. Четвертый в этом рейтинге Торонто, с замыкает пятерку «Санденс», проходящий в американском Парк-сити, Юта. У каждого из этих фестивалей своя специфика. Если в Берлине важны социальная тематика и политкорректность, а «Санденс» специализируется на независимом кино, то в Каннах, прежде всего, ценится кино как искусство. 

Кинофестиваль во Франции, на родине кинематографа, был задуман в 1930-х годах в противовес Венецианскому фестивалю, на политику которого оказывало влияние фашистское правительство Муссолини. Когда решался вопрос о месте проведения фестиваля, Канны не были единственным вариантом. Также рассматривались спа-курорт Виши, Биарриц на побережье Атлантики и даже Алжир — столица одноименного государства, которое до 1962 года было французской колонией. Столицей фестиваля в итоге был выбран Лазурный берег.

Казалось бы, успех фестивалю был гарантирован с самого начала. Его президентом стал сам изобретатель кинематографа Луи Люмьер, а в программу вошли, в частности, «Волшебник в стране Оз» с Джуди Гарланд в главной роли и советская картина «Ленин в 1918 году». Однако дата для старта самого первого в истории Каннского фестиваля была выбрана на редкость неудачная – 1 сентября 1939 года. Из-за начала Второй мировой войны он не состоялся, и звезды кино впервые прошли по красной ковровой дорожке в Каннах только 20 сентября 1946 года. На первом фестивале главного приза, тогда называвшегося просто «Гран при», удостоился фильм «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера.

Тем не менее, в 2002 году, то есть спустя 63 года после неудавшегося фестиваля, организаторы все же решили вручить за него главную награду. Часть конкурсных картин 1939 года были показаны профессиональному жюри, и в итоге «Золотая пальмовая ветвь» досталась американскому фильму «Юнион Пасифик». За награду с ним соревновались, в частности, «Волшебник в стране Оз» с Джуди Гарланд в главной роли и советская картина «Ленин в 1918 году».

Канны имеют репутацию элитарного и несколько снобского меропроятия. Недаром это единственный кинофестиваль, на который нельзя купить билет. Фестиваль ориентирован на профессионалов — можно получить на него аккредитацию, например, будучи работником киноиндустрии или журналистом. Единственный способ попасть на показ для «простого смертного» — программа «Кино на пляже», когда внеконкурсные картины и классику кино показывают на открытом воздухе. 

Перед показом в Каннах фильмы проходят строгий отбор, который проводит специальная отборочная комиссия в несколько этапов. Такой порядок был установлен в 1972 году, когда управляющий директор фестиваля Морис Бесси создал два комитета, первый из которых занимался отбором французских фильмов, второй — иностранных. До этого фильмы на фестиваль выдвигали страны-участницы. В будущем система отбора была усложнена: сейчас на Каннском фестивале есть штатные специалисты по кинематографу многих стран. Комиссия отбирает фильмы для конкурсной программы, а также для внеконкурсных показов и секции «Особый взгляд». Отбором картин к «Междунарародной неделе критики» и «Двум неделям режиссеров» комиссия не занимается. Две эти конкурсные программы независимы от Каннского фестиваля, хотя проводятся параллельно.

Чтобы подготовить программу фестиваля 2011 года, отборочная комиссия рассмотрела более двух тысяч фильмов. При этом в основной конкурс и в секцию «Особый взгляд» вошли всего лишь по 20 картин, и еще 14 будут показаны вне конкурса. Программа короткометражек состоит в свою очередь из девяти фильмов. Также будут показаны 13 картин из классики кинематографа и 6 документальных фильмов, посвященных великим деятелям киноискусства. Напомним, жюри основного конкурса возглавил Роберт де Ниро, а секции «Особый взгляд» — Эмир Кустурица. Судить короткометражные фильмы, а также секцию студенческого кино Cinefondation, будут эксперты под руководством Мишеля Гондри.

Подать заявку на участие в фестивале могут фильмы, соответствующие нескольким критериям. Прежде всего, картина должна быть снята в течение 12 месяцев, предшествующих Каннскому фестивалю. К отбору не допускаются фильмы, участвовавшие в других фестивалях (неважно, в конкурсной программе или нет), а также доступные в Интернете. Кроме того, фильм не должен выходить в прокат за пределами своей страны до завершения фестиваля. Последнее условие в 2010 году нарушил фильм Никиты Михалкова «Предстояние». Еще до открытия фестиваля фильм показывали в кинотеатрах в Украине и Казахстане, а позже — в Литве, Латвии и Эстонии. В итоге организаторы фестиваля решили оставить картину Михалкова в конкурсной программе, но пообещали, что в следующий раз снимут фильм, нарушивший правила участия.

«Золотой пальмовой ветвью» награждаются и полнометражные, и короткометражные фильмы. Для обоих существует ограничение по длительности: короткометражки не должны идти дольше 15 минут, а полнометражные фильмы, напротив, должны продолжаться как минимум час. Фильмы продолжительностью от 15 до 60 минут в Каннском фестивале не участвуют.

«Золотая пальмовая ветвь» (фр. Palme d’or) не сразу стала главным призом в Каннах. До 1954 в качестве высшей награды вручался «Гран при Международного кинофестиваля», дизайн которого каждый год разрабатывал новый современный художник. Затем организаторы решили создать особый приз, уникальный только для этого фестиваля, и в качестве символа была выбрана ветвь пальмы,изображенная на гербе Канн. «Золотая пальмовая ветвь» была впервые присуждена в 1955 году Дерберту Манну за фильм «Марти». В 1964 году «фирменную» награду перестали вручать из-за проблем с авторским правом, из-за чего в течение следующих десяти лет главным призом снова был «Гран при». «Золотая пальмовая ветвь» вновь стала высшей наградой в 1975 году, и с тех пор вручалась неизменно.

Дизайн «золотой пальмовой ветви» не раз менялся на протяжении истории фестиваля. С 1997 года вручается награда, дизайн которой разработала генеральный директор ювелирного дома Chopard Каролин Шейфеле-Грюози. Приз вручную отливают из чистого, 24-каратного золота, после чего вставляют в подставку из граненого хрусталя в форме подушки. Упакована награда в футляр из синей марокканской кожи.

Помимо «золотой пальмовой ветви», символом Каннского фестиваля является покрытая красной ковровой дорожкой лестница Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. По этим «красным ступенькам» гости фестиваля поднимаются в главный зал «Люмьер». Как отмечают организаторы, лестница дает возможность «с одинаковыми почестями принять как именитых деятелей мирового кино, так и талантливых дебютантов».

Финансовую сторону Каннского фестиваля обеспечивает кинорынок Marche du Film, основанный в 1959 году. Это самое крупное мероприятие в своем роде: каждый год он насчитывает более 10 тысяч участников и 4 тысячи фильмов. По словам организаторов фестиваля, кинорынок «благоприятствует встречам и связям в мире киноискусства» и «поддерживает динамику в мировой киноиндустрии».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 515 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире