Дон Жуан…
Он был не героем-любовником, а простым безбожником.

Дон Жуан. Мужчина, которого мы можем встретить где угодно, когда угодно, во сколько угодно, и даже столько раз, сколько нам «посчастливится». Ни мужчина, ни женщина после знакомства с ним не останется в добром расположении духа – чувство обмана не позволит быть спокойным.

Всем известно, что Дон Жуан уж очень сильно любил женщин. И в пьесе так и говорится, что неважно ему было, известная барышня она или крестьянка, никем не побрезгует.

Мы в двадцать первом веке пришли посмотреть на Дон Жуана из семнадцатого века, которого придумал Жан-Батист Мольер, а поставил на сцене Новокузнецкого драматического театра Роман Феодори. То ли от большой любви к искусству, то ли из-за одного названия предполагающего любовь и слезы – в зале драматического театра в день премьеры, 3 мая было не протолкнуться.

Начало спектакля оказалось каким-то незаметным – никакой громкой музыки, никаких выходов актеров в пышных нарядах с танцами или громкими монологами. На сцене появились участники пьесы… и вместе с ними продолжали расставлять декорации. Затем появились дети, которые, видимо, проходили обряд крещения.

Того, кто читал пьесу, сразу заинтересует такое начало. Мольер этого не писал, здесь поработала рука художника-режиссера. Сразу возникает вопрос, почему и для чего? Вообще эти вопросы появляются очень часто по ходу спектакля. Огромный плацдарм для размышления.

К примеру, песок. Мне, как зрителю, подумалось, что песок – это слова, которые не имеют значения, которые утекают сквозь пальцы. Ведь сыпали его старательно именно тогда, когда говорил Дон Жуан или его отец. А между тем их слова либо были далеки от истины, либо не производили нужного впечатления. Сам же режиссер в обсуждении спектакля после премьеры сказал: «Здесь каждый может увидеть свое. Мы задумали, что это пыль, которую пускают в глаза. Двуличие».

Ах да! А сам-то песок, откуда взялся на сцене? А тут декорации своеобразные. Мне по дороге в театр думалось, что на актерах будут костюмы эпохи, в которой жил Мольер, декорации в том же стиле. А все оказалось очень даже современным.

Главным атрибутом все же был крест. Он весь спектакль висел над актерами. К примеру, самая яркая сцена, которая показывает всю сущность Дон Жуана, этого безбожника, когда он встречает в лесу нищего. Красный, именно красный, закат и Андрей Ковзель впечатляюще сыграл нищего. Это был не просто бедняк, актер передал физическое уродство (чего, конечно, в пьесе Мольера не прописано). Он молился за всех, кто подавал ему. Дон Жуан рассмеялся, кричал: «Богохульствуй! Богохульствуй!», давил бедняка крестом. А взамен даст ему золотую монету, из простого человеколюбия.

Нищий даже за деньги не согласился, а вместо этого встал, выпрямился, никаких физических уродств уже не изображал. Видимо этим движением режиссер хотел показать души людей – бедняка и Дон Жуана.

У Мольера в пьесе нет слов, указывающих не определенную религию – всего просто небо. Вот над этим небом и насмехался Дон Жуан. Не понимал он, как может что-то сверху взять и наказать его. Когда даже нищий молится днями и ночами, а остается голодным. И, кстати, высказывания его нельзя назвать бессмысленными или нелогичными, просто они сильно отличались от мыслей окружающих людей. А последние не постеснялись и постарались ему навязать их.

Кстати, закончился спектакль так же как и начался - незаметно: Дон Жуан мечется по сцене, уже не в разуме. А вокруг убирают декорации.

А образ Дон Жуана (его сыграл Евгений Лапшин) вызывал спорные чувства. Вот понятно, что нехороший он (так и тянет обозвать его всякими зоометафорами), а что-то привлекательное есть. Слушаешь – говорит ужасные вещи, смотришь, а взгляд не отрывается. В нем постоянно проявлялось что-то демоническое. Очень интересно было увидеть актера в жизни, а не в роли, что нам и удалось после премьеры. Ни грамма Дон Жуана. Дело мастера боится.

Самой сути и задумки Мольера не нарушили, пару актов убрали, но логики пьесы не изменили. «Если бога нет, значит все дозволено. Нет правил, и я живу, как хочется мне» - так и отметил суть своей постановки режиссер.

 

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Софья Костюченко
ИА "Город Nовостей"

Комментарии /15

10:3105-05-2012
 
 
Читатель
Спектакль произвел сильное впечатление, очень понравилась режиссура, сразу видно - не местные ставили))) При этом игра наших актёров - на высшем уровне! Браво!

10:4205-05-2012
 
 
Читатель
почему картинка из фильма про Казанову!

10:4305-05-2012
 
 
Кузнецова
В гостевой книге на сайте театра оставила свой отзыв, но его скрыли, а, зря, ведь интересны разные мнения, а не елей.

10:4905-05-2012
1
 
о как.. и тут христьянство внедрили!
итак понятно - глубоко провинциальный театр пыжился-пыжился и "выдал на гора" нечто... "для осмысления".
так ещё и крест с религией умудрилось местное "режиссёро" запихнуть в шпектакль.. ндааа..

10:5205-05-2012
 
 
ЧитательКузнецова
В гостевой книге на сайте театра оставила свой отзыв, но его скрыли, а, зря, ведь интересны разные мнения, а не елей.

А вы тут оставьте свой отзыв, тут его больше людей прочитает, чем на сайте театра

10:5505-05-2012
 
 
Читатель
Для 10:49
Вот как раз режиссёр был не местный, а из Санкт-Петербурга, посмотрите для начала спектакль, а потом высказывайтесь.

11:0505-05-2012
1
 
из Питера? аа.. ну, тогда всё ещё хуже.Читатель
Для 10:49
Вот как раз режиссёр был не местный, а из Санкт-Петербурга, посмотрите для начала спектакль, а потом высказывайтесь.

уж не знаю, что у них там в воздухе, или в воде, но "творческие поиски" деятелей "культурной столицы" это уже диагноз. ну и понятно тогда - откуда кресты да религиозный "промоушн".

11:1305-05-2012
 
 
Кузнецова
Я человек впечатлительный, но меня не впечатлил, более того, раздражил главный герой. Он не коварный соблазнитель дворянского происхождения, а какой-то вертлявый Хлестаков. Ему бы со слугой ролями поменяться, тот более достойный и привлекательный. Дон Жуан похож на вертлявую обезьянку. Я не поняла, почему ему все дают, и почему он впал в безумие, совершенно нет глубины в характере героя. Я разозлилась, потому, что всё остальное интересно и необычно, свет, звук, прекрасные актеры.

14:5205-05-2012
 
 
маслова марина
Мне спектакль очень понравился. После двух последних премьер - "Смертельное убийство" И "еще какое-тот там происшествие..я вообще в театр ходить уже не хотела. Пошла на название. А тут просто бомба!!!! Кто еще не смотрел- очень рекомендую. На самом деле, высший уровень

16:2705-05-2012
 
 
Смотрела премьеру 3 мая
3.05.2012г после премьеры зрителям было предложено "пообщаться" с режиссером и труппой, удивилась зажатости и не богатому словарному запасу, зрители сразу активно включились в диалог, на что режиссер и труппа либо отшучивались, либо тупили взор. Видимо устали, все силы были отданы премьере, но зачем тогда предлогать, то что не умеют делать? Заученный текст и свое мнение у актеров оказывается очень разные вещи.

16:2905-05-2012
 
 
смотрела премьеру 3 мая
Извините.... предлАгать.

21:0205-05-2012
 
 
Читательо как.. и тут христьянство внедрили!
итак понятно - глубоко провинциальный театр пыжился-пыжился и "выдал на гора" нечто... "для осмысления".
так ещё и крест с религией умудрилось местное "режиссёро" запихнуть в шпектакль.. ндааа..

смердяков отметился

21:3805-05-2012
 
 
Кузнецова-Смотрела премьеру 3 мая
Провинциальное образование и уклад: даже люди, раскованные на сцене, сжимаются в реальной жизни. А я разговорилась с мальчиком из массовки по дороге домой, очень приятное впечатление от его воспитания и манеры говорить.

21:4905-05-2012
 
 
Кузнецова-Смотрела премьеру 3 мая
У Кемеровского музыкального театра получается и музыка, и пение, и драма на сцене, подобная тема в спектакле Дон Сезар де Базан легко и просто раскрывается, Калина красная за душу берет. А у нас...

15:0811-05-2012
 
 
Вопрос к народу
так всё-таки, стоит тратить время на посещение спектакля ?

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости