Осеннее обострение: что ждет Россию в новом политическом сезоне

Осеннее обострение: что ждет Россию в новом политическом сезоне

В стране и миреПолитика
Политики и общественные деятели рассказали PublicPost, чего ждут от правительства и как изменится ситуация в стране с наступлением осени.

Елена Панфилова, директор центра антикоррупционных исследований Transparency International:

"Пробуждение общества остановить нельзя и запихнуть обратно в тюбик, как зубную пасту, нельзя"

Во-первых, конечно, будет весело. Скучно не будет. Понятно, что власть попытается каким-то образом стабилизировать ситуацию, чтобы снизить вероятность каких бы то ни было протестных акций. Для этого принималось законодательство весь июнь, теперь будут аккумулировать ресурсы, чтобы не допустить всплеска экономических неурядиц, чтобы зарплаты не падали; будут следить, чтобы были выполнены все обещания, которые были даны в начале года по повышению платежей в пенсионной сфере, в зарплатной и бюджетной сфере. Осенью властям придется очень старательно следить за ситуацией.

С другой стороны, оппозиция не планирует останавливаться, назначено множество мероприятий. Будет шум, гром, входы и выходы туда и сюда.

Самое интересное будет происходить в обществе, потому что своими, отчасти неуклюжими действиями в области законодательства, власти разбудили тех, кто не собирался обращать внимание на все, что происходит, - полупассивную часть общества, которая интересуется жизнью на своем низовом уровне. Судя по тем письмам, которые мы сейчас получаем, какие-то совсем крошечные организации, которые работают на своем низовом уровне, сейчас очень встревожены. Они считают, что они причастны к большому общественному тренду, к всеобщей движухе. Эти крошечные компании говорят: "Как же так? Нам-то что делать? Получается, что мы причастны к большой повестке дня, которая раньше никогда на нас не обращала внимание, а теперь мы - главные "иностранные агенты".

Пробуждение общества остановить нельзя и запихнуть обратно в тюбик, как зубную пасту, нельзя. С моей точки зрения, это очень хорошо, потому что чем больше всяких экологических, просветительских, общественных инициатив будет в стране, тем лучше. Соответственно, будущей осенью пробуждение всякого социального активизма будет лейтмотивом всего остального. Власть в свою очередь будет пытаться впрыснуть в это небольшую дозу "снотворного", которое замаскируют под что-то патриотическое.

Григорий Мельконьянц, заместитель исполнительного директора "Голоса":

"Хочется верить в лучшее, но пока нет никаких предпосылок для этого"

Я думаю, что вполне возможен очередной виток напряжения: в октябре будет много выборов, избирательных кампаний. Активность начнется заранее. Эти законы - увеличение штрафов за митинги,ужесточение законодательства об НКО - будут подписаны тоже осенью, в начале нового политического сезона. Я думаю, что будет серьезное напряжение между различными группами. Кроме того, будет расти социальное напряжение: вырастут цены, экономическая ситуация не будет устраивать граждан. Это все будет сказываться на политической составляющей. Хочется верить в лучшее, но пока нет никаких предпосылок для этого. Факты говорят о том, что лучше не будет, ситуация будет только усугубляться.

Михаил Касьянов, сопредседатель Партии народной свободы:

"Ничего хорошего от власти я не жду, жду хорошего от гражданской активности"

Исходя из того, что происходило в Думе и как власть ведет себя, можно сделать вывод, что Путин и его команда выбрали такой путь и уверены, что контролируют ситуацию в стране полностью, и не желают вести диалог с гражданами, с той частью граждан, которые хотят вести диалог. Путин выбрал жесткий сценарий, осенью он продолжит курс игнорирования требований той части общества, которая желает перемен, а это, как мы знаем по опросам, более половины общества. Он уверен в своих заблуждениях, что все под контролем. Власти говорят: мы будем пугать граждан и потихонечку подкручивать гайки. Протестное движение будет расти по причине самосознания, а не потому что мы, разные политические группы, будем сильнее призывать людей. Граждане проснулись. Особенно средний класс в больших городах. Они проснулись, теперь им необязательно слушать призывы лидеров политических партий, они видят, что идет самоорганизация, они готовы в этом участвовать, поэтому протест будет расти. Главное для нас, для руководителей политических групп и партий, не допустить раскола.

Власть понимает только протесты. В протестном движении должно быть единение. Думаю, как раз к осени понимание этого придет ко всем политическим группам и мы сумеем объяснить гражданам, как нам добиться лучшего будущего: смены нынешнего политического режима и формирования нового общества.

Госдума уже приняла все законы, которые, как они думают, смогут обеспечить контроль над обществом. Сейчас готовят закон о волонтерах - чтобы превратить добровольцев в управляемых, подконтрольных власти людей. Я думаю, что этот закон примут в Госдуме осенью.

Ничего хорошего от власти я не жду, жду хорошего от гражданской активности. Я вижу это хорошее - граждане учатся тому, как защищать свои права и на протяжении 9 месяцев делают успехи.

Владимир Бурматов, депутат Госдумы от партии "Единая Россия":

"Политическая ситуация в стране осенью, безусловно, изменится - она станет более оживленной. Мы сделали для этого все"

Ну, чего я могу ждать от власти, если я сам - часть этой власти? Власть эффективна тогда, когда про нее пореже вспоминают. Я надеюсь, что осенью ничего особенного не будет, я не жду никаких глобальных изменений. В этом году мы уже сделали многое для того, чтобы изменить, вернее, продолжить изменение политической системы. Мы приняли законодательные акты: прямые выборы губернаторов, упрощение регистрации политических партий, ликвидировали пробелы по законодательству про НКО, устранили пробелы в законодательстве о массовых акциях. Мы сделали много, это определяет развитие на 10 лет вперед, поэтому осенью я не жду ничего необычного, не жду каких-то исключительных действий власти.

Политическая ситуация в стране осенью, безусловно, изменится - она станет более оживленной. Мы сделали для этого все: выборы губернаторов прямые, упрощение регистрации партий. В регионах будет большая борьба среди новых политических партий. Это изменит политический процесс, это пойдет на пользу нашей стране. Политическая система в нашей стране уже готова к изменениям. Кроме того, был совершенно явный запрос общества, которое хочет трансформации политической системы. Скоро найти себе партию по душе будет гораздо проще и вместе с ней бороться за то, чтобы она представляла интересы определенной группы общества. Это серьезный шаг к демократизации нашего общества.

Я, безусловно, как и многие, внимательно смотрю за тем, что происходит на мировых рынках, и боюсь второй волны кризиса, потому что в экономике Европы наблюдаются достаточно серьезные турбулентности. Я жду от власти адекватных антикризисных мер. Законодательно мы создали для этого все предпосылки.

Второе, что я жду от властей осенью, - комплекс реализации мер по поддержке отдельных отраслей в экономике, связанных с вступлением России в ВТО. Это вызов для нас, но вызов позитивный. ВТО для нас - это позитивный процесс, но у любого процесса есть издержки, которые мы будем устранять. Вот две темы, развития которых я жду от правительства осенью и потом, в течение нового политического сезона.

Эдуард Лимонов, лидер "Другой России":

"Мы докатимся до того, что будем деревья сажать, чтобы власти досадить"

Ясно, что протест в каких-то формах будет продолжаться. Боюсь только, что в каких-то робких формах. Возьмем трагедию в Крымске: мы видим, что туда устремились гражданские активисты, стали там волонтерами и соревнуются с властью, кто эффективнее будет помогать людям. Я вижу среди этих волонтеров многих участников событий зимы и весны. Но это уже не политическая борьба, это соревнование с государством. Помимо того, чтобы принести благо людям, еще и уесть государство. Показать: мы эффективнее, лучше. Мне это не нравится. Волонтеры и так должны быть. А вот когда политическая борьба разжижена, то политикой заниматься некому. Так мы докатимся до того, что будем деревья сажать, чтобы власти досадить. Это очень безобидно.

От власти ничего хорошего нам ожидать не стоит. Пусть она себя ведет как современная власть, не стреляет в нас пока еще из крупнокалиберных пулеметов, но очевидно, что она - огромное средневековое существо, дракон. Договориться с ним невозможно, он все уже доказал. Все запретительные меры, принимаемые властью в последнее время, направлены больше на интеллигенцию, против народа из моногородов это не поможет. Он и так не ходит на митинги, не сидит в интернете. Но он закипит - и всё, кранты. Никакие хитренькие законы никого не спасут.

Борис Дубин, руководитель отдела социально-политических исследований "Левады-Центра":

"Каждый социолог скажет: чем жестче контроль, тем выше вероятность нарушений"

Катастрофы и решительного перелома я осенью не жду, но нарастающая неопределенность в обществе будет. Как на это будут реагировать власти? Судя по тому, как они себя ведут после инаугурации Путина, они обеспечивают себя всякого рода внешне законными механизмами, чтобы прикрутить источники возможной консолидации: начиная от волонтеров и кончая НКО, независимым телевидением и так далее. Каждый социолог скажет: чем жестче контроль, тем выше вероятность нарушений. Власть, которая ужесточает режим, сама же отвечает за нарушения режима.

Я не исключаю столкновений. Во многом это будет связано с Москвой, хотя не исключены Калининград и Дальний Восток. Важно, что поддержка режима сокращается, безальтернативная фигура Путина, как единственно возможного лидера, как сказал кто-то из его клевретов - Богом посланного правителя, не поддерживается большинством россиян. Думаю, что поддержку Путину сейчас оказывают около половины граждан, причем это население периферии. Москва минимально поддерживает Путина.

Как будут события развиваться дальше? Партия власти потеряла на выборах большую часть своей поддержки, и это касается не только столицы, но и городов с разным уровнем социального и экономического развития. С другой стороны, явно, что у первого лица поддержка в центре низкая. При жесткой политике властей это может привести если не к взрыву, то к локальным обострениям. Власть реагирует и закручивает гайки.

Начиная с декабря прошлого года началась фаза неопределенности, которая сменилась политической турбулентностью. Поскольку у нас все завязано на политику и на Кремль, турбулентность у нас и социальная, и экономическая.

Я думаю, что осенью начнут происходить какие-то вещи, которые власть хочет контролировать, опасаясь, что эти вещи будут развиваться в невыгодную сторону. Неизвестно, какую конкретно это примет форму, каков будет масштаб, какую реакцию вызовет это у населения в целом и в инициативных группах, которые проявили себя за последние полгода. Предсказать это невозможно, но, судя по прошлому опыту, ничего хорошего ждать не приходится. Население нашей страны еще во многом пассивно, ориентировано на адаптацию и живет иллюзиями, а силы, которые недовольны режимом, пока еще сильно разрозненны.

Юрий Сапрыкин, шеф-редактор компании "Афиша-Рамблер":

"Осенью мы будем жить вообще в другой политической реальности"

Пожалуй, еще полгода назад я мог с уверенностью сказать, что произойдет в ближайшие месяцы. Сейчас уверенности нет вообще. Развитие может пойти по одному из множества сценариев. В этой точке такого трудно контролируемого процесса с трудом можно сказать, как пойдут дела. Как мы видим на примере Крымска, любое внезапное событие, любой "черный лебедь", пользуясь терминологией Нассима Талеба, сразу полностью меняет политическую карту, создает иные возможности для власти и для оппозиции, выдвигает новых лидеров и заставляет Думу в истерическом режиме принимать новые законы и, вообще, ставит все с ног на голову. В этом году традиционный российский август передвинулся на июль, поэтому я не исключаю, что осенью мы будем жить вообще в другой политической реальности.

Если до сентября ничего не произойдет, мы увидим усиление реакции: еще полдюжины людоедских законодательных инициатив и дальнейшее подавление общества. Этот сценарий может быть разрушен за несколько минут. Незапланированные события вызывают непредсказуемые реакции. Есть такой сценарий: собирается многотысячный оппозиционный митинг, который уже спланирован, в ответ на него происходит реакция власти - запретительные или разрешительные законопроекты. Я так полагаю, что этот цикл мы уже проехали, дальше будут происходить совершенно другие события. Может быть, это природные катаклизмы или неожиданные неприятности с кем-то из политических фигур, не знаю. Оппозиционно настроенное общество никуда не делось. Оно не запугано, не деморализовано, оно не разбежалось по зимним квартирам. Возможно, у него появилось легкое разочарование, глядя на текущий состав оппозиционных лидеров, но, как показывает история с Крымском, новые лидеры возникают на ходу из ниоткуда. Когда страна прикажет стать героем, у нас героем готов стать любой.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1488 / сегодня: 1

Комментарии /4

21:5219-07-2012
 
Читатель
Посмеялся над высказываниями Бурматова.

16:0720-07-2012
 
Читатель
Да у наших политиков не сезонное, а всесезонное обострение.

16:4920-07-2012
 
Читатель
А я не буду участвовать в сомнительных акциях и другим того желаю.
Хватит на горбу народа во власть заезжать.
С политикой Пу и Ме во многом не согласен, но в их руках все ресурсы и административные в том числе, желающие получить по спине дубинкой и посидеть в кутузке пусть митингуют.

16:5020-07-2012
 
Читатель
За митинг ещё и штраф выпишут

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире