Причины ДТП: мифы и реальность

Причины ДТП: мифы и реальность

В стране и миреПолитика
В статье кратко рассматриваются ключевые проблемы дорожного движения, приводящие к ДТП. В частности, роль государства, инженерных служб, человеческого поведения. Предпринимается попытка разоблачить фальшивые мифы о непогрешимости ПДД, об опасности скорости и необходимости её тотального ограничения. Подвергается критике генеральная линия в работе ГИБДД.

1. Скорость
На прямом участке трассы при хорошей погоде, ровном дорожном покрытии, в отсутствие других ТС и помех любая скорость является безопасной. Необходимость ограничения скорости вызвана следующими причинами:
1.1 Опасностью съезда ТС с полосы движения.
Занос происходит в поворотах и искривлениях по законам физики, а плохие кондиции дорожного покрытия приближают его начало.
1.2 Опасностью появления неожиданной помехи на дороге.
Это люди, ТС (пробки, аварии, тормозящие и обгоняющие машины), дефекты покрытия, мусор и т.д. На меньшей скорости больше шансов вовремя среагировать и сманеврировать. Тормозной путь должен превышать "дистанцию до дурака".
1.3 Необходимостью совершить скоростной рывок для осуществления безопасного обгона.
Актуально только на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении, а не на многополосных автомагистралях. Водитель вынужден превысить установленную знаками скорость и иметь запас до + 40 км/ч. (ПДД не даёт ответа на это явное противоречие. В результате, обгоняющий водитель всегда не прав.)
Действительно, степень медицинских последствий от аварии зависит от скорости. (А также, от геометрии столкновения и других факторов). Но это не повод, чтобы скорость искусственно ограничивать! (Прикрывая одно место бюрократа в соответствии с нереальными инструкциями, демонстрируя инженерную некомпетентность, нежелание думать и принимать необходимые решения). На деле глупые ограничения лишь провоцируют водителей и вызывают у них неуважение к закону. Только обоснованные ограничения могут считаться порядком и сознательно выполняться гражданами. Поэтому статистика ДТП в разных странах может отличаться в десятки раз по основным показателям. Высокая допустимая скорость на скоростных дорогах не помеха хорошим результатам, скорее, наоборот.
Превысить скорость можно совершенно автоматически, особенно на спусках и длинных прямых участках. Почему-то именно там и дежурят стражи порядка. Опыт показывает, что бросая все силы и средства на борьбу с нарушителями скоростного режима, ГИБДД игнорирует истинные причины проблемы, усугубляет психологическую ситуацию на дорогах, а безопасность не улучшает.

2. Государственная безопасность
"Кто-то" должен обеспечить условия, при которых движение без ошибок будет для безопасным водителя и его ТС. Это задача исключительно государственная. В тех гос-вах, которые с ней не справляются, вина перекладывается на водителей и создаются мифы.
На сегодняшний день аварийность на дорогах является самой серьёзной причиной инвалидности и неестественной смертности среди населения государства. Идет локальная гражданская война - более сотни жертв в день, плюс триста-четыреста раненых.
Государство обязано сделать для безопасности на дорогах следующие совершенно очевидные вещи:
- строить дороги, включая скоростные,
- обеспечить надёжное состояние всего транспортного парка,
- обеспечить квалифицированную подготовку водителей,
- обеспечить профессиональную работу всех ремонтных, эксплуатационных, инженерных служб любой ведомственной принадлежности и частного сектора, спасательных и полицейских сил.
Настоящая борьба с ДТП предполагает такие принципы:
- системность (а не спорадичность и компанейщину),
- превентивность (а не только пост-карательность),
- статистический анализ (вместо мифологии и глупых стереотипов),
- профессионализм и самостоятельность инженеров ДД (вместо догмата инструкций).

3. Классификация "аварийных" факторов
3.1 стационарные факторы,
т.е. неудачные инженерные решения по организации ДД на данном участке дороги.
Это включает также неучтённые и нестандартные особенности, пропущенные указания, провоцирующие ограничения. Вообще говоря, стационарные условия на дороге могут меняться хоть каждые триста метров и они требуют индивидуального подхода. Безумие ограничивать скорость на всём Х км-ом участке только потому, что в его конце установлен светофор. Перед светофором и уменьшайте скорость. (Расходы на установку дополнительных регулирующих знаков минимальны).
3.2 динамические факторы,
т.е. заставляющие всех водителей изменять полосу или скорость на данном участке дороги. К ним относятся, в частности, перегруженность или пробка, присутствие тихоходных ТС, незаконные остановки на дороге или обочине, ремонтные работы, объезды, временные посты и засады от ГИБДД.
3.3 оперативные факторы,
т.е. сложившаяся к моменту начала ДТП дислокация вовлечённых в него ТС. Они являются следствием чьей-то халатности или наглости. Реже - результатом технических неполадок. Это резкие торможения, подрезания, виляния, заносы, помехи и т.п.
Самое страшное из всех - препятствование возвращению ТС после обгона на свою полосу. Авария произошла, а её виновник преспокойно едет дальше.
3.4 психологические спецфакторы,
т.е. наличие целого класса привилегированных лиц, уверенных в своей безнаказанности и в том, что подпольные спецгосструктуры их "отмажут". Или они откупятся в коррумпированных судах. Явление "социальной наглости" является генератором преступной халатности и приводит к подавляющему большинству ДТП в тех гос-вах, которые его порождают.
В чём сильно неправ водитель?
- создание препятствий обгону и перестроению других ТС,
- рискованный обгон и перестроения,
- несоблюдение дистанции.
Это истинные причины большинства ДТП, вызванные "человеческим фактором" за рулём. Именно с этим и надобно бороться дорожной полиции в первую очередь.

4. Прорехи в ПДД
Соблюдение ПДД - гарантия безопасности. Миф.
Во-первых, если не ты, то могут тебя. В любой момент.
Во-вторых, ГИБДД априори считает водителя нарушителем и всегда может придраться.
Водительская культура и адекватная дорожная полиция - это залог безопасности. Хотя полностью ДТП не искоренить, фон будет всегда.
В-третьих, ПДД не дают ответа на ряд ситуаций. Три из них рассмотрим.

Ситуация 1. Обгон
Об обгоне на двухполосной дороге говорилось в пункте 1.3
На многополосной трассе ПДД предписывают водителю двигаться по крайней правой полосе. Это выполнимо при низкой интенсивности ДД. Любое ТС, выезжающее на левую полосу считается обгоняющим. Но чтобы совершить обгон водитель должен превысить крейсерскую скорость на какое-то время. ГИБДД этого права за водителем не признаёт и назначает его нарушителем с помощью радаров.
В условиях трафика ТС едут общей массой с той или иной скоростью. Она может превышать разрешённую. ГИБДД не собирается "восстанавливать порядок", хотя может. Например, возглавив потоки. Нет, она "борется с водителями-хулиганами". Будучи не в состоянии задерживать всех, жертв отлавливают выборочно. Гнусная практика, дискредитирующая бесчестное гос-во.

Ситуация 2. Пробка и второстепенная дорога
Водитель ТС, находящегося на второстепенной дороге, должен пропускать "главных". Он может ждать вечно или надеяться на милость. С учётом реального состояния водительской культуры ему, скорее всего, придётся прорываться, идя на риск и надеясь на удачу. Не пронесло - согласно ПДД он виноват.

Ситуация 3. Полоса ускорения при въезде на скоростное шоссе
Смысл полосы ускорения - дать ТС возможность набрать крейсерскую скорость и плавно встроиться в правую полосу трассы. Для этого автомобили, едущие по трассе, должны увеличить дистанцию и несколько сбросить скорость. Но ведь скорость на трассах обычно превышает допустимую, а длина полосы ускорения и так в обрез. В европейских странах водители уступают дорогу, перестраиваясь в левый ряд, если он свободен. А нет, то всё же тормозят. Полоса ускорения не оставляет вписывающемуся водителю выбора - он должен двигаться вперёд. Но если произойдёт авария - согласно ПДД он виноват.
P.S. Очевидно, что ПДД надо менять и привести в соответствии с реальностью. Если надо, то проявить инициативу, а не ждать, когда это сделают на Западе. Копируя, всегда остаёшься в хвосте.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Немо2
newsland.ru

всего: 1227 / сегодня: 1

Комментарии /1

13:3124-09-2012
 
 
Читатель
Первая ситуация - бред!
Ну едет ТС тише - перестройся на другую полосу и обгоняй на максимальной РАЗРЕШЕННОЙ скорости и ты его опередишь.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире