Владимир Лисин - "владелец заводов, газет, пароходов"

Владимир Лисин - "владелец заводов, газет, пароходов"

В стране и миреПерсона
Выходец из Новокузнецка и самый богатый бизнесмен России Владимир Лисин приобрёл компанию, которая помимо прочего занимается транспортировкой угля из регионов.

Владимир Лисин занял четверть рынка перевозок по железной дороге, - сообщает РБК. Предлагаем читателям ознакомиться с материалом Олеси Ельковой:

Самый богатый человек России Владимир Лисин, похоже, решил сменить амплуа: из металлургического магната он превращается в транспортного. Подконтрольная ему компания выиграла аукцион по Первой грузовой компании (ПГК), которая может стать настоящим алмазом в короне его бизнес-империи. А предстоящая сделка поспорит не только за звание важнейшего события года в российской деловой среде, но и может снискать славу одной из крупнейших аукционных сделок по приватизации в истории страны.

В Один шаг

В пятницу определился победитель в аукционе по продаже 75% минус две акции ПГК. Им стала Независимая транспортная компания (НТК), входящая в UCL Holding Владимира Лисина. Итоговая сумма сделки, рассказали в холдинге, составила 125,5 млрд руб. Финансировать ее НТК планирует за счет как собственных, так и заемных средств, примерно в равных пропорциях. Это приобретение делает Владимира Лисина владельцем крупнейшего в России оператора подвижного состава.

Помимо НТК в аукционе участвовала еще одна структура UCL Holding — «НТК-Вагон», а также «Трансойл» Геннадия Тимченко и частный железнодорожный оператор «Нефтетранссервис». Первоначально в конкурсе собирался также участвовать холдинг Globaltrans, но отказался от этой идеи еще в конце сентября. Несмотря на наличие конкурентов, для победы в аукционе НТК понадобился всего один шаг. Начальная цена пакета составляла 125,375 млрд руб., первый шаг аукциона был определен в 125 млн, а последующие должны были составить 500 млн руб.

Оценку ПГК в августе дали специалисты международной аудиторской компании KPMG, стоимость всей компании была определена в 6,5 млрд долл., то есть менее 150 млрд руб. за 75%. «Российские железные дороги» (РЖД), выступающие в сделке продавцом, результатом пятничных торгов остались не очень удовлетворены. «С точки зрения цены продажи как руководитель компании, отвечающий за максимизацию доходов государства (для этого и осуществлялась продажа), считал бы, что эта цена могла оказаться и выше», — заявил президент РЖД Владимир Якунин. Впрочем, отметил он, цена составила и «не меньше, чем хотели получить». Увидеть денежные средства на своих счетах РЖД рассчитывают уже до конца года, они нужны компании, чтобы закрыть расходы, которые монополия осуществляла уже с расчетом на эту сумму.

«Можно сказать, что эта сделка устроила всех, — считает аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. — РЖД получили необходимые деньги для реализации инвестпрограммы, а Владимир Лисин если и переплатил за компанию по отношению к условно «справедливой» цене, то, я полагаю, не более 15—20%».

РЖД собираются сохранить за собой блокпакет ПГК. Сейчас у железных дорог остается 25% плюс одна акция (еще одна акция принадлежит компании «Баминвест»). НТК уже заявила, что собирается сделать обязательную оферту миноритарным акционерам по выкупу их долей. «Если РЖД и государство примут решения о реализации этого пакета, мы будем обязаны выкупить у акционера, и мы в этом заинтересованы», — сообщил журналистам гендиректор управляющей компании UCL Holding Олег Букин. Но глава РЖД прямо заявил, что пока такую возможность компания не изучает.

Главный по вагонам

ПГК — далеко не первая транспортная компания в империи Владимира Лисина. В субхолдинг UCL Rail, объединяющий его железнодорожные активы, входят уже названные компании НТК и «НТК-Вагон», а также вагоноремонтное предприятие «Грязи» (совместное предприятие НТК и РЖД). В собственности UCL Rail парк подвижного состава в количестве более 28 тыс. грузовых вагонов.

Кроме того, в транспортную группу UCL Holding входят портовые активы: Морской порт Санкт-Петербург, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, Туапсинский и Таганрогский морские порты, а также Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, судостроительные и логистические предприятия, круизные судоходные компании.

Впрочем, ПГК, оборот которой вполне сопоставим с оборотами Новолипецкого меткомбината — флагманского актива г-на Лисина, наверняка украсит финансовые показатели холдинга. Это крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России с долей в структуре вагонного парка более 22% и в перевозках.

Между тем, эксперты считают, что РЖД продешевила на продаже вагонов. Об этом пишет корреспондент "Ведомостей" Дмитрий Симаков

В прошлую пятницу «Российские железные дороги» совершили крупнейшую сделку не только в собственной истории (РЖД только-только исполнилось восемь лет), но и, возможно, за всю историю железнодорожного транспорта в России. За 125,5 млрд руб. были проданы 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК). Это крупнейший железнодорожный оператор в России с парком более 235 000 вагонов различного типа (22% парка страны), в том числе более 200 000 в собственности. Президент РЖД Владимир Якунин после торгов кокетничал: «Считал бы, что эта цена могла быть и выше» (цитата по «Интерфаксу»). Но в пресс-релизе компании приведены совсем другие его слова: «Мы удовлетворены итогами аукциона и поздравляем его победителя».

В чем-то Якунин прав. Рынки штормит, того и гляди опять грохнет экономический кризис. Слава богу, что вообще нашлись покупатели! Заплатившие, отдадим им должное, немаленькие деньги. 125 млрд руб. — это почти годовая выручка компании и шесть ее годовых прибылей (если исходить из показателей за первое полугодие 2011 г.). А если в качестве мультипликатора взять подвижной состав? 625 000 руб. за каждый вагон в собственности и 530 000 руб. за каждый вагон в собственности и управлении. Новый полувагон (основа парка ПГК) стоит 2,2 млн руб. Да и купить их в таком количестве невозможно — жутко дефицитный товар. Считаем дальше. Средний остаточный срок использования полувагонов ПГК на конец 2010 г. составлял девять лет, при том что срок жизни нового — 25 лет. Иными словами, ПГК была продана с дисконтом, и немалым.

Это тем более удивительно, что торги завершились, даже не начавшись. Победитель — Независимая транспортная компания Владимира Лисина сделала лишь один шаг, превысив стартовую цену всего на 125 млн руб. А ведь в торгах принимали участие структуры «Трансойла» Геннадия Тимченко и «Нефтетранссервиса» братьев Аминовых и однозначным фаворитом считался Тимченко. Но вот незадача — «Трансойл» и «Нефтетранссервис» решили выступить в роли массовки, устранившись от участия в торгах. Многие участники рынка тут же выдвинули версию. Предприниматели договорились поделить парк ПГК — Лисин мог бы оставить себе полувагоны, а Тимченко продать цистерны (67 000 штук, четверть парка страны, у «Трансойла» почти в 4 раза меньше). А что, логично. «Трансойл» специализируется на перевозке нефти и нефтепродуктов. Gunvor Тимченко среди прочего торгует нефтью «Роснефти». Но почти 43% грузопотока госкомпании приходится на ПГК. Еще одна экзотическая версия, развивающая первую, гласит, что власти постеснялись перед выборами отдавать победу Тимченко — хорошему знакомому без пяти минут трижды президента Владимира Путина. Мол, активы перетасуют после всенародного волеизъявления. Якунин, представители Лисина и Тимченко версию о грядущем разделе парка ПГК опровергают.

РЖД могла бы продать долю в ПГК дороже. Но компания почему-то пролоббировала в правительстве ограничения для потенциальных покупателей. Они должны были управлять не менее чем 15 000 вагонов. Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба были против, но слушать их никто не стал. Еще одна странность — журналистов на торги не пустили и онлайн-трансляцию не показали. За три дня до торгов Якунин очень расстраивался на этот счет. Мол, сам бы он, конечно, пустил всех желающих, но конкурсная комиссия решила иначе. Комиссия, между прочим, состоит из сотрудников РЖД и ее опорного банка — Транскредитбанка. Хотел бы я посмотреть, как они осмелятся перечить Якунину.

Что бывает в отсутствие искусственных барьеров, мы видели при распродаже активов РАО «ЕЭС России». Огромный ажиотаж, зашкаливающие цены, толпы инвесторов. А на выходе — покупатели выложили за энергоактивы накануне кризиса почти 1 трлн руб. Владимир Иванович, вам есть чему поучиться у Анатолия Борисовича.

А напоследок хочется сказать вот что. На спектакль-то нас не пустили. Но заплатить за билеты на него нам придется. Ведь недополученные деньги РЖД будет просить у бюджета. Вернее, уже просит на 2011-2015 гг. 404,5 млрд руб.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 4639 / сегодня: 1

Комментарии /18

18:0806-11-2011
 
зачем
ОН что ДЕПУ.ТУТ. или ДЕПУ. ТАМ-СЯМ.а может на правах рекламы.РЖД просит.ЛИСИН--колобок-колобок Я тебя съем ------(

18:1206-11-2011
 
зачем
вспомните сказку от куда колобка собрали.(изжога замучает)

18:3606-11-2011
 
Читатель
лучше бы ЕВРАЗ купил

18:3906-11-2011
 
а за всё заплатит рабочий...

18:5106-11-2011
 
Читатель
молодец чувак!!!

18:5206-11-2011
 
Учился он в СМИ
А родился несколько западнее

18:5906-11-2011
 
Читатель
РБК-Дейли на днях сообщил, что ЕВРАЗ за три года сократил 24 тыс. рабочих мест!
Евраз на это обиделся.

19:1206-11-2011
 
Зёма все равно!
он вам такой дроч устроит даже в факиншламбергере не снился

19:3106-11-2011
 
ЧитательЧитатель
РБК-Дейли на днях сообщил, что ЕВРАЗ за три года сократил 24 тыс. рабочих мест!
Евраз на это обиделся.

у евраза и так море неэффективного быдла работает

21:5106-11-2011
 
Робин Гудов
он вроде как в СМИчуге у нас учился, а кем стал, я думаю что это всё не просто так, он Блатной полюбому!!! всем бы неимущим его связи

22:4806-11-2011
 
Б.Б.
Интересно какие ЗП он установит. Микро-царьки становятся МИДИ. Затем будет "раздел" всея рашки.

23:0006-11-2011
 
Многа букаффф
Кузбассу от всех земляков-олигархов,лисинских, мечеловских,евразовских,углеметовских и прочик - никакой пользы, кроме кровопийства, угробленной природы и прочих благ.

03:4507-11-2011
 
Папа
Многабукф, ниасилил, завидно, маладецъ, уйдёт всё-равно голым (как и пришёл на этот свет)... Много денег - это здОрово, комфортно жить на этом свете.

09:2007-11-2011
 
Имя Народ
Морда жыдовская , кругом они.

10:1007-11-2011
 
дайте мне автомат

17:5807-11-2011
 
Наблюдающий
Товарищ Лисин учился тогда еще в СМИ, на инженера-литейщика. а вона кем стал...
парень не глупый был, но разбогател сначала из-за того, что женился на ком надо, а дальше уже все своим умом достиг...
Преподы им очень гордились когда он приезжал на праздник кафедры и подарки им раздал)))

16:1708-11-2011
 
Читатель
Я лично не считаю этих богатеев законными богатеями потому что им все это досталось на халяву так как они были всех ближе к раздаточному столу так что чем быстрее прийдет революция тем больше этих таких халявных миллионеров поставим к стенке это закон нашей жизни или они нас или мы их третьего не дано

16:2309-11-2011
 
дана
на фото прям зайка

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире