«Что ты делаешь?!». Расшифрованы переговоры летчиков Як-42

«Что ты делаешь?!». Расшифрованы переговоры летчиков Як-42

В стране и миреПроисшествия

Согласно комментариям экспертов, экипаж слишком поздно применил взлетный режим.

В СМИ появился фрагмент переговоров экипажа самолета Як-42, разбившегося 7 сентября под Ярославлем. В катастрофе погибли все хоккеисты хоккейного клуба «Локомотив». Свои комментарии разговору пилотов дал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов.

Расшифровка выглядит следующим образом:

Командир: 74,76.

Бортинженер: 74,76.

Командир: Время, фары. Взлетаем, рубеж 190.

Командир: Три, четыре, пять, номинал.

Бортинженер: На номинальном.

Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190, 210.

Командир: Взлетный.

Бортинженер: 220, 230.

Второй пилот: Наверное, стабилизатор.

Командир: Взлетный, взлетный, стабилизатор.

Второй пилот: Что ты делаешь?

Командир: Взлетный.

Бортинженер: Взлетный.

Командир: Ненормативная лексика.

Второй пилот: Андрюха!

Как пояснил заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов, фрагмент представляет собой запись команд экипажа сразу после того, как диспетчер разрешил им взлет, и самолет еще стоял на тормозах.

По словам летчика, 74, 76 – это параметры режима двигателя. Пилоты готовятся к взлету.

Выруливает сам командир. Далее он напоминает скорость: 190. Это так называемая «точка принятия решения». Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан остановиться.

Затем командир отсчитывает секунды, через которые двигатель выйдет на номинальный режим - полной нефорсированной тяги. На этом режиме летают очень редко, и то если самолет летит пустой. Все самолеты с грузом взлетают на взлетном режиме.

После того как бортинженер подтверждает «номинальный режим», самолет уже находится в разбеге. Перечисляются отметки достижения скорости. «Точка принятия решения» (190) миновала, отсутствие дополнительной информации означает, что все системы работают нормально.

210 - это почти скорость отрыва, но тут командир неожиданно меняет номинальный режим на взлетный, и почему это происходит так поздно - непонятно. Кнышов отметил, что обычно о режиме договариваются еще на стоянке самолета, и в процессе взлета это не решается.

220, 230 - это уже скорость отрыва. Командир должен взять штурвал на себя. Но, судя по дальнейшим переговорам, он этого не сделал, или же штурвал не пошел. Вместо того, чтобы моментально и легко оторваться от полосы, самолет отрывается лишь слегка. Упоминание стабилизатора наводит на мысль, что что-то произошло с продольным органом управления - стабилизатором и рулями высоты.

По мнению летчика, оказались застопорены рули высоты, которые не дали выправить самолет для взлета под нужным углом.

«Рули стопорят, когда самолет стоит на стоянке, так как от порывов ветра они могут сломаться, - пояснил Кнышов. - В этом состоянии они неуправляемы».

Из дальнейшего ясно, что экипаж, видимо, пытался исправить ситуацию. Кому адресован вопрос второго пилота – «Что ты делаешь?» - не понятно.

Ранее сообщалось, что возможной причиной трагедии мог стать недостаток опыта у пилотов. Командир экипажа, 44-летний Андрей Соломенцев, налетал на Як-42 1600 часов, второй пилот - 49-летний Игорь Жевелов - 600 часов. В Росавиации и среди экспертов считают, что это достаточный опыт для управления таким бортом.

Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, набрать нужную для взлета высоту самолету не дала «дополнительная сила торможения».

Отключение стопора руля высоты стало причиной аварии пассажирского самолета Ил-18В под Архангельском 27 августа 1966 года. Тогда командир экипажа, готовясь к взлету, зачитывал по памятке, что нужно сделать. Он пропустил пункт об отключении стопора руля высоты, причем выяснилось это во время разгона. Вместо того чтобы срочно прекратить взлет, экипаж попытался расстопорить руль.

Самолет выкатился за пределы полосы, задел несколько наземных сооружений и загорелся. Но тогда трагедии удалось избежать, пишет NEWSru.com, Пожар успели потушить, пассажиры и экипаж – всего 100 человек – были спасены.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 4422 / сегодня: 1

Комментарии /11

21:5919-09-2011
 
Читатель
мальчишек угробили.............................

23:0719-09-2011
 
Читатель
печально...

08:4520-09-2011
 
Toni
Опять пишут одни догадки -достали уже .Дождитесь официальной версии и опубликуйте ее млять.

09:4020-09-2011
 
Читатель
да тут и так ясно, что виноватыми будут пилоты.
жалко ребят (хоккеистов).

12:0820-09-2011
 
Зато Мендель-Медведев, быстро изрек:" Будем покупать самолеты за границей", вместо того чтобы выпускать свои. А ребят

16:2620-09-2011
 
Читатель
Ребят тоже заграницей будут покупать

17:3020-09-2011
 
Читатель
Так их уже давно покупают.Ребят.

20:5920-09-2011
 
Читатель
да хватит уже про хоккеистов!!! там ведь и экипаж погиб.............................

14:4021-09-2011
 
Читатель
Не надо хаить наши самолёты и экипажи. Посмотрите внимательно вокруг себя, во главе многих предприятий профаны, не профессионалы с куплеными дипломами, на уме только денег урвать, нарушают все нормы и правила, хапуги чёртовы. Раньше мало кто в 40 лет генеральным директором мог стать, а сейчас 30 летние, производства в глаза не видели, дурак на дураке сидит и дураком погоняет ... :( К чему страна катится?

01:2705-10-2011
 
читатель
+100 Медвепуты всё развалили и продолжают!

00:1211-10-2011
 
фарит
согласен что чувство долга утеряны. стяжательство и безграмотность теперь в цене.а расплачиваются невинные люди

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире