Трамваи в Европе

Трамваи в Европе

В стране и миреВ мире
Первое, что бросается в глаза в первых трех городах экспедиции (Берлине, Мюнхене и особенно Цюрихе) это огромные разветвленные трамвайные сети, с выделенными линиями, специальными трамвайными светофорами, крутейшими пересадочными пунктами и т.д.

В Мюнхене и Берлине трамвай штука вспомогательная, и основная часть людей перемещается на метро и на электричках, пересекающих весь город (ведь города достаточно большие), в Цюрихе же вообще нет метро — граждане в 60-х отклонили на референдуме проект строительства метро, а также проект закапывания трамвая под землю и сказали, что желают ездить, наблюдая в окно Цюрихское озеро и Альпы, а не тоннель.

Электрички это кстати отдельная интересная тема — в Москве они просто доезжают до вокзалов, высаживают там пассажиров, и те толпой бегут в метро. В Мюнхене и Берлине сделаны подземные тоннели и электрички просто пересекают город под землёй, останавливаясь на нескольких подземных пересадочных узлах, где они связанны с метро и трамваями. В Москве давно есть план соеденить электрички под центром города, но он требует большого количества исследований и проектировки, поэтому мэрия предпочитает не заморачиваться и тупо строить дороги, где подготовительный этап не так сложен.

Вообще очень много всего интересного можно рассказать об этих городах, чем мы и займемся на выставке и лекциях, когда вернемся в Москву, в поездке же я буду писать посты по разным темам, немного вырванным из контекста.

Так вот, про трамваи. Многие европейские города пострадали в 50-е и 60-е годы от одной из главных градостроительных ошибок — закатывания в асфальт трамвайных рельсов. Происходило это везде примерно по одной и той же схеме: уровень автомобилизации рос, машинам начинало не хватать места, и тут-то автомобилисты и замечали большие пространства в городе, используемые под непонятные железные драндулеты, ходящие раз в 5–10 минут.

Вот оно решение проблемы пробок! Просто убираешь металлический дребезжащий гроб на колёсах, делаешь там асфальт, запускаешь автобус и всё!

Прошло 40 лет и об этой проблеме подумали еще раз — проблема пробок не только не решилась, но и усугубилась. Что же произошло?

Произошла простейшая логическая ошибка — политики и градостроители перепутали задачу. Они стали пытаться увеличивать пропускную способность, измеряемую в транспортных средствах, а не в людях. По трамвайной ветке, где ходит один трамвай раз в 5 минут, можно запустить 50 машин, казалось бы, аж в 50 раз увеличили пропускную способность! 

Но 50 машин перевозит за эти 5 минут ~75 человек и это предел, больше никак не проедут. Трамвай же, даже который раз в 5 минут ходит, может перевозить 200 человек, а еще трамвай можно запустить раз в 2,5 минуты и тогда он вообще сможет перевозить 400 человек.

И у этой системы еще есть резерв — трамвай может ходить и раз в полторы минуты, и быть в два раза длиннее (но тут ему понадобятся немного другие пути). В любом случае даже в простом виде трамвайные пути, занимающие по площади столько же места, сколько автодорога, пропускают в 5 раз больше людей. А в оптимизированном в 10 раз.

Поэтому когда мы выкапываем рельсы и делаем вместо них одну автомобильную полосу, то мы уменьшаем пропускную способность дороги в 5 раз. Пятиполосное шоссе вместо трамвая не воткнешь, поэтому города, где убирали трамваи, стали захлёбываться в пробках.

Некоторые города, такие, как западный Берлин, сейчас вынуждены строить заново трамвайную сеть, а это дорого и сложно, но необходимо для нормального функционирования города. Другие, как Цюрих, избежали ошибок и сейчас не испытывают проблем с пробками. Третие, в основном в США, стали пытаться удовлетворять потребности населения в перемещении с помощью строительства дорог, а не возвращения трамваев, и теперь там испортилась городская среда и по городу стало невозможно ходить пешком.

Давайте взглянем на несколько примеров. Вот, например, восточный Берлин

На границе восточного и западного Берлина рельсы просто обрываются, в нескольких местах это очень заметно. Когда-нибудь там установят памятник градостроительной глупости.

Понятное дело, что трамваи должны быть комфортными и не создавать адскую вибрацию, от которой трясётся люстра. Когда по строгинскому мосту проезжает трамвай, то грохот слышен по всему Щукино, но виноват в этом не трамвай, а плохие и старые рельсы. При хороших рельсах шумит в трамвае только почти бесшумный мотор и трущийся о провод пантограф. Если слышен шум движения колеса по рельсам это значит что колёса или рельсы находятся в ненадлежащем состоянии.

В Берлине рельсы хорошие, у меня прямо под окном гостиницы ходил трамвай в примерно 5 метрах от здания и совершенно не мешал

Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать не ограниченное количество раз. Например вот этому трамваю 40 лет

Раз в 7 лет вагон проходит капитальный ремонт, в Риме есть трамваи которым 70 лет. Они от возраста становятся только милее.

Важнейшая вещь для трамвая — скорость его передвижения по городу. Если трамвай ездит со средней скоростью в 13 километров в час, стоит на остановках по 5 минут из-за турникетов и забит битком, то используют его только те, кто не может позволить себе автомобиль.

А вот если он ходит по отдельным путям, имеет приоритет на светофорах, быстро проезжает остановки и более-менее свободен — многие выберут его как основной способ перемещения по городу.

Если город большой, то важной частью процесса становится так называемый «последний километр» (путь пешком от транспорта до дома или офиса), а также пересадочные пункты. О последнем километре мы еще поговорим, а сейчас о пересадках. Вот пример идеальной пересадки в Мюнхене

Выход из метро ведёт сразу же на бетонную площадку одного уровня, без бордюров, лестниц и оград, и на эту площадку заезжают автобусы и трамваи

Трамвай ко всему прочему еще и очень дешев по сравнению с другими видами транспорта со схожей пропускной способностью. Километр самого навороченного, бесшумного и с травкой между рельсами скоростного трамвая стоит примерно в 8–10 раз дешевле километра метро.

А если брать какие-то мегапроекты типа бессмысленного Алабяно-Балтийского тоннеля, который обошелся в 63 миллиарда рублей, то на эти деньги вообще можно было построить ~100 километров линий самого дорогого скоростного трамвая, с полным шумоподавлением и т.д. Для сравнения, это треть всего Московского Метрополитена.

Но у нас трамвай запускаются и дряхлеют, превращается в транспорт для перевозки льготников и постепенно выкорчёвывается с улиц, а дорогущие тоннели, магистрали, развязки и хорды строятся и строятся. Будем надеятся, что нам понадобится не 40 лет, как европейцам, чтобы понять эту ошибку :)

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2868 / сегодня: 1

Комментарии /25

13:3514-08-2012
3
Разор
Жаль, немцы нас не захватили в сорок пятом... Жили бы сейчас в цивилизованной стране.

13:3614-08-2012
 
Читатель
Тема для Новокузнецка актуальная что-ли

13:3814-08-2012
 
ЧитательЧитатель
Тема для Новокузнецка актуальная что-ли

актуальна. в ильинку же мечтают трамвай протянуть

13:4914-08-2012
 
Руссо туристо
В Берлине трамвай хороший, а еще там рельсы одеты в резину с обеих сторон, чтобы не громыхало, плюс сами рельсы подогнаны ровно. В Хельсинках вообще видел, что на узкой улочке умудрились в полтора метра уложить рельсы сразу в оба направления. По Кракову раскатывают антикварные Тарты, каких у нас не видел почти со времен совка. Самый футуристичный трамвай в Страсбурге, да и остановки там больше походят на перроны для электричек. Загнивает запад неплохо.

14:3114-08-2012
 
Шпили-вилли
Щас начнется...

15:3514-08-2012
 
Читатель
надо в европу русских послать , они европейцам все трамваи зассут и сиденья изрежут , и будет справедливость !

15:5514-08-2012
 
Читатель
Из Ильинки скоро не надо будет не куда ездить, вам котельную отдельную даже построят.

16:1414-08-2012
 
Читатель
действительно, люди сами гадят везде а потом удивляются почему это на западе все так хорошо а у нас плохо - потому что не надо быть животными, хотя животные ведут себя лучше

16:3314-08-2012
 
Читатель
в рашке старые коробки и лишь 8 новых вагонов (из почти СТА) с гордой надписью "губернаторская - транспорт"

16:3314-08-2012
 
Читатель
в кузне в смысле

16:3614-08-2012
 
Читатель
добавлю трамваи даже в США недавно начали строить. В Вашингтоне, Бостоне, Сан-франциско
а в рашке стабильные все выкорчевывают (или в лучшем случае не трогают но и не развивают)

17:0714-08-2012
 
Читатель
Рельсы, параллельные, аж противно.

17:0914-08-2012
 
ЧитательЧитатель
Рельсы, параллельные, аж противно.

радуйся в Роииссе они не паралельные а волнистые в обоих плоскостях

18:2514-08-2012
 
ЧитательРазор
Жаль, немцы нас не захватили в сорок пятом... Жили бы сейчас в цивилизованной стране.

история не терпит сослагательного наклонения.Кто знает что было бы
может истребили бы нас, а может и нет- окочурился бы фюрер и пришел к власти нормальный мужик и была бы огромная развитая страна- Германороссия

18:3514-08-2012
 
риторический вопрос:
Почему же у нас не так?

18:3714-08-2012
 
Читательриторический вопрос:
Почему же у нас не так?

за то у нас самая большая в Мире мечеть в Грозном. Храмы строим. Дворцы, резиденции.
и еще стали больше земель засеевать- овощи рожь там

19:1614-08-2012
 
единоросс
Новые площадки для молитвы мусульман откроются в Москве

правильно, зачем трамваи, лучше площадки для молитвы построить !убрать трамваи и на их месте площадки для молитвы!
а депо преобразовать в мечети

19:1814-08-2012
 
Читатель
кстати это не шутка
в Норильске на месте депо для электричек построили мечеть (сами электрички продали)

20:2914-08-2012
 
-->Читателю
Что,чурбаньё уже и в Заполярье попало?!

20:4214-08-2012
 
Читатель-->Читателю
Что,чурбаньё уже и в Заполярье попало?!

да, норильск так и называют "северный кавказ"
раньше такого небыло, буквально последние лет 7 - 8 стабильности

20:4314-08-2012
 
бывший норильчанин
и насчет мечети верно все
раньше была станция электричек до аэропорта. Сейчас там мечеть (в конце 90х построили и тогда же электрички продали)

23:2114-08-2012
 
Читатель
в детстве маленького Вову поймала в трамвае вагоновожатая, когда он тырил пятачки из кассы, больно надрала уши и в трамвай его больше не сажали. Но вот Вова вырос, стал тырить очень много, и решил отомстить трамваю!
с тех пор в России стали ломать трамвайные пути и закрывать депо...

01:2815-08-2012
 
Франсуа
Хоть бы тогда уж троллейбусы вместо трамваев пускали!

02:0615-08-2012
 
ЧитательФрансуа
Хоть бы тогда уж троллейбусы вместо трамваев пускали!

а толку от них если они в общем потоке движутся
единственный плюс- экологичность

02:0715-08-2012
 
Читатель
помню на рембыте в троллейбусе минут 15 стоял из за ТП на джипе

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире