Прокрались
Кого и как наши силовики похищают за рубежом?

Существует расхожее мнение, что отечественные спецслужбы перестали похищать людей из-за границы ещё во времена СССР. Действительно, ветераны КГБ и ГРУ не раз признавали, что ещё Леонид Брежнев в 70-х годах прекратил санкционировать подобные операции. Недавний инцидент с оппозиционером Леонидом Развозжаевым некоторыми трактуется как возвращение к опыту полувековой давности, когда в Москву в багажниках автомобилей с дипломатическими номерами возвращали сбежавших на Запад разведчиков и партийных функционеров. Между тем есть все основания утверждать, что от практики похищения людей наши спецслужбы и не думали отказываться. Просто качество проведения таких операций настолько повысилось, что свидетельств о них в прессе практически нет.                                     

Череда похищений сбежавших за рубеж российских граждан началась в 2006 году, после того как депутаты Госдумы проголосовали за внесение поправок в законы «О Федеральной службе безопасности» и «О противодействии терроризму», а Совет Федерации принял постановление «Об использовании формирований Вооружённых сил РФ и подразделений специального назначения за пределами России в целях пресечения международной террористической деятельности». Почти сразу за этими событиями последовало похищение в Баку Руслана Элиева (по азербайджанским документам – Алиева), сподвижника террориста Зелимхана Яндарбиева. К моменту своего исчезновения Элиев жил в Азербайджане несколько лет и готовился получить гражданство. Подробности этого похищения неизвестны – установлено лишь, что труп Элиева, руки которого запачканы кровью десятков солдат и офицеров Российской армии во время второй чеченской кампании, нашли в Чечне возле села Самашки в марте 2007 года. Говорят, что за похищением стояли люди из спецбатальона ГРУ «Восток» Сулима Ямадаева, но официальных подтверждений на сей счёт не последовало, так что это всего лишь догадки. Но есть труп Элиева, и есть запрос чеченской диаспоры в Азербайджане, отправленный на имя верховного комиссара ООН по делам беженцев. Нет лишь чёткого ответа: кто похитил боевика, кто его убил и не причастны ли к этому инциденту офицеры «Востока», которых заприметил в Баку друг похищенного Имран Газиев.
                                     
…о том, какими судьбами соратник Басаева оказался в Абхазии, остаётся только гадать…

 Газиев в то время был первым заместителем руководителя представительства Ичкерии в Азербайджане, и он последний, кто видел Элиева живым, – это было утром того же дня, когда боевик бесследно пропал. Газиев успел дать письменные показания азербайджанским следователям и поучаствовать в написании запроса в адрес верховного комиссара ООН. А в ноябре 2007 года, год спустя после исчезновения Элиева, Газиева застрелил неизвестный из очень приметного оружия – пистолета системы «Байкал».
                                     
Если из Азербайджана выкрасть боевика было сравнительно просто – судьбу Элиева, по слухам, повторили ещё несколько его соратников, – то похитить опасного террориста с территории Турции было делом гораздо более сложным. Хамзат Гицба достаточно повоевал ещё в первую чеченскую кампанию, а во время второй он занимался финансовыми вопросами – размещал вклады боевиков в банках Турции и доставал средства на покупку оружия и боеприпасов. Гицба дружил с Шамилем Басаевым, а любимым его развлечением были расправы с пленными российскими офицерами при помощи острого кинжала – существовало немало видеозаписей, на которых боевик с садистским удовольствием перерезает своей жертве горло.
                                     
2000 году Гицба осел в Абхазии и купил там двухэтажный дом, но два года спустя бывший боевик неожиданно перебрался в Турцию, опасаясь, что его выдадут российским властям. Говорят, что выкрасть террориста пытались несколько раз, но ни одна из этих попыток успехом не увенчалась. И вот в один из июльских дней 2007 года Гицба отправляется за продуктами на стамбульский базар, а 17 августа его труп находят в абхазской Гудауте. История, разумеется, до сих пор покрыта завесой тайны, и о том, какими судьбами соратник Басаева оказался в Абхазии, остаётся только гадать. Но есть основания утверждать, что к похищению Гицбы причастны спецслужбы России. Так, во всяком случае, считали Гаджи Эдильсултанов и Ислам Джанибеков, двое полевых командиров, также осевшие в Турции и долгое время делившие с Гицбой одну квартиру в Стамбуле. Спустя полгода после убийства Гицбы эти двое боевиков собрали пресс-конференцию, на которой огласили фамилии возможных похитителей своего подельника. Возможно, именно за это оба и поплатились жизнью. Эдильсултанова застрелили в сентябре 2008-го, а Джанибекова – в декабре того же года.
                                     
Но есть основания утверждать, что Джанибекова тоже пытались выкрасть, как и Гицбу, – так, во всяком случае, утверждают жена и дети террориста. Четверо неизвестных пытались связать Джанибекова и затолкать его в багажник автомобиля, но тот оказал сопротивление и ранил одного из нападавших. И тогда Джанибекова застрелили.
                                     
Говорят, что при похищениях террористов наши спецслужбы сегодня допускают довольно много «брака»: сказывается долгое отсутствие практики. А в 30–50-е годы прошлого века такой практики у них было хоть отбавляй. О тех филигранно организованных и блестяще проведённых похищениях сегодня уже мало кто помнит, кроме, пожалуй, специалистов. К примеру, в Израиле советский опыт до сих пор изучается и преподаётся в учебных заведениях, готовящих разведчиков. Изучают его и во Франции, и в Германии, и в Польше.
                                     
Но «брачок» отечественные похитители допускали даже в самые лучшие свои времена. Вспомнить хотя бы похищения белого генерала Кутепова и руководителя эмигрантского Народно-трудового союза (НТС) Трушновича. Генерала от инфантерии Александра Кутепова, возглавлявшего Русский общевоинский союз (РОВС), обвиняли в организации многочисленных рейдов белоэмигрантов с территории Польши на советскую территорию. Считается, что не кто иной, как Кутепов организовал взрывы в здании Ленинградского партклуба, где собиралось всё областное руководство Северной столицы. Его же особая группа боевиков заминировала общежитие сотрудников ОГПУ в Москве. На генерала началась охота: в 1930 году в Париж, где он проживал, отправилась особая группа ОГПУ. Однажды вечером трое неизвестных в форме французских полицейских задержали Кутепова якобы для проверки документов. Генерала усадили в автомобиль, а что было дальше – историки спорят об этом по сей день. Известно лишь то, что смерть настигла Кутепова в каюте советского парохода, следовавшего из Марселя в Новороссийск. То ли сердце генерала не выдержало, то ли переусердствовали похитители.
                                     
Но в основном похищения нашим спецагентам удавались. Можно вспомнить и успешный вывоз из Парижа в Москву председателя РОВС генерала Евгения Миллера, и похищение шведского дипломата Рауля Валленберга, и десятки других, столь же известных инцидентов с участием советских разведчиков.
                                     
Сейчас, разумеется, подобные жёсткие операции если и практикуются, то исключительно против закоренелых бандитов, на руках которых кровь десятков, если не сотен наших соотечественников. Но похищают не только террористов, правда, без особого успеха.
                                     
В 2009 году тогдашний глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко рассказал о двух случаях похищений граждан этой страны – сотрудников спецслужб – их российскими коллегами. Оперативников главного управления разведки министерства обороны Украины, фигурировавших под именами Руслана Пилипенко и Олега Варенецкого, похитили в Одессе сотрудники ФСБ России. Они же доставили их в Тирасполь и там передали представителям МГБ Приднестровья. Правда, до этого разведчика Пилипенко, если верить Наливайченко, несколько дней допрашивали на территории российской военной части и угрожали ему физической расправой – но было ли это, нет ли, мы вряд ли узнаем. В конце концов Пилипенко передали украинской стороне живым и невредимым. Вслед за ним передали и Варенецкого.
                                     
Годом раньше, по словам Наливайченко, произошёл ещё один странный инцидент – бывшего гражданина России Виктора Павличенко, получившего в 2007 году украинское гражданство, нашли мёртвым в Краснодаре. Павличенко, как выяснилось, был штатным сотрудником СБУ, и его, судя по всему, перед смертью похитили предположительно представители российских спецслужб. Наливайченко обещал грандиозные разоблачения, но своих слов не сдержал. А после того как власть на Украине сменилась, эта история и вовсе была предана забвению.
                                     
Ещё одна мутная история случилась на Украине со сбежавшим из России гражданским активистом Денисом Солоповым. Солопова обвиняли в том, что он готовил в России массовые беспорядки. Якобы он формировал группы активной молодёжи, переправлял их в Швецию для обучения в особых лагерях, а затем сколачивал из них боевые отряды. Когда Солоповым заинтересовались спецслужбы, он успел перебраться на Украину. И там его якобы похитили представители ФСБ. Дальше, правда, в этой истории имеется несостыковка: по словам Солопова, его должны были тайно перевезти в Россию. Неясно, почему так и не перевезли: через сутки после похищения, 2 марта, представители российских спецслужб сдают Солопова с рук на руки украинским правоохранителям. Те, в свою очередь, двое суток держат его в КПЗ, а затем везут в суд. И 4 марта Соломенский райсуд санкционирует временный арест Солопова на 40 суток для обеспечения его экстрадиции в Российскую Федерацию. Экстрадиция, впрочем, так и не состоялась – спустя некоторое время Солопов беспрепятственно вылетел в Голландию. Что помешало вернуть Солопова в Россию, так же как и Развозжаева, понять сложно.
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Георгий Филин
versia.ru

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире