Бензин в России: Повышение качества будет способствовать росту цены

Бензин в России: Повышение качества будет способствовать росту цены

В стране и миреВ стране
Новый, 2013-й, год может стать годом перемен для российского рынка моторного топлива.

С 1 января в России будет запрещен оборот бензина и дизельного топлива низкого экологического класса - "Евро-2".

Кроме того, 2013г. будет последним для оборота топлива класса "Евро-3". Также продолжит действовать система дифференцированных акцизов. И как следствие того, что качество топлива в РФ в целом должно повыситься, ждать снижения цен на нефтепродукты пока не приходится.

Пресловутый "Евро"

В год автомобилисты России потребляют около 35 млн т автомобильного бензина и примерно столько же дизельного топлива. Как подсчитали эксперты ИФК "Солид - товарные рынки", ежегодный прирост потребления автомобильного бензина составляет 3,5%, по дизелю - около 4%. И даже в кризисные годы спрос на моторное топливо в РФ не снижался, благодаря увеличению автомобильного парка за счет современных автомобилей.

Несмотря на то что автомобили в РФ становятся все более технологичными, внутренний рынок моторного топлива не успевает за техническим прогрессом. Например, Россия пока только на пути к переходу на экологический класс топлива "Евро-5", который регулирует содержание вредных примесей в выхлопных газах, в то время как Евросоюз с 2009г. сделал этот стандарт обязательным для всех легковых автомобилей. Планируется, что полный переход на "Евро-5" в России будет осуществлен только в 2016г.

Ограничить использование в РФ "Евро-2" должны были уже в этом году, однако нефтяники оказались к такому повороту событий не готовы и попросту не успели модернизировать свои мощности.

Теперь правительство настроено решительно. По словам вице-премьер Аркадия Дворковича, никаких отсрочек больше не планируется, несмотря на то что ряд ведомств выступает за смещение на более поздний срок. По расчету министра энергетики РФ Александра Новака, к 2015г. Россия сможет производить топливо "Евро-5" в размере до 38 млн т бензина (до июля 2012г. - 600 тыс. т) и 77 млн т дизельного топлива (вместо 11,9 млн т) в год. К 2020г. эти показатели вырастут до 50,9 и 101,2 млн т соответственно.

Длительные обязательства

Для обеспечения планов по модернизации в июле 2011г. между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Результатом предпринятых мер, по подсчетам Министерства энергетики РФ, должны стать значительные инвестиции в отрасль, которые в период с 2011г. по 2015г. должны достигнуть 1 трлн руб. При этом в 2012г. можно вести речь о сумме в 200 млрд руб., что больше, чем за 2008-2010гг. вместе взятые.

Планировалось, что в течение 2012г. компании должны ввести в эксплуатацию десять новых установок вторичной переработки общей мощностью 15,34 млн т и завершить реконструкцию еще десяти (13,7 млн т). Однако не все они укладываются в графики. Между тем отраслевые эксперты полагают, что глобально график перехода на более экологичные виды топлива в России меняться не будет. При этом, по расчетам властей, и угрозы дефицита топлива в РФ также возникнуть не должно.

Более того, по мнению директора энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григория Выгона, если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса "Евро-3" в 2013г. и класса "Евро-5" в 2016-2017гг., а в 2020г. уже может возникнуть существенный профицит автобензина - более 10 млн т. "В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации", - подчеркнул Г.Выгон.

Выгодные налоги

Для развития нефтепереработки в России вводятся и запретительные меры. Например, после того как разразился бензиновый кризис, сопровождавшийся дефицитом топлива на АЗС и резким ростом цен на него в ряде регионов, правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина в размере 90%. Причем она коснулась не только самого топлива, но и активно экспортируемого из России прямогонного бензина, который затем в Европе использовался для выпуска качественного топлива.

Стимулом для модернизации НПЗ должны стать дифференцированные ставки акцизов: более низкий акциз на топливо более высокого экологического класса. С 1 июля 2012г. были повышены акцизы на бензин классов "Евро-2" и "Евро-3", в то время как акцизы на "Евро-4" остались неизменными, а на "Евро-5" снизились.

Перспективы платить меньше налогов привлекли нефтяников. Как подсчитали в ЛУКОЙЛе, экономия компании на дифференциации акцизов на светлые нефтепродукты в 2012г., по предварительным данным, составит 200 млн долл.

Как следствие, некоторые компании приступили к переходу на выпуск "Евро-5" со значительным опережением сроков. В частности, в июле "Башнефть" объявила, что полностью перешла на продажу автомобильного бензина и дизельного топлива на своих АЗС только стандарта "Евро-5". Одновременно "Газпром нефть" перевела на "Евро-5" "Ярославнефтеоргсинтез", которым владеет вместе с ТНК-BP. В течение 2012г. компания начала выпуск дизеля и бензина класса "Евро-5" на омском НПЗ. Полностью на производство автомобильных бензинов 4-го и 5-го классов, а также дизельного топлива 5-го класса НПЗ перейдет с 2013г. На выпуск "Евро-5" также перешел рязанский НПЗ - крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятием ТНК-BP. Планируется, что годовой объем производства составит 1,5 млн т.

В свою очередь в ЛУКОЙЛе ожидали, что в 2013г. экономия компании за счет пониженных акцизов должна достигнуть 460 млн долл. Однако этим планам, скорее всего, сбыться не суждено. Так как государство несколько умерило щедрость и приняло за основу более высокие акцизные ставки, чем планировалось ранее. Однако дифференциация была сохранена. В целом в 2013г. они станут выше на 6%. На бензин "Евро-5" с 1 января 2013г. ставка акциза увеличится почти на 12%, а на бензин класса "Евро-3" - на 23%.

Вопрос в цене

Итак, российский потребитель может ожидать повышения качества бензина и дизеля, но при этом топливо вряд ли снизится в цене. Даже 2012г., судя по всему, несмотря на предвыборный период, характеризовавшийся снижением цен на топливо, в целом может оказаться рекордным по росту цен и обогнать инфляцию. Во второй половине года, литр высокооктанового бензина и дизеля уже уверенно стоил больше психологически важной отметки в 30 руб.

По оценкам аналитика исследовательской компании INFOLine Ивана Федяков, причина роста цен на бензин кроется во вполне объективных факторах. Во-первых, это рост акцизов на бензин, во-вторых, цены на нефть в мире остаются устойчиво высокими.

Противовесом подобным тенденциям могла бы стать здоровая конкуренция на рынке, считает эксперт. В качестве примера он приводит рынок моторного топлива в США, где в условиях жесткой конкуренции игроки не имеют возможности завышать цены на бензин и при этом ведут борьбу за качество. В результате центрами прибыли для владельцев заправочных станций становятся сопутствующие услуги и кафе, а наценка на бензин почти отсутствует.

Между тем в России реализации американских подходов к ведению данного бизнеса вряд ли стоит ожидать. В ближайшее время топливному рынку может грозить только укрупнение. В первой половине 2013г. "Роснефть" планирует закрыть сделку по приобретению нефтяной компании ТНК-BP. В результате на ее долю будет приходиться примерно треть российской нефтепереработки, посчитал руководитель проекта ОАО "Солид - товарные рынки" Михаил Турукалов. Кроме того, полагает ведущий аналитик компании "Альпари" Михаил Крылов, компания получит половину рынка автомобильного топлива в РФ, при этом в некоторых регионах ее доля может доходить до 60 и даже 70%.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Екатерина Струкова
top.rbc.ru

всего: 995 / сегодня: 1

Комментарии /24

13:0411-12-2012
 
 
THX 1138
Да она и без повышения качества троекратно растет.

13:1111-12-2012
 
 
Угораздило заправиться
Не доезжая куйбышевского моста тн-нефть (или типа того) машина вааще не едит

13:1811-12-2012
 
 
.
Моя заработная плата не поспевает за ростом цен на бензин, почему в таких же пропорциях не растет ЗП? В среднем за год, цена на ГСМ поднялась на 10%, а на сколько поднялась ваша ЗП за этот же период?

13:1811-12-2012
 
 
Silver Bug
Как заправлюсь, так прям чувствую - КАЧЕСТВО пошло в гору! А кому не нравится, тот "раскачивает лодку" и "агент госдепа"!
п.с. То есть все признают, что в последние годы, мы заправляемся низкосортным топливом, по завышенной цене...

13:1911-12-2012
 
 
123
Хрень полнейшая. За десятилетия ничего не сделали, хотят за год улучшить качество. Причем без модернизации заводов. Это возможно только на бумаге.

13:3911-12-2012
 
 
Читатель
Словосочетания "качественный бензин" и "российский бензин" несовместимы!

13:4211-12-2012
 
 
Читатель
Вот на вывеске и напишут Евро 3, а наливать будут в бак то что есть.

13:4311-12-2012
 
 
обыватель
для 13:18
в среднем за год цена поднялась на 20%( на 92)
"На бензин "Евро-5" с 1 января 2013г. ставка акциза увеличится почти на 12%, а на бензин класса "Евро-3" - на 23%." "Итак, российский потребитель может ожидать повышения качества бензина и дизеля, но при этом топливо вряд ли снизится в цене."-конечно не снизится только дороже будет

13:4411-12-2012
 
 
Читатель.
Моя заработная плата не поспевает за ростом цен на бензин, почему в таких же пропорциях не растет ЗП? В среднем за год, цена на ГСМ поднялась на 10%, а на сколько поднялась ваша ЗП за этот же период?

8,5 %

13:4411-12-2012
 
 
Читатель
в 99 году аи-92 у нас в городе столи 4,5руб., а сейчас 26 руб., выходит примерно по 40 % в год, и нет конца росту

13:5711-12-2012
 
 
обыватель
для 13:44
вот и получается что при инфляции этих лет бенз должен стоить 18 р....даже при алкаше верхушка такого беспредела с ценами и обогащением себе не позволяла

13:5711-12-2012
 
 
Читатель
Оставте 92-й в покое. Если у вас в москве плохо с экологией, вот у себя и убирайте, а нас не трогайте. Мы разницы между загрязнением от 92 или 95 (98, 101, 150......) не почуствуем, ибо есть РусАЛ, ЗСМК, Ферросплавный, КМК и доля выхлопных газов от авто в общей массе ничтожно. Тем более зная ваш менталитет, улучшения будут только на бумаге и в телевизоре, а в бензобаке как был 92-й, так он и останется.

14:1511-12-2012
 
1
химик
БАЙДА, а не статья.
В России бензин по ценам перегнал Америку, но его качество пока только ухудшается.
Только производитель-дембель и для дембелей-покупателей может называть 95-ый - 95"G" и верить в это чудо.

Со мной согласятся те, кто отдыхал за "бугром" и брал авто на прокат.

14:1711-12-2012
 
 
эксперт
Верить в 95G - все равно, что верить в существование ЙЕТИ

14:3111-12-2012
 
 
Кон
Во всем мире правительства с целью защиты граждан своих стран от произвола национальных или транснациональных компаний устанавливают максимально допустимые цены на тот или иной общественно-значимый продукт(товар).Производители, дабы выиграть в конкурентной борьбе,снижают цены.Для чего проводят модернизацию производства,минимизируют расходы и тд.и тп.У нас правительство устанавливает минимальные цены на некоторые товары(например на водку).Позволяет монополистам увеличивать цены и стоимость услуг(например стоимость электроэнергии,бензина,билетов на поезда и тд.)Власть,призванная защищать интересы граждан,защищает интересы монополий.Парадокс?Отнюдь нет.Это закономерность для России последние 12 лет.Результат-полное отсутствие модернизации стратегических отраслей промышленности."Зачем нам какие-то инновации,если мы и так в шоколаде?"-примерно так рассуждает любой монополист.Отсюда-застой,падение производства,дальнейшее отставание от развитых стран.

14:5211-12-2012
 
 
Читатель
нет, надо не такой заголовок сделать. Рост цены не бензин не будет способствовать повышению качества. Вот так будет честней

15:4111-12-2012
 
1
КоляYeti
Очередной объ~бон.

16:5011-12-2012
 
 
123КоляYeti
Очередной объ~бон.

согласен! 100%

18:5611-12-2012
 
 
Читатель
Давно езжу на газе.
Пока бензин не интересен.

19:2111-12-2012
 
 
Арийский гомофоб
В войну были грузовики ездящие на дровах. Учитывая цены на бензин похоже пришла пора возрождать технологию дроволётов.

19:4411-12-2012
 
 
Пурген
Это наверное заказная статья - сейчас все все обсудят, перегрызутся, власть помянут не добрым словом и ... смирятся. Перегоревший навоз, это уже удобрение. Пар спустим и Взрыва не будет.

20:3811-12-2012
 
 
Перзидент всея Роисси
Всё под моим контролем! Мои друганы хотят обновить свой транспортный парк--ценам я приказал расти.

21:1411-12-2012
 
 
123
Очередная рубка бабла и очередная болтовня про....

10:2312-12-2012
 
 
Шеф
Сколько заправлялся 95-м, когда не было 92-го, разницы не почувствовал ни в мощности, ни в экономичности.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире