Проект бюджета на следующий год имеет ярко выраженный антисоциальный характер

Проект бюджета на следующий год имеет ярко выраженный антисоциальный характер

В стране и миреЭкономика и финансы
Госдума в конце прошлой недели приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.

Согласно документу, по итогам 2013 г. ожидается дефицит бюджета в размере 521,4 млрд. руб. (0,8% от ВВП), в 2014 г. – 143,6 млрд. руб. (0,2% от ВВП), в 2015 г. – 10,8 млрд. руб. (0,01% от ВВП). В 2013 г. доходы федерального бюджета запланированы в размере 12 трлн. 865,9 млрд. руб., расходы – 13 трлн. 387,3 млрд. руб., в 2014 г. – 14 трлн. 063,4 млрд. руб. и 14 трлн. 207 млрд. руб. соответственно, в 2015 г. – 15 трлн. 615,5 млрд. руб. и 15 трлн. 626,3 млрд. руб. соответственно.

 

Проект бюджета имеет ярко выраженный антисоциальный характер

 

В ходе рассмотрения проекта на пленарном заседании глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил, что в 2012 г. впервые зависимость бюджета от нефтегазовых доходов превысила 50%. Дальнейшее увеличение этой зависимости, по его мнению, ставит под угрозу само существование экономики страны, суверенитета государства. Целый ряд более искушенных в данных вопросах экспертов считает, что со своими предупреждениями Макаров уже опоздал: угрозу создает указанная в проекте бюджета нефтяная зависимость экономики.

Впрочем, как в самой Думе, так и за ее пределами были высказаны замечания не только по этому поводу. Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия") еще перед началом пленарного заседания выступила с заявлением о том, почему ее фракция будет голосовать против проекта: "Он не решает ни одной задачи страны, он имеет ярко выраженный антисоциальный характер. При этом бюджет не является ни инновационным, ни инвестиционным. Основная задача, которая решается в бюджете, это складирование денег от экспорта нефти и газа в Резервном фонде и в чужой зарубежной экономике. Наша страна напоминает человека, который всю жизнь не пьет, не ест, не заводит семью, а копит на собственные похороны".

Разумеется, представители "Единой России" не могли позволить себе столь резкие высказывания, однако даже они дали понять, что не в восторге от этого творения кабинета министров. При этом не только ими, но и представителям Счетной палаты РФ высказывалось мнение о необходимости снижения нормативного размера Резервного фонда с 7% до 5% ВВП. Глава СП Сегей Степашин в докладе, сделанном в ходе рассмотрения проекта бюджета, заявил, что считает целесообразным скорректировать практику применения бюджетного правила таким образом, чтобы в ходе исполнения бюджета суверенные фонды пополнялись не за счет увеличения текущего дефицита бюджета.

 

Бюджет перекладывает целый ряд расходов на регионы

 

"Согласно бюджетному правилу, дополнительные нефтегазовые доходы расходуются не на финансирование дефицита бюджета, как вы знаете, а на пополнение Резервного фонда. В результате будет продолжаться увеличение госдолга, а также, что очень важно, расходов на его обслуживание, которые, кстати, в 2015 г. увеличатся до 508 млрд. руб., что сопоставимо с расходами на образование. Одновременно будут увеличиваться внутренние заимствования, которые в следующем году превысят уже 1 трлн. 200 млрд. руб.", – утверждает Степашин.

Независимые эксперты также весьма критичны по отношению к проекту основного финансового документа страны. "Правильные слова о необходимости модернизации – не более чем маскировка продолжения политики вывода из страны государственного капитала, которым является, в частности, наращивание Резервного фонда, – обвиняет правительство экономист Михаил Делягин. – Неистовый плач о нехватке денег, служащий прикрытием для урезания в трехлетней перспективе расходов на образование, здравоохранение и культуру в рамках реформирования бюджетных организаций, звучит особенно цинично в стране, в федеральном бюджете которой, по официальным данным того же Минфина, без движения валяются 7 трлн. руб.".

Достаточно резко отзывается о проекте и эксперт Центра экономических и политических исследований Алексей Михайлов: "В российском бюджете деньги есть и много. Их трата – лишь вопрос приоритетов. А они негласно выбраны экономическими властями России – это национальная оборона и безопасность. Сначала все силовому блоку, а потом, что останется, остальным". Расходы на силовой блок, заявляет Михайлов, в 2008–2010 годах составляли 15–17% расходов бюджета, но к 2015 году доля этих расходов возрастет до 33,3%.

Даже депутаты проправительственной фракции считают необходимым при доработке законопроекта рассмотреть целый ряд неучтенных кабинетом министров вопросов. Речь идет, например, о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 г. на адаптацию экономики РФ к условиям членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и увеличении финансирования целевой программы "Социальное развитие села". Также комитет по бюджету и налогам рекомендует предоставить дополнительные бюджетные кредиты на реализацию программ развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ.

Что касается последних, то стоит сказать об одной из основных особенностей проекта бюджета – перекладывании целого ряда расходов на регионы. Причем, делается это в тот момент, когда многие субъекты Федерации зримо движутся к дефолту.

Как считают аналитики рейтингового агентства Standart&Poors, всем российским регионам, чтобы выполнить предвыборные обещания Владимира Путина, уже ставшие президентскими указами, только в этом году необходимо занять 500 млрд. рублей, а в 2013-м – уже 700 млрд. Между тем, по данным агентства, на 1 января этого года задолженность регионов уже превысила 1,15 трлн. рублей. У 19 субъектов долговое бремя превысило 50% местного валового регионального продукта. Это уже на грани банкротства. А федеральный центр обязывает разоряющиеся субъекты Федерации изыскать средства для существенного роста зарплат учителей, врачей и культурных работников.

"Надеяться, что повышенную социальную нагрузку возьмут на себя регионы, нельзя, – утверждает Оксана Дмитриева. – Их доходы не могут быть увеличены за три года на 12%, как это запланировано в проекте федерального бюджета. У регионов нет таких денег, у них нет денег на рост зарплат, это большой обман!".

По ее мнению, необходимо адекватно учесть цену на нефть, которая будет складываться в 2013 году, и использовать доходы от нефти и газа внутри страны, а не в зарубежной экономике. "Тогда у нас реально хватает средств на повышение зарплат бюджетникам в соответствие с указами президента, и на придание бюджету и нашей стране инновационного развития и формирования инвестиционного спроса".

"Если эти задачи не будут решены в 2013 году, – прогнозирует Дмитриева, – то можно предположить, что к следующему финансовому кризису, который будет отнюдь не в 2013, а существенно позже, в 2016-2017 гг., мы придем с отложенными социальными задачами, нерешенными задачами инвестиционного характера, с раскрученной пирамидой государственного долга. И есть опасения, что при таких бюджетах в 2017 году страна может повторить печальный опыт столетней давности".

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Олег КОНЮХОВ
novopol.ru

всего: 1730 / сегодня: 1

Комментарии /5

12:3723-10-2012
 
Читатель
Вот теперь вы поняли почему увеличивают штрафы, плату за ЖКХ и ремонты?

12:4923-10-2012
 
ничо вы не понимаете!!!
это СТАБИЛЬНОСТЬ!

13:4823-10-2012
 
Читатель
валить надо отсюда

15:5123-10-2012
 
Читатель
пусть путинский электорат получит то за что голосовал или эти люмпены думали что всегда будут жить за счет дорогой нефти

13:1824-10-2012
 
123
Надо еще нескольким странам долг простить, а циферки не круглые.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире