С чего начиналась кузбасская металлургия (ФОТО)

С чего начиналась кузбасская металлургия (ФОТО)

Местные новостиИстория города N
240 лет назад началось промышленное развитие Кузбасса. И началось оно с развития именно металлургии: в 1771 году был построен первый металлургический завод Томский железоделательный, в 1786 -Гавриловский, в 1816 г. - Гурьевский.

Самый первый из них — Томский, находился на территории нынешнего Прокопьевского района - село Томское рядом с границей Алтайского края. Новокузнецкие энтузиасты побывали на исторических местах и даже провели некоторую исследовательскую работу.

Сергей Горелько, путешественник:

-Я инженер-металлург и когда работал на КМК, прочитал историю Кузбасса, где было написано, что самый первый металлургический завод был открыт в 1771 году на территории Кемеровской области в Прокопьевском районе. Раньше это все входило в Алтайский горный округ. Мы с товарищем решили съездить и посмотреть, что осталось от этого завода через 240 лет. Поехали, обнаружили место, где стоял завод, с помощью металлоискателя собрали образцы металла. Мы нашли канал, по которому вода шла с дамбы и приводила в движение механизмы на заводе. Мне был интересен состав металла, хотелось его сравнить с современным.

Куски металла из места, где стоял Томский завод, были нами привезены в Новокузнецк, и был сделан спектральный анализ на ОАО НкМК, который показал следующий химический состав: C — 1,50; Si — 0,5; Mn — 0,07; P — 0,20; S — 0,007; Cr - <0,05; Ni - <0,05; Cu - <0,05. В целом состав соответствовал современному. Обращает внимание повышенное содержание углерода и фосфора в металле. Если повышенное содержание углерода можно объяснить тем, что сталь науглероживалась в особых печах, то показатели по фосфору дают почву для размышлений.

Сейчас на месте Томского железоделательного завода осталась только площадка, заросшая травой и кустарником. Когда-то  это производство сменили современные комбинаты и новые технологии. Да и площадки они занимают побольше...

 Историческая справка:
Территория современного Кузбасса входила в состав двух уездов: Кузнецкого и Томского. Как известно, промышленное освоение Алтая началось в 1720-х годах. Тогда здесь действовали известные предприниматели Демидовы. Они построили несколько заводов и занялись выплавкой меди и других цветных металлов. Владелец заводов Акинфий Демидов был заподозрен в тайной выплавке серебра. В 1747 году воспользовавшись смертью Демидова, императрица Елизавета Петровна забрала его заводы и передала их в ведение своего Кабинета. В результате заводы стали собственностью императорской фамилии. Владения Кабинета в Сибири были объединены в особый Колывано-Воскресенский горный округ.

В 1771 году на реке Томь-Чумыш устроили плотину и гидросиловые системы для использования на заводе энергии падающей воды, которая приводила в движение механизмы: пудовые молоты, мукомольную и лесопильную установки, толчею для дробления руды.

На заводе были одна домна, три больших молота, три малых пятипудовых молота, одна печь и молот для «стола», проволочная фабрика, мукомольная и пильная мельницы. По мнению тогдашних экспертов, завод и жилые дома выстроены весьма хорошо из сибирского кедра. Железорудное сырье доставлялось из ближайших гнездовых месторождений бурого железняка, находящихся в нескольких километрах от завода и открытых еще Ф.Еремеевым. Находили руду в лесу, «в рассеянных кругляках, в виде штуфов кровавика и скруповатого охриного и сплошного железного камня».

Железные горы – Тельбес, Темиртау и Артыбаш – были также уже известны в то время горному начальству и даже внесены в чертеж, сочиненный при Томском заводе. В 1773 году крестьянами Мурашовым, Бессоновым и Хабаровым были найдены руды 20-25 фунтов железа в одном пуде руды. Вскоре после этого было открыто Сухаринское месторождение и началась его разработка, продолжающаяся до 1858 года.

В 1816 году горный инженер Векель на правом берегу реки Тельбес в 30 верстах от впадения ее в реку Кондому открыл руды Тельбесского магнитного железняка, и началась их разработка для нужд Томского завода.

С открытием Томского завода приступили к добыче каменного угля в Кузбассе из небольшой штольни, на левом берегу Кондомы ниже устья реки Кинерки. По свидетельству И.Ф. Германа, печи Томского завода, служившие для расплавки чугуна, отапливались каменным углем с реки Томи, который находился в «немалом количестве и на расстоянии 45 верст от завода». Однако процесс плавки проходил в основном на древесном угле.

Когда в 1789 году инженер Пастухов сделал на Томском заводе воздуходувную печь, для более быстрого плавления чугуна потребовался каменный уголь. Пастухов опрашивал рабочих, показывая привезенный им из Петербурга кусок английского угля, не знает ли кто здесь, в окрестностях, такого же. Присутствовавший при этом плотничий ученик Яков Ребров принес хранившийся у него кусок угля, который оказался схожим с английским.  Уголь этот был найден Ребровым в 1782 году около деревни Атамановой. Как установил позднее Василий Иванович Яворский, уголь этот был взят из месторождения, впоследствии названным Байдаевским. Там отмечалось три пласта угля: два выше деревни Атамановой и один выше устья реки Абашевой. Использование этого угля даже в кузнице давало хорошие результаты.

Корпуса Томского железоделательного завода были деревянные, горны сложены из кирпича. Разнообразной была продукция завода: чугунное литье, железо, сталь и разные изделия. Часть продукции шла на вольный рынок. Руда добывалась летом, открытыми выработками, в Бровской, Шумихинской, Дмитровской копях – до 40-50 тысяч пудов за лето. Наиболее продуктивным был Сухаринский рудник, находившийся в 140 километрах от завода по реке Сухаринке, притоке Мундыбаша. Его руда была более легкоплавкой и давала лучшее железо.

Томский железоделательный завод имел годовую производительность до 35 000 пудов железа, чугуна, стали, и поставлял металлические изделия заводам и рудникам, находившимся в ведении царского Кабинета. Обслуживался завод приписными крестьянами.

В конце XVIII века на Томском заводе работало 3822 приписных крестьянина. Но завод не удовлетворял всех нужд этого предприятия. Истощалась руда, которую стали завозить из Сухаринского рудника. Были немалые трудности с древесным углем, лесосеки углублялись в тайгу, и доставка дров требовала большого количества возчиков и лошадей. Влажный климат и эксплуатация деревянных сооружений без ремонта привели к тому, что многие постройки сгнили и были непригодны к дальнейшему использованию.

Горный совет считал невыгодным производить капитальный ремонт и решил, укрепив некоторые постройки, искать место для нового завода поближе к Сухаринскому руднику. Но нового не построили, и Томский завод просуществовал еще 80 лет, до 1869 года, когда все заводские постройки были проданы с торгов.
 

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 7580 / сегодня: 5

Комментарии /26

18:0115-07-2011
 
1
Волобуев
Молодцы мужики. Съездили, поделились впечатлениями.

18:0415-07-2011
 
 
Волобуев
А есть координаты места? В гугл мэп, например.

19:2915-07-2011
 
 
А вот чем закончилась кузбасская металлургия!
h t t p://nk-tv.com/nk-tv-news/2555-lr-.html

21:2515-07-2011
 
 
металлург
интересно да там музей надо открывать.

22:2815-07-2011
 
 
Читатель
Они бы лучше экскурсию провели на развалинах КМК. Пни доменных печей, придавая удручающий вид округе, стоят разбитые не так уж и давней борьбой не за металл, а за деньги. Развалины первого аглоцеха (и уже второго) на Абагурской обогатительно-агломерационной фабрики. Мартены. Была СЛАВА!!! Был в почете труд, тяжелый, очень тяжелый. Но зачем? Ведь проще быть торгашем. Новое поколение "одумавшихся" менеджеров, нашедших правильный путь "развития" бизнеса, прославляет себя там и тут на собственные деньги. Почет и уважение не купишь. "Евраз" ты эффективен! Будь ты трижды проклят!

22:3115-07-2011
 
 
ИВАН ДЛЯ Волобуев
От бунгурского поста гаи сворачиваешь на лева, в сторону костенкова. доезжаешь до деревни березова, сворачиваешь на право, проезжаешь через эту деревню и едешь все время по главной не куда не сворачивая пока не спустишься в деревню таловая. После таловой будет резкий подъем в гору (там начинается настоящая таежная дорога). И едешь прямо через тайгу, опять же не куда не сворачивая (там большое количество просик). И доедешь прямо до этой деревушке. Тока туда нужно ехать на подготовленной машине!!! и не стоит туда ехать в дождь (если конечно у тебя ТАНК, то вперед). На карте можешь посмотреть эту дорогу хорошо видно она прямая и выходит на деревню тогул алтайского края

23:4315-07-2011
 
1
Alis
Спасибо за интересную статью... а то живет свою историю не знаем...скоро и про КМК и ЗСМК дети наши знать не будут, а то все олигархи все распродали

23:5715-07-2011
 
1
Большое спасибо авторам за интересный рассказ.

00:2016-07-2011
 
 
гейм
Вместо того чтобы историю своего края изучать и экскурсии по этим местам устраивать, нам местные чинуши ( недалёкие в интеллектуальном плане) всуропливают свой бред про Йети.

00:3116-07-2011
 
 
эксерг
А еще в окрестностях Томского много белого гриба.

14:0016-07-2011
 
 
Читатель
Если ЕВРАЗ тоже встанет, что будет на их месте через 240 лет. Такой же пейзаж, или пустыня?

17:5016-07-2011
 
 
зсмковец
Чтобы остановиться, надо двигаться. Евраз пришёл сюда не для того чтобы вкладываться в модернизацию и ремонт производства. Евраз- это паразитирующая как клоп организация, которая не имела никакого отношения к металлургии и поставлена для откачивания денег, пока построенное в СССР производство не устареет и не развалится само по собе. Металлургов сокращают. а контора захребетников пухнет.

20:4116-07-2011
 
 
LVA
Рассказ хороший. Я про многое не знал. Как все хорошо начиналось. Братья Демидовы на том свете в шоке.

00:1317-07-2011
 
1
Alis
Полностью согласна с Гейм 00:20 16-07-2011

03:4917-07-2011
 
 
Читатель
Ну то, что закончилась металлургия в Кузбассе Евразом (по крайне мере - КМК), это нам известно было. Теперь хоть узнали, с чего началось...

10:2117-07-2011
 
 
Комментарий удален модератором за нарушение Правил комментирования

14:2717-07-2011
 
 
Завидую белой завистью........

16:2717-07-2011
 
 
and
евраз-уроды,а статья интересная!

19:1317-07-2011
 
 
Читатель
Не знаю, что там ~240 лет назад было. Пишет тот сегодня, кому выгодно людей в КО за батраков держать.
А во времена Климасенко, да - металлургия была и социалка хорошо развивалась, город строился.
И темой о ЖКХ, мусоре и прочей муздатенией людям мозги не сношали, да и шахтеры з/п имели средние 400-600р/мес.
Менты сами в лом пьяные за рулем ездили, но не были такими как сегодня их поколение пидэрэсами и попращайками с интелектом осла.

19:1517-07-2011
 
 
согласен на 100% с 16.27 по поводу евраза

04:0418-07-2011
 
 
Читатель
Для всех в этих коментах.
Губернатор - сегодня лицо в колониальных владениях....

11:1218-07-2011
 
 
18-07-2011
Евраз-ликвидатор!!! Такими темпами скоро по "полям" Кузнецкого комбината ходить будем, а лет этак 20 по "ЗСМК". Молодежь реально валит с этого города, губернатор должен трезво смотреть на происходящее.

13:1718-07-2011
 
 
Читатель
Губернатору все равно что молодежь валит из Новокузнецка. Он в Кемерово живет.

21:1219-07-2011
 
 
Автор
Благодарю за отзывы. Контактный телефон 9050669761 Горелько С.И.

13:1414-11-2011
 
 
Читатель
Сергей Иванович привет! Вот не ожидала от Вас такой хорошей статьи.... Я работала вместе с Вами на ЗСМК в обжимном ( вы работали диспетчером на блюминге) на фото не сразу признала. Респект.

15:2815-03-2013
 
 
галина дармина г междуреченск
таь очень красивые места много грибов а ещё был там екатирининский тракт мы в детстве много манет стариных находили в музей прокопьевский отдавали у меня в этом селе жили бабушка идедушка сказочные места так охота туда съездить

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости