Министра образования критикуют все

Министра образования критикуют все

В стране и миреПерсона
Депутаты пригрозили Ливанову парламентским расследованием

Проект нового закона об образовании готовится сейчас в Госдуме ко второму чтению, которое, как сообщил вчера спикер нижней палаты Сергей Нарышкин, намечено на 11 декабря. Минобразования ведет сейчас с депутатами по этому поводу активный и острый диалог. Так что даже представители оппозиционных фракций пока высказываются в этом плане более или менее оптимистично, надеясь, что какие-то необходимые поправки в него им все-таки удастся провести.

Зато вчера на правительственном часе, на котором "отдувался" министр образования Дмитрий Ливанов, стало ясно, что в общем и целом оппозиция, да и Госдума в целом, с глубоким пессимизмом смотрят на состояние российской образовательной сферы после всех проведенных над ней экспериментов. Напомним, что последней чиновничьей новацией в этом плане стала публикация списков так называемых "неэффективных" вузов. Ливанов объявил о своем желании проредить вузовские ряды практически сразу же после своего назначения в мае этого года. Тогда под валом возмущения общественности он сделал вид, что от своей идеи отказывается. Однако недавно выяснилось, что работа по составлению реестра претендентов на закрытие продолжалась, причем, в него попал ряд знаменитых творческих вузов и огромное количество педагогических.

Депутат из "Справедливой России" Виктор Шудегов в своем вчерашнем утреннем выступлении от имени фракции высказался против того, чтобы над российским образованием все время проводились какие-то непонятные опыты. Ведь, по его словам, "жажда министерских изобретателей в новациях беспредельна". Он вспомнил и ЕГЭ, и некие образовательные стандарты для старшеклассников, которым собственно в образовании как таковом по сути дела отказывалось. А также планы по ликвидации начального профобучения и закрытию вузов. "Новации рождаются, миллиардные средства на их реализацию выделяются и исчезают. А ситуация в образовании становится все хуже и хуже", – констатировал Шудегов. Рейтинг эффективности вузов от Минобразования, уверен он, это не только абсолютно вредное, но и совершенно незаконное дело. Депутат напомнил, что сейчас по закону вузы закрываются лишь после отказа в лицензии и аккредитации, что происходит только в результате падения качества подготовки их выпускников. Так что состояние финансов, количество иностранных студентов и квадратных метров, высота баллов абитуриентских ЕГЭ и так далее здесь совершенно ни при чем.

Министр пессимизма оппозиционных депутатов по поводу тяжелого состояния отрасли не разделяет

Впрочем, Ливанов, как оказалось, пессимизма оппозиционных депутатов по поводу тяжелого состояния отрасли не разделяет, а их осторожный оптимизм в отношении закона об образовании он прокомментировал лишь общими фразами. Например, по его мнению, образовательное пространство страны последовательно и неуклонно модернизируется. Начиная с дошкольного образования, где скоро исчезнет очередь в детские сады, школьного, где уже проводится масштабная реорганизация региональных образовательных систем, и заканчивая высшим, где настоящие перемены вот-вот начнутся. Интересно, что министр почему-то предпочел обойти стороной разнообразные проблемы, которые постоянно встречаются на пути такой модернизации. Скажем, он ничего не сказал о неспособности многих регионов нормально финансировать образование из-за отсутствия денег. Напомним, что ситуация здесь оказалась настолько сложной, что в нее уже вмешался президент.

Зато в своей вчерашней речи Ливанов сам затронул тему рейтинга вузов, не дожидаясь, пока его спросят об этом депутаты. Он пообещал, что уже скоро появятся более четкие критерии определения эффективности тех или иных учебных заведений, а главное, будет установлено, какие типы вузов будут оцениваться по неким общим показателям, а какие – в особом порядке. К примеру, заявил министр, будут вузы, так сказать, объективно неэффективные – творческие, спортивные или готовящие узкопрофильных специалистов. Вторая группа вузов будет составлена из тех, кто нуждается в оптимизации. Судя по всему, в нее войдут те институты и их филиалы, которые по разным причинам существовать должны, но в более современном виде. Ну, а третья группа будет состоять из тех вузов, которые, условно говоря, не жалко закрыть либо слить с другими.

Ливанов также обнадежил преподавателей высшей школы планами повышения их зарплат до 200 % от среднего заработка по конкретному региону. Правда, такой показатель будет достигнут лишь к 2018 году.

На все депутатские вопросы он всегда говорил "большое спасибо", но на большую часть отвечал не слишком конкретно. Впрочем, были и четкие ответы – скажем, по единой школьной форме, идею которой Минобразования не поддерживает, соглашаясь лишь на некие общие правила школьной одежды и самостоятельность регионов в этом вопросе. Единственный раз, когда Ливанов не сказал "большое спасибо", был тогда, когда он отвечал на вопрос депутата из "СР" Светланы Горячевой. Она спросила, не стоит ли ввести уголовную ответственность за неудачные эксперименты в образовательной сфере для тех чиновников, которые придумывают их без оглядки на общественное мнение. На это министр не ответил ничего, обиженно заметив, что выдвигать взаимные упреки неэффективно.

На защиту Ливанова не встали ни представители ЛДПР, ни даже единороссы

Однако депутат Олег Смолин из КПРФ с Ливановым был явно не согласен. В его выступлении упреков в адрес Минобразования было много. Например, он поставил вопрос о том, почему предшественник Ливанова Андрей Фурсенко подписал для старшеклассников такой образовательный стандарт, который позволяет ничему их не учить на вполне законных основаниях. Смолин предупредил, что депутаты из КПРФ и "СР" собрали необходимые подписи для инициирования процедуры парламентского расследования, но дают ведомству последний шанс отменить документ, по сути дела уничтожающий в стране старшую школу. Касаясь мониторинга вузов, Смолин потребовал, чтобы методику, разработанную Высшей школой экономики и вызвавшую такие скандалы, приговорили "к высшей мере совершенствования".

Как ни странно, но на защиту Ливанова не встали ни представители ЛДПР, ни даже единороссы.

Ну, а "эсер" Виктор Шудегов, чье утреннее выступление по сути дела задало тон всему вчерашнему парламентскому часу, подвел некие итоги. Он заметил, что российское образование еще как-то работает исключительно за счет самопожертвования педагогов. По его словам, указы Путина от 7 мая, которые вроде бы должны были изменить ситуацию в этой сфере, на деле исполняются плохо.

Шудегов также обратился к Ливанову, сославшись на мнение экспертов, которые считают, что тот поставлен для окончательного развала сферы образования, и предложил ему опровергнуть такие оценки своей работой.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Иван ПАВЛОВ
novopol.ru

Комментарии /5

14:2916-11-2012
 
учитель
ДА ВЫ ТОЛЬКО ПОСМОТРИТЕ ПРОГРЫММУ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ОБОЛДЕТЬ МОЖНО, ДЕТИ ДУРЕЮТ НА ХОДУ, НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВАИВАТЬ ТАКОЙ "МАТЕРИАЛ". Учителю что, прочитал "лекцию" и домой. Мало кто старается довести суть материала ло каждого учениека, вот и нанимают бедные родители на последние гроши нянек. А ведь на старых учебниках мы учились и в космосе первыми были.

20:0216-11-2012
 
Читатель
Ещё не работал, а уже критикуют.

20:0316-11-2012
 
Читатель
этого урода кто к власти привел

20:0316-11-2012
 
Читатель
Да он сходу накосячил и не раз !!!!!

12:2817-11-2012
 
Читательучитель
ДА ВЫ ТОЛЬКО ПОСМОТРИТЕ ПРОГРЫММУ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ОБОЛДЕТЬ МОЖНО, ДЕТИ ДУРЕЮТ НА ХОДУ, НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВАИВАТЬ ТАКОЙ "МАТЕРИАЛ". Учителю что, прочитал "лекцию" и домой. Мало кто старается довести суть материала ло каждого учениека, вот и нанимают бедные родители на последние гроши нянек. А ведь на старых учебниках мы учились и в космосе первыми были.

Вот именно, где старые учебники, а не эти осовремененно-бредовые. Дети реально не успевают осваивать материал. Зачем субботу сделали учебным днём?

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире