Иконармия
Если в сегодняшней России действительно будут созданы православные дружины для охраны общественного порядка, то они скорее всего будут следовать и черносотенным, и советским традициям.

Идея создания "православных дружин", выдвинутая движением "Святая Русь" и Конгрессом русских общин и горячо поддержанная Московской патриархией, а также краснодарским губернатором Ткачевым, призвавшим формировать казачьи дружины, чтобы вытеснять из края "инородцев", будет, возможно, сочувственно встречена обывателями, тоскующими по советскому прошлому. У них она ассоциируется с добровольными народными дружинами, созданными еще в хрущевские времена. Сегодня уже мало кто помнит, что явление это было столь же массовое, сколь и бесполезное, поскольку эффективность ДНД в борьбе с преступностью была близка к нулю. Миллионы людей за отгулы часами маялись от безделья. Впрочем, не обходилось и без идеологии. Помню, когда учился в университете, сам был дружинником, и нас инструктировали: "Если в общежитии во время патрулирования увидишь на стене комнаты икону, спроси невзначай: "Ты что, веришь?" А номер комнаты запомни и сообщи нам".

Еще меньше людей знают, что свою родословную дружины такого рода ведут с куда более давних времен, и эта родословная, мягко говоря, малопочтенная. Ибо в начале XX века свои "православные дружины" формировал "Союз русского народа". К идеалам этой организации нынешние создатели православных дружин очень близки. То, что дружины КРО предлагается назвать "дружинами межнационального согласия", вовсе не значит, что в их состав кто-нибудь собирается принимать чеченцев, дагестанцев или даже православных грузин и осетин.

Под предлогом поддержания порядка и предотвращения несчастных случаев в период революции 1905-1907 годов при "Союзе русского народа" организовывались дружины самообороны, которые полиция вооружала огнестрельным оружием из своих и армейских арсеналов. Дружинники пробовали изготовлять и бомбы, но обычно терпели неудачи: подводил низкий образовательный уровень. Зато стрелковое оружие черносотенные боевые дружины получали легко (бывало, этим пользовались эсеры - они записывались в дружины СРН, чтобы задешево приобретать револьверы). Фактически эти дружины открыто осуществляли черносотенный террор. Одной из крупнейших была одесская дружина, насчитывавшая около 300 человек и неофициально называвшаяся "Белая гвардия". Также существовали многочисленные дружины (по несколько сот, а в столицах - по несколько тысяч человек) в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Тифлисе, Севастополе и Ярославле. Из указанных городов самые жестокие еврейские погромы в 1905-1906 годах произошли в Гомеле, Екатеринославе, Киеве и Одессе.

Не знаю, известно ли г-ну Ткачеву, что "Белая гвардия" была организована по принципу казачьего войска и делилась на шесть сотен со своим "наказным атаманом", "есаулами" и "десятниками". Сотни имели свои названия - например, "Злобная сотня", - а дружинники имели клички в казачьем духе: Ермак, Платов и т.п. В некоторых городах при отделах СРН дружин официально не было, а существовали отряды из нескольких десятков "патриотов", вооруженных резиновыми дубинками, палками, кастетами и финскими ножами, что оказывалось вполне достаточно для организации небольших погромов.

Если в "Союзе русского народа" в целом были представлены различные социальные слои (крестьяне, ремесленники, рабочие и даже интеллигенция и учащаяся молодежь), то среди дружинников, особенно в Одессе и Петербурге, преобладали деклассированные элементы, в том числе уголовники. Поэтому в общественном сознании образ "черной сотни" прочно ассоциировался с бандитами и люмпенами, поставлявшими основные кадры для проведения еврейских погромов. Прием в дружинники был обставлен своеобразным ритуалом: вступающий в дружину кровью подписывал обязательство верой и правдой служить царю. Но служили отнюдь не бескорыстно, а за регулярную помесячную плату, причем путем шантажа добивались ее увеличения. Низкая дисциплина и отсутствие полицейского опыта делали дружины абсолютно бесполезными для борьбы с уголовной преступностью. Они годились только для погромов и убийств политических противников. Черносотенцы, в частности, воевали с боевиками большевиков, эсеров и других партий, а также с еврейскими отрядами самообороны, причем обе стороны несли потери, исчислявшиеся десятками человек в год. От рук черносотенцев погибли такие видные политические деятели, как члены ЦК кадетской партии Михаил Герценштейн и Григорий Иоллос, "трудовик" Александр Караваев, было организовано неудачное покушение на бывшего премьера Витте.

Иногда дружины выполняли чисто охранные функции, а также не допускали уличных демонстраций и поддерживали порядок на бастующих предприятиях, охраняя штрейкбрейхеров. Нередко они разгоняли сходки в университетах, для чего получали от полиции студенческую форму и билеты, чтобы беспрепятственно проникнуть на территорию учебного заведения. Порой они действовали без уведомления полиции, что вызывало недовольство властей. Так, в департамент полиции докладывали, что дружинники в Тифлисе "сами начали производить различные следственные действия, обыскивая и задерживая по своему усмотрению, вне всякого контроля полицейских и жандармских чинов". В Одессе власти тоже были не в восторге от деятельности "Белой гвардии". В городах вне черты оседлости дружинники громили не евреев, а членов революционных партий. Они также совершали рейды по выявлению заведений, беспатентно торгующих водкой.

Если в сегодняшней России действительно будут созданы православные дружины для охраны общественного порядка, то они скорее всего будут следовать и черносотенным, и советским традициям. Они могут участвовать в погромах "инородцев" и "революционеров". А если им выдадут оружие, то оно от дружинников будет легко попадать в руки как уголовникам, так и политическим экстремистам. Дружинники могут также устраивать покушения на оппозиционеров, чтобы никто в случае чего не обвинил спецслужбы в причастности к внесудебным расправам. Могут разгонять демонстрации и предотвращать забастовки. А еще могут следить, есть ли в квартирах православные иконы. И составлять списки тех, у кого икон нет.


Фото /3

1
2
3
Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Борис Соколов
grani.ru

Комментарии /1

08:3230-08-2012
 
 
Читатель
Ну вот! Дожились до официального создания незаконных вооружённых формирований. Что дальше?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире