Одна ночь и один день на Святой Земле (ФОТО)

Одна ночь и один день на Святой Земле (ФОТО)

В стране и миреПутешествия
 Вечером 1 июня накануне праздника Вознесения в аэропорту Тель-Авива нас встречала элегантная женщина. 

- Елена, - сказала просто, и твердо, как-то сразу расположив к себе. Чистый русский, хорошие манеры, может быть - петербурженка? И действительно, иммигрировала в Израиль 10 лет назад, здесь работает гидом, возит экскурсии.

- Мы с вами будем вместе в течение суток. Прошу вас никуда без моего ведома не отлучаться. Сейчас мы едем в Иорданию. В Вифлееме переночуем, а завтра нам предстоит насыщенная программа с самого утра: посетим Храм Рождества, Храм Гроба Господня, а вечером - Мертвое море. Вот так мы с вами быстрее подружимся и не потеряемся. Подставьте свои ладони!

Она сыграла с нами в ладушки, пересчитав как детишек из яселек, и мы уселись в автобус. Уставшая от часового перелета и топтания в очередях Бен Гуриона, я с удовольствием вытянула ноги и слушала гида вполуха под баюкающую песню кондиционера. Перед блокпостом Елена пересела ко мне на заднее сидение:
- Вот так каждый раз пересекаю границу… нелегально. Я гражданка Израиля, мне туда въезд закрыт.
***
В полночь мы подъехали к отелю «Интерконтиненталь». В номере я с интересом ощупывала тяжелые, прорезиненные с изнанки шторы. Когда ветер за окном завыл, что февральская метель, - уяснила, какая это чудная звукоизоляция!
Разобрала многочисленные подушки, дотронулась до нежно-лебяжьей постели.
-Хвала тому, кто сотворил тебя, блаженное ложе! - по-восточному витиевато сказанула, что сама себе удивилась, - Не тысяча, но одна ночь точно, - и провалилась в сладкий сон.

Где-то в 4 утра послышалось протяжное пение. Спросонок не сразу поняла, что это в местной мечети началась служба. Баритон, усиленный радиоволной, так чисто интонировал! Слоги перекатывались, как бусины в четках, и складывались в слова. Рука, было, потянулась за диктофоном, но сразу обмякла. Я прониклась незнакомой молитвой…
- Ку-ка-ре-ку! - дерзкий петушиный крик заглушил песнопения.
Я выглянула в окно. С высоты открывался ничем не примечательный вид: из светлого камня дома-близнецы с плоскими крышами, похожие друг на друга, как спичечные коробки. Там проходила жизнь, скрытая от посторонних. В коробках были окна, но дома казались безглазыми. И над всем этим арабским миром возвышалась башня минарета.
***
Во дворе нас ожидали экскурсионные автобусы, а чуть поодаль – военный патруль с автоматами. Чтобы сфотографировать здание отеля, я перешла на другую сторону улицы. Здесь на бетонной стене безымянный художник оставил граффити на военную тему.

Храм Рождества в Вифлееме

Надо торопиться: в иконной лавке ждут очередную порцию экскурсантов, то бишь нас.
В Рождественский храм мы направляемся пешком вверх по мостовой. На улице к нему прилегающей - те же самые культтовары, только намного дешевле, а торговцы - бесцеремонней и настойчивей.
Никаких архитектурных излишеств: сплошная стена, не церковь, - бастион. Наверху установлен «крест паломника», его нательную копию я только что купила. «Дверь покорности» до того узка, что войти туда может один человек, и то, низко поклонившись. Это заслуга Папы Римского, приказавшего вход в базилику сделать поуже - «дабы не въезжали на лошадях». Как показывает история, предосторожности оказались нелишние.

Рождественский храм в Вифлееме считается одним из самых первых христианских храмов. Он был заложен в 332 году императором Константином на месте рождения Иисуса Христа. Это историческое место не оспаривают все ныне существующие конфессии, а сам храм между ними поделен: центральная аспида принадлежит грекам, левая – армянам (именно они проводят богослужения), а правая - русской православной церкви.
Справа от спуска в пещеру Рождества находится чудотворная икона в деревянном киоте «Вифлеемская Богоматерь», и на иконе Божья Матерь улыбается... Образ был написан в России и передан в Вифлеем императрицей Елизаветой после ее чудесного исцеления.
А в ХХ веке Россия жертвовала деньги на содержание и реставрацию храма. Были подарены колокола, которые можно сегодня увидеть на колокольне.

До наших дней сохранилась основная конструкция базилики - 5 нефов и 4 ряда колонн. В 1939 году, когда церковь ремонтировали, обнаружилась великолепная византийская мозаика. Она находится на метр ниже современного пола и прикрыта деревянным настилом.

Как всякий древний храм, Храм Рождества Христова многое «повидал на своем веку». Так императору Юстиниану пришлось заново отстраивать здание в 529 году после восстания самаритян, а вот персы в 614 году разрушить его не посмели, потому что на фронтоне базилики были изображены волхвы в персидских нарядах. Это и спасло.

Венценосные особы были в курсе дел Вифлеемского храма и, как могли, помогали: например, Эдуард VI, английский король, пожаловал дуб на потолок. Здесь в 1101 году состоялось помазание на царство императора крестоносцев Болдуина I. Тогда же церковь перестроили - сузили вход в нее, чтобы легче было держать оборону.
В 1646 году Храму Рождества пришлось пережить еще одну беду: турки порушили крышу, а добытый свинец переплавили в пушечные ядра. В начале 18 века в Алтаре Рождества появилась известная всему миру Вифлеемская звезда из серебра, которую в 1847 году похитили турки. Принято считать, что кража реликвии стала одной из причин, чтобы начать Крымскую войну…

Старые кварталы Иерусалима

Мы поднимаемся по дороге к Яффским воротам - одним из восьми ворот старого Иерусалима. Фотоаппарат остался в сумочке, я взяла пустой кофр. Бежать назад уже поздно – автобус отъехал - длительные стоянки транспорта здесь запрещены, экскурсии подъезжают одна за другой.
Утешаю себя: «Ну что нового можно снять в людской толчее? В лучшем случае - спину товарища. В предыдущем храме практически не было света и не было времени на поиски ракурса. Так что смотри на мир своими глазами… и не лови ворон, поспевай за своими товарищами».
Елена беспокоится:
- Отстанете – заблудитесь! Держите меня в поле зрения, а лучше ориентируйтесь на самого высокого в нашей группе.
Мужчина в светлой рубашке избран маяком. Иду вприпрыжку по старому Иерусалиму: несколько шагов, ступенька, поворот. Древняя каменная брусчастка натерта до блеска несметным количеством ног. Это - мусульманский квартал, по которому проходил Крестный путь. (Здесь же находится мечеть Купол Скалы). Узенькая улочка забита торговыми рядами. От яркого и цветного уже пестрит в глазах, будто крутанули калейдоскоп, а остановить забыли. Кружится голова от аромата специй и кофе. Его варят здесь же на улице в маленьких кофейнях.
Строительство христианского квартала началось в 4 веке. Сейчас на его территории находиться 40 церквей и монастырей, а посередине - Храм Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Здесь я вновь испытала то блаженное, надмирное, «близкое к Богу» чувство, когда в католическом приделе началась служба, и зазвучал орган. Что-то внутри меня шевельнулось и высвободилось как из мягкой скорлупы. Стало на душе так тихо-тихо. Была только музыка, она была повсюду и во мне. И не было для нее преград, не было каменных стен, сотворенных людьми, она пронизывала все пространство и проникала во все сущее...

Мы стояли плотной колонной в очереди, плечом к плечу, люди разного рода-племени, объединенные одним желанием - попасть в кувуклию. Молчаливая смиренная очередь продвигалась мягкими толчками-приливами, когда несколько человек священнослужители пропускали внутрь пещеры. Помнятся тяжелые напольные подсвечники, тяжелый запах ладана. Давка началась стихийно, колыхнулась волной, раздался недовольный женский крик.
- Мадам! – два священника, оттеснили негритянку, и буквально вытолкнули ее взашей. Так и не пустили.
- Вот так отстоишь очередь, и не попадешь… - горестно вздохнула паломница, стоящая рядом.
Во время схождения благодатного огня в субботу перед Пасхой стычки монахов случаются сплошь и рядом. Существует церковный status quo, где четко прописаны все права и обязанности: сколько минут должен находиться священник в кувуклии, кто имеет право обметать ступени во время уборки, и другие мелочи, за которыми так дотошно следят, что не дай бог! А тут даже не паломники - простые туристы - кто с ними будет считаться?! Возьмут и не пустят.

Стена плача

В еврейском квартале находится святыня иудеев - Стена плача. Западная стена разрушенного Иерусалимского храма, ставшая местом паломничества. На входе - КПП,
где у вас непременно просветят содержимое сумочки…
Широкие каменные ступени ведут вниз к Стене плача. Повсюду как черные большие птицы - ортодоксальные евреи с пейсами: длинный лапсердак в сорокоградусную жару вызывает сострадание. Поток мужчин устремляется влево, женщины идут направо - стена для них поделена.
Для паломниц поставлены стулья, они отстраненно-сосредоточено читают Тору. Все поголовно в платках и юбках, прикрывающих колени. На рыдающую девушку в траурной одежде никто внимания не обращает. Она не стыдится своих слез, тут никому ни до кого нет дела. И ты в этом сонмище людей, что сирота в шапке-невидимке.

Паломники наравне с израильтянами (не возбраняется и туристам обратиться к еврейскому богу) подходят к Стене плача со своими записками, пытаясь всунуть бумажную просьбу в щелочку между плитами. Потревоженные записки предшественников обиженно осыпаются, словно отверженные, превращаясь в прах и тлен: чьи-то несбывшиеся мечты, неисполненные желания, недошедшие до Бога молитвы…

Продвинутым можно передать послание, не выходя из дома, электронной почтой через Интернет-сайт «Виртуальный Иерусалим». Пользовался ли кто такой услугой и получал ли Бог послания, одному Ему и ведомо.

Мертвое море

По дороге на Мертвое море Елена нам рассказывает ветхозаветные легенды о рухнувших стенах Иерихона, городах Содоме и Гоморре, погрязших в грехах, и жене Лота, превратившейся с соляной столб.
- Иордан, единственная река, впадающая в Мертвое море, уровень моря на 395 метров ниже уровня Средиземного, а температура воздуха на побережье выше на 10 градусов, чем в Иерусалиме. Тем, кто хорошо плавает, здесь придется заново учиться. Не злоупотребляйте, 15 минут будет достаточно для купания.

После подробного инструктажа погружаешься в воду. Хотя, это больше напоминает крепкий теплый рассол. А на дне моря - жидкое тесто - не то глина, не то грязь. Здесь нельзя плавать, но можно почувствовать себя кислородной подушкой, одно неловкое движение – и перевернешься...

Место, скажу я вам, нехорошее, аномальное какое-то. По дну морскому проходит тектонический разлом, который поглотил когда-то Содом с Гоморрой. Что тут делать православным христианам – ума не приложу?

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ольга Козлова
ИА "Город Nовостей"
Фото автора

всего: 1588 / сегодня: 1

Комментарии /5

13:0031-08-2011
 
нет там святого

13:2831-08-2011
 
нЕкто
..а зачем нам это написали...???!!!!

13:2931-08-2011
 
Читатель
нам своя земля русская ближе и светлее

14:2731-08-2011
 
Читатель
Познавательно конечно, но, действительно, зачем написали? Новокузнечанам надо водку жрать, баб е-ть, да аборты делать. Ничего святого не показывать.

20:0203-09-2011
 
жора
храни вас Бог, люди!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире