Россия - "коварный враг" и "оккупант", а мы - самые древние: чему учат детей в школах стран СНГ

Россия - "коварный враг" и "оккупант", а мы - самые древние: чему учат детей в школах стран СНГ

В стране и миреИстория
Анекдот: "Русские захватчики вpывались в кишлaки, аyлы, cтойбищa, оcтaвляя после себя гоpoда, библиoтеки, yниверситeты и теaтpы"

На сайте "Голоса России" опубликована статья из "Красноярской газеты" "Докопаться до правды, или Кто и зачем переписывает историю".

Анализ 187 школьных учебников, издаваемых в странах СНГ, показал, что, за исключением Белоруссии и Армении в школах преподается националистическая история, основанная на мифах об автохтонности, о прародине, о лингвистической преемственности, о славных предках, о культуртрегерстве, об этнической однородности, о заклятом враге. В качестве врага используются образы России и русских. Образ врага закладывается в учебники даже для младших классов. Так, школьники 4-го класса школ Грузии изучают историю и географию страны в курсе "Родина". Параграф, посвященный Южной Осетии (по грузинской терминологии - Шида Картли), сводится к трем ключевым тезисам: 1. Шида Картли - родина ряда выдающихся деятелей грузинской культуры; 2. Осетины издавна живут "на грузинской земле в тесной дружбе и родстве с грузинами"; 3. В последние годы "коварный враг" посягнул на дружбу грузин и осетин и достиг своей цели. Два родственных народа с оружием в руках выступили друг против друга. Аналогичным образом построен параграф, описывающий Абхазию: "Враги сделали всё, чтобы посеять вражду между грузинским и абхазским народами с целью отторгнуть Абхазию от Грузии. "Коварный враг" ни разу не назван по имени, но можно ли сомневаться, кто здесь имеется в виду?

Обоснование древности национальной истории и автохтонности современной нации в школьных учебниках доходит до анекдотических размеров. Так, в азербайджанских учебниках предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров. "Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях". Среди предков кыргызского народа последовательно называются скифы, гунны и усуни. В эстонских учебниках можно встретить утверждение о предках современных эстонцев и формировании "эстонского народа" примерно пять тысяч лет назад.

Фантастической должна быть признана и украинская версия происхождения современной нации. В украинских учебниках излагается схема М. С. Грушевского, ключевым моментом которой является отрицание древнерусской народности и утверждение о параллельном существовании двух народностей: "украинско-русской" и "великорусской". По Грушевскому получается, что Киевская держава - государство "русско-украинской", а Владимиро-Суздальская - "великорусской" народностей. Киевский период истории "украино-русской народности" постепенно переходит в Галицко-Волынский, затем - в Литовско-Польский, а Владимиро-Суздальский период истории "великорусской народности" - Московский. Тем самым М.С. Грушевский пытается доказать, что вместо единой русской истории существуют две истории двух разных народностей: "История Украины-Руси" и "История Московии и Великороссии".

Внимание к древности национальной истории имеет очевидную проекцию на современность. Провозглашение древних азербайджанцев современниками шумеров призвано обосновать тезис: "Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана". Карты учебника истории Грузии для 5-го класса призваны продемонстрировать, что в древности территория Грузии была намного больше нынешней. В качестве "исторических областей Грузии" на карте изображены территории, находящиеся в составе Азербайджана, России и Турции. Как они там оказались, школьники знают с 4-го класса - захватили враги.

Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является представление контактов с русскими и Россией как источник проблем и неприятностей для предков. Так, первые исторические знакомства азербайджанцев с русскими описываются в учебниках как страшные бедствия: "Во время похода 914 г. славянские дружины месяцами беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря. Они учинили расправу над мирными жителями, угнали в плен женщин и детей". Авторы описывают изуверства, чинимые русскими, так, будто сами были этому свидетелями.

Первые контакты предков эстонцев с русскими описываются как грабительские набеги. России как государству с древности до наших дней приписывается агрессивность. Так, в латвийских изданиях само образование централизованного государства в России подается как негативный фактор для Латвии, так как оно имело "агрессивные устремления": стремилось "добыть выход к Балтийскому морю". Перед учащимися развертывается картина ужасов: начиная с конца XV века, посылаемые московскими правителями войска неоднократно нападали на ливонские земли, грабили и угоняли в плен жителей. При этом лишь вскользь замечается, что войска Ливонского ордена "тоже совершали набеги на Русь". Ливонская война и в латвийских, и в эстонских учебниках трактуется как агрессия со стороны России.

Присоединение тех или иных территорий к России, как правило, оценивается негативно. Выгоды, получаемые народами в рамках большого государства, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности. Статус своих территорий в составе Российской империи учебники истории Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана оценивают как "колониальный" и соответственно квалифицируют русских как "колонизаторов".

Армянские авторы проявляют более взвешенный подход, отмечая прогрессивные для армянского народа стороны завоевания Россией Закавказья. Основным содержанием национальной истории в период нахождения в составе Российской империи оказывается национально-освободительная борьба. Так, в казахском учебнике истории написано: "Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII в. до 90-х гг. ХХ в. Далее приводится десяток примеров борьбы казахского народа за независимость - восстания, волнения, национально-освободительные движения, выступления и проч.

Подавление восстания туркестанских мусульман 1916 г. в кыргызстанских учебниках оценивается как попытка уничтожения кыргызского народа: "Предпринятые царизмом меры по подавлению восстания вылились в массовое истребление кыргызского народа. Оказавшись перед угрозой геноцида, повстанцы стали поспешно перекочевывать в Китай". "От полного истребления кыргызов спасли лишь свержение русского царя и Октябрьская революция".

События революций 1917 г. и гражданской войны рассматриваются учебниками, как правило, сквозь всё ту же призму национально-освободительной борьбы. В ряде стран сам термин "гражданская война" не употребляется вообще. Современные учебники изображают большевиков либо русскими, либо марионетками в руках русских. В азербайджанской школе большевики изображаются союзниками армян. Само установление советской власти в Азербайджане, Грузии, Украине изображается как "агрессия", "интервенция", "оккупация".

"Советская Россия не удовлетворилась завоеванием Грузии и созданием подвластного ей оккупационного правительства, - пишут авторы одного из грузинских учебников, - теперь Москва приступила к осуществлению своего вероломного плана - разделению Грузии на автономные единицы. Абхазские и осетинские сепаратисты не замедлили воспользоваться антигрузинской политикой России".

Весь советский период истории учебники Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана оценивают как "колониальный". "Азербайджан превратился в колонию Советской России, которая приступила здесь к реализации социально-экономических и политических мер, наиболее отвечающим её колониальным интересам". "Казахстан превращался в сырьевую базу страны, т.е. он был и оставался колонией". "Построенные за эти годы предприятия и Турксиб только увеличили объем вывозимых из республики сырьевых ресурсов".

Происхождение Второй мировой войны учебники Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины и Эстонии связывают с "пактом Молотова - Риббентропа". Он оценивается как соглашение агрессоров о начале Второй мировой войны.

...Историю, как известно, пишут победители. Мы проиграли холодную войну в 1991-м и, естественно, что победитель начал переформатировать историю под себя. Вот мы и имеем то, что имеем, сказано, в частности, в публикации.

 
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /13

17:4502-01-2013
 
Читатель
и чо?

18:1702-01-2013
 
Читатель
Раз мы аккупанты,чеж они тогда сюда едут.

19:4502-01-2013
 
Читатель
типа это не так

19:5802-01-2013
 
ЕЩЕ ЧИТАТЕЛЬ
все эти лакейские : ще не вмерла украйна да ще польске не сгинела . прибалты и им подобные исторические шлюхи на протяжении всей обозримой истории валялись под всеми ближними соседями не имея никаких корней пока Россия не подобрала все это отребье с обочины теперь срочно ищут национальную идею. с которой могли бы выступить как самодостаточное государство. но достаточно будет России подняться с колен как вся эта свора выстроится в очередь наших лучших друзей

21:3702-01-2013
 
Читатель
Евреи всегда настраивали народы против друг друга, а сейчакс они в этом преуспевают.

21:4602-01-2013
 
Читатель
Не евреи, а сионисты. Ибо не надо всех евреев под одну гребёнку. Много среди евреев по-настоящему русских людей.

12:1503-01-2013
 
читателю 21:46 03- 01-2012
Приведите пример, чтобы евреи были снисходительны к русским и другим народам. Евреи- это единственная нация на земле, не ассимилирующаяся с другими народами.

14:1903-01-2013
 
Читатель
Да что ты,а китайцы,а арабы,а чечены, чечен скажет я чеченец, араб скажет я араб, а еврей пока не ткнешь в него пальцем не признается что он еврей. Евреи это единственная нация которым все другие нации не дают забыть что они евреи.

15:1503-01-2013
 
Читатель
статья не о чём.политика Москвы .даже сейчас к своим регионам пример кемеровская .об. как колониям что говорить отношение государств входящих в состав Российской империи .дружба она на общих интересах и равенстве .что не скажеш что творится на территории современной России

15:5903-01-2013
 
Читатель
На вопрос " Как Вы относитесь к выражению- Россия для русских?" Путин ответил, что это лозунг дураков и идиотов. Нынешние еврейские правители России убрали из паспорта графу о национальности.

17:4103-01-2013
 
для 14:19 03-01-2013
Моя тётка как пошла на пенсию, так продала здесь свою двхкомнатную квартиру и уехала жить в Харбин КНР. Купила там себе новоую комфортабельную трёхкомнатную квартиру. Живёт там хорошо, ненарадуется, вышла замуж за хунхуза. А вот в Израиль мою тётку никогда не пустят, она русская. Израиль- это сионистское моногосударство. Вот вам и ответ от ваших же евреев. Не евреев, а евреи ненавидят лютой ненавистью другие народы.

13:2604-01-2013
 
Кон
Все больше появляется авторов,пытаюшихся вбить клин между народами.Печальноэто.Политика государства почему-то движется в том же направлении.

17:1214-01-2013
 
Читатель
Русские варвары-завоеватели уходили из освобожденных республик, оставляя за собой заводы, школы, больницы, библиотеки, театры и институты.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире